Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ЮУрГТК: к реализации новых образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по топ-50 готовы! №1(15), 2017 год

И.И. Тубер, директор ЮУрГТК

Перед системой профессионального образования России сегодня поставлена новая цель: кадровое обеспечение перехода России на инновационный путь развития, решение актуальных задач новой индустриализации и импортозамещения. 

Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, с 1 сентября 2017 года профессиональные образовательные организации России начинают подготовку по новым ФГОС СПО по топ-50. Поэтому необходимо решить важную задачу по обеспечению организационно-педагогических условий для их внедрения и реализации. 

В ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» разработан план внедрения ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. Данный план отвечает целям реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим задачи и пути развития колледжа на ближайшую перспективу.

Первым шагом в этом направлении стало проведение сравнительного анализа действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по топ-50, выявление их особенностей. ФГОС по топ-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержание требований. Структура его полностью соответствует ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и включает требования к структуре основных образовательных программ и их объёму; к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным) реализации основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС СПО топ-50 определена значимая роль примерных основных образовательных программ: строго с учётом примерной программы профессиональная образовательная организация разрабатывает рабочую образовательную программу, а именно — определяет конкретное соотношение объёмов обязательной и вариативной частей, перечень, содержание, объём и порядок реализации учебных дисциплин и профессиональных модулей, определяет условия реализации образовательной программы.

Вторым достаточно важным шагом стало соотнесение новых специальностей ФГОС по топ-50 с реализуемыми колледжем специальностями в рамках действующих ФГОС СПО 3+. 

Третий шаг — оценка условий и готовности к внедрению ФГОС по топ-50. В ходе оценки условий и готовности, опираясь на материалы ежегодного отчёта по самообследованию учебным учреждением, был сделан ряд заключений. 

Во-первых, колледж имеет большой опыт подготовки специалистов в рамках вышеперечисленных УГС. 

Во-вторых, качество подготовки в рамках УГС подтверждается результатами государственной итоговой аттестации, отзывами работодателей, результатами участия студентов данных УГС в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WSR), в областных конкурсах и олимпиадах, заключительных этапах всероссийских олимпиад профмастерства.

В-третьих, создана и развивается учебно-материальная и учебно-методическая база, обеспечивающая реализацию образовательных программ, сформирована и функционирует информационно-образовательная система, широко используется потенциал информационно-коммуникационных технологий для повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

В-четвёртых, интеллектуально-профессиональный потенциал педагогических и управленческих кадров колледжа достаточно высок, действует эффективная многоуровневая система повышения квалификации, в рамках решения актуальных задач и реализации инновационных проектов успешно работают временные творческие группы, налажена тесная связь с федеральными учебно-методическими объединениями и межрегиональными центрами компетенций. 

Например, по специальностям, входящим в укрупнённую группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, ежегодно выпускники и студенты колледжа выполняют практико-ориентированные дипломные и курсовые проекты (в большинстве своём по заявкам), имеющие реальное применение в производстве, в организации образовательного процесса, в том числе и в вузе — сетевом партнёре колледжа.

Обучающиеся по специальностям УГС 09.00.00 Информатика и вычислительная техника — активные участники большого количества конкурсных мероприятий, направленных на развитие профессионального и интеллектуального потенциала студентов СПО. Студенты ежегодно занимают призовые места на региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WSR), являются победителями межрегионального конкурса, областных олимпиад профмастерства по данной специальности. В 2015 году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах студент ЮУрГТК занял 1-е место. 

Педагогические работники колледжа также участвуют в различных профессиональных конкурсах, нередко становясь их лидерами. Например, преподаватели УГС 09.00.00 — победители областных конкурсов профмастерства среди мастеров производственного обучения (руководителей практик), областного конкурса профессионального мастерства «Мастер года», призёры всероссийских методических конкурсов. Все преподаватели, задействованные в реализации образовательных программ, систематически повышают свою квалификацию, проходят стажировки в ведущих профильных образовательных организациях высшего образования и организациях и фирмах IT-направления, трое преподавателей успешно прошли обучение по программе магистратуры в профильном вузе, руководитель УГС — кандидат педагогических наук. Руководящие и педагогические работники проходят также обучение по программам повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС по топ-50 в МЦК, по внедрению стандартов WSR в процесс подготовки специалистов для IT-отрасли. 

ЮУрГТК располагает достаточной учебно-материальной базой. Однако как элемент организации образовательного процесса подготовки специалистов она требует постоянного совершенствования и модернизации. С учётом требований примерных основных образовательных программ ФГОС по топ-50 составлен план развития оснащения лабораторий и полигона компьютерной техники, проводится постоянная модернизация компьютерного парка, приобретается лицензионное программное обеспечение, осваивается и широко используется программное обеспечение, находящееся в свободном доступе. 

В марте 2017 года колледжем получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по шести новым специальностям, входящим в топ-50. Педагогический коллектив работает над проектированием рабочих образовательных программ подготовки специалистов среднего звена по новым специальностям (см. схему). 

Организовано взаимодействие с работодателями по определению дополнительных профессиональных компетенций, знаний и умений, требуемых региональным рынком труда, позволяющим учитывать технологические особенности предприятий и организаций региона. 

С учётом новых задач и направлений деятельности в соответствии с дорожной картой внедрения ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям была организована приёмная кампания 2017 года, в рамках которой осуществлялась профессиональная ориентация и набор на обучение по новым образовательным программам, разработаны рекламные информационные материалы, проведены профориентационные мероприятия, консультирование абитуриентов и их родителей. 

Участвуя в пилотном проекте внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области, колледж провёл демонстрационный экзамен для выпускников 2017 года, а преподаватели прошли обучение и получили опыт работы экспертами на демонстрационном экзамене в других профессиональных образовательных организациях области. Данный факт обеспечил готовность педагогического состава колледжа к массовому внедрению новой формы оценки качества подготовки выпускников — демонстрационному экзамену, позволил определить ряд проблем, требующих разрешения. 

В числе задач следующего этапа — мониторинг реализации образовательных программ ФГОС по топ-50, определение направлений корректировки рабочих программ и контрольно-измерительных материалов, стажировка преподавателей и мастеров по проблемам реализации ФГОС СПО по топ-50 и стандартам WSR.

Среди характерных особенностей ФГОС по топ-50 нужно отметить следующие:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учётом требований международных и профессиональных стандартов, передовых технологий;
  • изменены номенклатура и ориентация общих компетенций;
  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
  • определены условия реализации образовательной программы, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, реализующих содержание профессионального цикла;
  • в структуру государственной итоговой аттестации введён демонстрационный экзамен.