Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ОАО «Авиационная корпорация «Рубин»: обучайся будущей профессии настоящим образом! №2(14), 2016 год

Елена Николаева

Взаимодействие промышленных предприятий с учреждениями профессионального образования важно как для системы профтехобразования, так и для производственников: колледжи и техникумы получают возможность усовершенствования материально-технической базы и обучения молодёжи непосредственно на производстве, а на завод в итоге приходят адаптированные к реалиям современной промышленности кадры. Один из таких примеров — социальное партнёрство Авиационной корпорации «Рубин» и Балашихинского индустриально-технологического техникума. Об этом и о других сторонах социальной ответственности нынешних производственников мы говорим с генеральным директором АК «Рубин» Евгением Крамаренко.

— Евгений Иванович, давайте начнём с истории предприятия: первый послевоенный год, идёт восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Почему возникла потребность в создании такого предприятия, как авиационный завод № 279?

— Строго говоря, завод № 279 создавался не на пустом месте. Он был создан на базе ОКБ завода № 219 (ныне ОАО «БЛМЗ»), который, в свою очередь, ведёт историю от заводов № 120 и № 121, в годы войны эвакуированных в Каменск-Уральский и Нижний Тагил. По своему назначению будущий «Рубин» был опытным заводом авиаколёс и гидропневматического оборудования для самолётов. Создан завод № 279 был по приказу наркома авиапромышленности М.В. Хруничева за № 113с от 15 марта 1946 года. Целью создания было обеспечение колёсами и тормозами реактивных и скоростных самолётов, а также самолётов с большим посадочным весом. Фактически завод № 279 был организационно выделен из завода № 219, и некоторое время между предприятиями даже не было чёткой границы; более того, по сей день часть производственных площадей имеет вход на территории «Рубина», а сами площади вдаются своего рода полуостровами в территорию БЛМЗ.

— У вас уникальное предприятие не только для России, но и для всего СНГ. Расскажите немного о специфике производства.

— Прежде всего нас отличает наследие ОКБ. Мы сами являлись прежде и остаёмся сейчас разработчиками колёс, систем торможения и других гидравлических и пневматических агрегатов. Начиная с 50-х годов прошлого века почти все самолёты и вертолёты, созданные в СССР, оснащались нашими разработками. Уверен, что всем известны такие самолёты, как Ил-96, Ту-204, Су-30, Су-34, МиГ-29, Бе-200 и вертолёт Ми-28Н. В истории завода есть и страница со знаменитым «Бураном» — космическим кораблём многоразового использования, совершившим изумившие весь мир полёт и возвращение в полностью автоматическом режиме. Продукция нашего завода не подвела — «Буран» приземлился отлично.

— Что для вас входит в понятие социальной ответственности?

— По какому бы пути ни развивалась страна, каждому из нас следует помнить о том, что народ — это не только ныне живущие, но и те, кто жили и трудились до нас, оставив нам великую державу, а также те, кому мы передадим завод, город, страну, — наши дети, молодёжь. И от нас зависит не только то, в каком виде мы передадим им страну, но и то, как хорошо они смогут управиться с полученным наследием. В этом и состоит национальная культурная традиция. Мы должны воспитывать молодёжь, прививая им уважительное отношение к старшим, в том числе личным примером, проявляя заботу о ветеранах, а также о слабо защищённых социальных группах. Ведь именно так, как мы сейчас поступаем с нашими ветеранами, поступит в дальнейшем нынешняя молодёжь с нами. А чтобы будущие хозяева страны были готовы к тому, чтобы развивать наше государство, необходимо развивать и их самих — личностно и профессионально.

— У Авиационной корпорации «Рубин» сложились прочные партнёрские отношения с Балашихинским индустриально-технологическим техникумом. Когда началось это взаимодействие, на каких принципах оно строится?

— С директором техникума Ираидой Армаисовной Шакарянц мы знакомы уже давно. Она одна из самых заслуженных и опытных работников профобразования. Шутка ли — тридцать восемь выпусков? Именно она сохранила в производственных мастерских техникума материальную базу для практической подготовки рабочих станочных специальностей. Благодаря её отношению к своей работе, а также нашему соседству с техникумом (полчаса пешком) началась совместная работа по целевой подготовке молодых рабочих для «Рубина». Для повышения эффективности этой работы в 2014 году на заводе был создан центр подготовки кадров, в задачи которого входила работа по двум направлениям: подготовка и переподготовка рабочих завода, а также взаимодействие с техникумом в части подготовки молодых рабочих для завода по дуальной системе. Необходимость создания центра была обусловлена невысоким процентом молодых рабочих, которые оставались работать на заводе после окончания техникума достаточно длительное время. До создания центра студенты-практиканты слабо адаптировались к условиям производства, не имели достаточной для самостоятельной работы подготовки. Центр стал связующим звеном между учреждением профобразования и промышленным предприятием. При достаточно скромной материальной базе обучение на лабораторных и практических занятиях ведётся настоящим образом. И, чувствуя серьёзный, небезразличный подход, большинство студентов отвечают заинтересованностью в освоении профессии. Каков эффект? Не буду вдаваться в подробности, но рост производительности у студентов-токарей одной и той же группы за один учебный год оказался 250-кратным в конце учебного года по отношению к его началу. В следующем учебном году производительность у тех же ребят, на том же оборудовании увеличилась ещё в 2 раза. Как этого удалось достичь? Ничего нового не изобреталось. В конце концов дуальная модель обучения следует из простого здравого смысла, её успех подтверждается историей. Нами было принято несколько управленческих решений, которые позволили, при всех имеющихся ограничениях, организовать массовую подготовку студентов техникума, их адаптацию к реальному производству и отбор лучших из них для работы на предприятии. Здесь следует отметить, что до недавнего времени группы студентов были не слишком велики по численности. Однако начиная с 2014 года группы будущих токарей и операторов станков с программным управлением стали полнокровными — по 25 человек в каждой. В настоящее время между заводом, техникумом и студентами заключено более ста договоров о целевой подготовке. С новым учебным годом их количество должно увеличиться в полтора раза. Более того, рост популярности рабочих профессий позволил постепенно повышать требования к объектам подготовки. Так у студентов формируется ответственное отношение к учёбе, поддерживается определённый тонус. Ведь завод поощряет успевающих студентов дополнительной корпоративной стипендией, которая превышает базовую академическую стипендию на первом и втором курсах обучения в три раза, а на последующих курсах — в шесть раз. Кроме того, лучшие студенты получают повышенную (в 1,5 раза) корпоративную стипендию. Нет никакой уравниловки: нерадивым студентам выплата корпоративной стипендии приостанавливается, исправившим отношение к учёбе — возобновляется.

— Как проходит целевой набор учащихся техникума для обучения по дуальной системе на базе «Рубина»? Можно ли выпускнику школы получить подготовку для работы на «Рубине»?

— Набором групп студентов занимается техникум, завод в этом непосредственного участия не принимает, но завод изначально заключал со всеми студентами набранных групп договоры о целевой подготовке. В процессе обучения наш центр подготовки кадров наблюдает за учёбой студентов и в ходе неё намечает так называемые индивидуальные образовательные траектории. Это позволит на выпуске трудо-устраивать студентов не только по непосредственно полученным специальностям, но и по смежным. Так, оператор станков с ПУ, который не будет слишком силён в программировании или наладке станка, но проявит себя в измерительных работах, может быть трудоустроен техническим контролёром, а преуспевшие в программах САПР смогут работать в конструкторских и технологических отделах. Что касается выпускников школ, то лучшие из них могут получить направление на получение высшего профессионального образования.

— Учащиеся техникума и корпорация: прохождение практики, дуальное обучение, адаптация на предприятии. Какие ещё формы сотрудничества развиты?

— Специалисты центра подготовки кадров принимают активное участие в планировании учебного процесса для групп студентов. Часть из них регулярно посещает техникум и наблюдает за практическими занятиями студентов, присутствует на экзаменах по профильным и специальным дисциплинам. Кроме того, завод активно сотрудничает с техникумом и в части материального обеспечения производственных мастерских, предоставляя металл, инструмент, осуществляя обслуживание станков. Примеров нашего сотрудничества много: это и замена окон в корпусах техникума, и предоставление в пользование в учебных целях необходимого оборудования. Если использовать подзабытую советскую терминологию, то завод является настоящим шефским предприятием для техникума.

— Какой процент от общего числа работников на вашем предприятии составляют в настоящее время выпускники техникума? Есть ли у них перспективы для дальнейшего роста?

— Сейчас оценить этот процент будет непросто. Ведь на заводе работают и опытные кадровые рабочие, которые являются бывшими выпускниками ПТУ № 36, и выпускники уже современного техникума. Но если говорить о выпускниках техникума, которые были трудоустроены на завод начиная с 2015 года, то это можно сделать на примере выпуска группы токарей в 2016 году. Трудоустроено на завод было больше половины из девятнадцати выпускников группы. Группа предыдущего выпуска из 8 человек была трудоустроена почти в полном составе. Можно с уверенностью сказать одно: доля выпускников современного техникума, работающих на заводе, будет с каждым годом возрастать и к 2020 году будет составлять уже значительную величину. Перспективы роста есть у любого работника. Здесь уже многое зависит от него самого, его отношения к работе и способностей. Некоторые из выпускников становятся мастерами, кто-то — наставниками, а один из бывших выпускников ПТУ № 36 даже занимал в недавнем прошлом должность городского главы, а в настоящее время возглавляет одно из промышленных предприятий города.

— На вашем сайте есть список вакансий на рабочие места и места для специалистов со средним профобразованием. Какие общие требования вы предъявляете к выпускникам техникума, которые хотят устроиться на предприятие?

— Желание работать по профессии — это главное. Остальное, как говорится, приложится. Человек должен любить свою работу. Именно это позволит достичь профессионального роста, но это желание должно подкрепляться успехами в учёбе, которые подтверждаются практической работой. Формула проста, и её можно применять в любой сфере жизни. В нашем случае она будет звучать так: хочешь работать на заводе — обучайся будущей профессии настоящим образом.