Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Марина Захарова, министр образования Московской области: «Один из главных наших приоритетов — работать на подготовку профессионала» №2(14), 2016 год

Светлана Лыбина

Марина Захарова — министр образования Московской области, почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии Московской областной думы в сфере образования. Мы обратились к Марине Борисовне с целью представить на страницах журнала систему профессионального образования Московской области, поделиться опытом решения задачи кадрового обеспечения социально-экономического развития региона.

— Марина Борисовна, начать хотелось бы с вашего рассказа о принципиальных новациях, произошедших в системе профессионального образования Московской области. Как вид деятельности образование не может стоять в стороне от процессов социально-экономического развития, которые сформировали новую ситуацию на российском рынке труда. Какие изменения архитектоники системы профессионального образования Московской области произошли в связи с этим?

— Во-первых, в 2015 году завершилась реорганизация сети профессиональных образовательных организаций. За последние три года сеть областных учреждений проф­образования сократилась более чем в два раза. При этом в ведомственное подчинение Министерства образования передавались учреждения профобразования как с федерального, так и с регионального уровня. На 1 января 2014 года их было 113 (50 училищ и 63 техникума). В течение года сеть сократилась на 26 учреждений, 7 учреждений были приняты в 2014 году от Министерства строительного комплекса Московской области и 1 учреждение — от Минсоцзащиты Московской области.

В настоящее время система профессио­нального образования включает 49 подведомственных Министерству образования Московской области профессиональных образовательных учреждений и 6 вузов.

Во-вторых, система СПО сохранила и укрепила основные позиции. Назову некоторые цифры: на сегодняшний день учреждения расположены в 54 муниципальных образованиях Московской области; проектная мощность учебных зданий составляет 80 тыс. человек; контингент обучающихся за счёт бюджета Московской области в 2016 году насчитывает более 50 тыс. человек; в отрасли работает более 5000 педагогов.

Все учреждения имеют договоры с предприятиями о социальном партнёрстве по вопросам прохождения производственной практики студентов на производственных участках и в цехах предприятий, трудо­устройства выпускников, предоставления мест для стажировки мастеров производственного обучения, проведения совместной профориентационной работы.

В 2014 году Министерством образования Московской области по инициативе губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва начата работа по контрактно-целевой подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования по приоритетным отраслям.

Более 40 предприятий Московской области заключили целевые договоры с почти 2000 студентов на обучение с обязательной отработкой после получения специальности в течение трёх лет.

— Развитие высокотехнологичных производств, инновационная экономика ставят новые сложные задачи перед системой профессионального образования. Насколько профобразование Московской области способно внести свой вклад в решение этих задач?

— Московская область приняла успешное участие в двух федеральных проектах, направленных на подготовку кадров для высокотехнологичных производств: подготовка кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса и внедрение дуального обучения.

Результатом проектов в первую очередь стали институциональные изменения:

  • заключено 11 договоров государственно-частного партнёрства с ведущими предприятиями оборонной отрасли;
  • появились базовые предприятия;
  • стали создаваться учебные подразделения совместно с работодателями;
  • сложилась региональная система определения прогнозной потребности в кадрах на базе университета «Дубна»;
  • создано 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций для обучения по коротким программам взрослого и незанятого населения.

Проектная деятельность обусловила обновление материально-технической базы на 119 единиц современного учебно-производственного оборудования; способствовала консолидации усилий бизнеса и государства в процесс подготовки кадров и привлечению средств федерального бюджета в размере 55 млн рублей, а работодателей — более 40 млн рублей. И самое главное — увеличилось количество обучающихся по программам подготовки для ОПК на 20 %.

— Реструктуризация объединила учреждения среднего и начального профессионального образования. Как это повлияло на организацию деятельности образовательных учреждений, эффективность использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов?

— Реорганизация сети учреждений проф­образования проводилась по территориальному и отраслевому принципу: в одном муниципальном образовании — одно многопрофильное учреждение, чтобы оптимизировать ресурсную базу и исключить дублирование подготовки по одной специальности.

Реорганизация позволила оптимизировать бюджетные расходы на содержание проф­организаций, так как перевод обучающихся с программ начального профобразования на программы среднего профобразования приведёт к сокращению ставок мастеров производственного обучения (по нормативам на одну группу НПО в 30 человек — два мастера, а в СПО на одну группу — один мастер). Достигаем это за счёт уменьшения плана набора на программы подготовки рабочих кадров и увеличения плана набора на программы подготовки специалистов среднего звена, что приведёт к высвобождению 73,5 млн рублей (1 % от общего объёма финансирования профорганизаций) к 2018 году.

Кроме этого, в связи с тем, что при проведении реорганизационных мероприятий контингент студентов не уменьшается, экономия возможна за счёт сокращения штатной численности, преимущественно административно-управленческого персонала, что позволит к 2018 году высвободить 438 млн рублей (8 % от объёма финансирования заработной платы в профорганизациях).

Таким образом, планируемая экономия от реорганизации образовательных учреждений профессионального образования составит более 500 млн рублей к 2018 году.

Примером успешной оптимизации сети учреждений профессионального образования могут служить Красногорский колледж, Губернский колледж города Серпухова, колледж «Московия» города Домодедово, колледж «Подмосковье» города Солнечногорска.

— Как реализация государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2013–2018 годы повлияла на кадровое обеспечение социально-экономического развития региона? О каких конкретных результатах можно говорить уже сейчас?

— Одним из основных показателей государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» является трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Если на начало реализации программы этот показатель составлял 43,2 %, то уже в 2015 году — 53,5 %. В дальнейшем планируется довести трудоустройство до 57 %.

Рост показателя напрямую связан с активным привлечением работодателей в учебный процесс. Все учреждения профобразования Подмосковья имеют базовые предприятия, с которыми у них подписаны соглашения о сотрудничестве. Это позволяет заключать новые контрактно-целевые договоры, что гарантирует трудоустройство выпускникам системы СПО.

В 2015 году впервые проведён национальный рейтинг востребованности выпускников вузов, в котором университет «Дубна» занял второе место (первое место — Российская экономическая школа, третье — Высшая школа экономики).

30 профессиональных образовательных организаций приняли участие во Всероссийском конкурсе профессиональных достижений выпускников СПО «Профессионал будущего», и по числу заявок Московская область вошла в тройку регионов-лидеров.

— Какие профили подготовки наиболее востребованы на региональном рынке труда, а какие — у абитуриентов? Существует ли дисбаланс между интересом работодателя и выбором абитуриента — потенциального работника? Насколько востребовано профессиональное образование у абитуриентов? Как проходит приёмная кампания в этом году?

— Мы проводим ежегодно мониторинг кадровой потребности предприятий Московской области. На сегодня такой мониторинг уже проведён. Сегодня предприятиям всё-таки нужны рабочие кадры (в количестве 8000 работников). Основная потребность — в автомеханиках (1300), строителях (900), электромонтёрах (500), станочниках (370).

Наиболее востребованными как населением, так и работодателями являются профессии повара и слесаря. Согласно мониторингу кадровой потребности этого года количество вакансий по профессии повар составило 147 единиц, по профессии слесарь — 498 единиц.

— Марина Борисовна, как развиваются партнёрские отношения с производством? Какие новые возможности даёт это сотрудничество для учреждений образования?

— В Московской области активно развивается система государственно-частного партнёрства в сфере профессионального образования. С 2014 года подписано более 270 соглашений о сотрудничестве и 30 договоров государственно-частного партнёрства. Созданы, в том числе за счёт средств работодателей, современные учебные лаборатории, цеха, полигоны, более 20 базовых кафедр на крупнейших предприятиях региона.

В июне 2015 года подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере подготовки кадров для предприятий Московской области с Объеди­нённой авиастроительной корпорацией, Московской объединённой электросетевой компанией (МОЭСК) и Международным аэропортом «Шереметьево». Ранее заключено соглашение с аэропортом «Домодедово».

Работодатели участвуют во всех этапах подготовки рабочих кадров: в разработке образовательных программ, итоговой аттестации выпускников, конкурсном распределении контрольных цифр приёма. Кроме того, представители базовых предприятий внедряют систему мер социальной поддержки обучающихся: более 1200 студентов получают дополнительные стипендии (размер стипендий от 6000 до 17 000 рублей).

— Современные технологии не стоят на месте, и профессиональное образование Подмосковья идёт в ногу с модернизацией производства. Какие механизмы и условия для модернизации системы профессионального образования созданы в Московской области?

— В Подмосковье в 2015 году впервые проведён областной конкурс «Стандарт оформления профессиональных образовательных организаций». По итогам зонального и областного этапов определены десять профессиональных образовательных организаций, которые полностью соответствуют обязательным требованиям, предъявляемым к условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов и, самое главное, имеющих наиболее комфортные, безопасные и адаптированные условия к высокотехнологичному производству за счёт взаимодействия с базовыми отраслевыми предприятиями.

Тесная связь колледжей Московской области с предприятиями позволяет эффективно внедрять в практику дуальное образование. В 2014/2015 году обучение по таким программам проходили 525 студентов, а в 2015/2016 уже 675 студентов.

В системе среднего профессионального образования Подмосковья активно развивается электронное обучение. В настоящее время в тринадцати учреждениях по 48 специальностям ведётся подготовка с использованием электронного обучения.

— При освоении профессии важнейшую роль играют практики. Как обеспечены базой практик подмосковные колледжи и техникумы? Какие интересные преобразования произошли в этой области?

— В Московской области действуют двенадцать ресурсных центров, на базе которых реализуется в сетевом формате 142 образовательные программы, обучается более 2000 обучающихся, более 300 преподавателей и сотрудников предприятий-партнёров.

На базе ресурсных центров разработано более 80 учебных курсов с привлечением работодателей, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением.

С участием работодателей созданы новые структурные подразделения на базе образовательных организаций: десять учебных площадок (учебно-производственные цеха, лаборатории, базовые кафедры, учебные полигоны); четыре отраслевых методических центра, четыре высокотехнологичных центра коллективного пользования.

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки рабочих кадров создано пять многофункциональных центров прикладных квалификаций, три из которых осуществляют подготовку специалистов в сфере машиностроения; на их базе обучены 543 человека.

— Участие в олимпиадах и профессио­нальных конкурсах даёт возможность реально оценить уровень подготовки будущих специалистов и является отличным стимулом для совершенствования в профессии. На Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016 года Московская область стала самым многочисленным участником по сравнению с другими регионами. Расскажите, пожалуйста, об успехах ваших ребят на этом чемпионате.

— Московская область занимает ведущие позиции в рейтинге участия субъектов Российской Федерации в движении WorldSkills Russia, в 2013–2016 годах команда Московской области неоднократно показывала высокие результаты в национальных чемпионатах WorldSkills Russia. Одна из главных особенностей движения «Ворлдскиллс» — это использование передовых технологий при обучении студентов, получение ими навыков работы по международным стандартам на современном оборудовании. Чем больше ребят участвует в соревнованиях, учится работать на высокотехнологичном оборудовании, осваивать в рамках выбранной профессии новые компетенции, тем больше уникальных высококвалифицированных специалистов получает экономика региона в разных отраслях.

Чем больше у нас экспертов чемпионатов «Ворлдскиллс» (а это наставники наших участников, мастера производственного обучения, преподаватели подмосковных колледжей и вузов, представители работодателей), тем выше качество нашего профессионального образования. Ведь, чтобы подготовить участника чемпионата, наставник сам должен быть прежде всего профессионалом самого высокого уровня. Должен гибко реагировать на внедрение новых технологий и стандартов в своей специальности. 

Такое передовое экспертное сообщество в целом повышает планку педагогического образования. К уровню экспертов «Ворлдскиллс» подтягиваются их коллеги-педагоги.

Партнёры чемпионата — крупные предприятия — также заинтересованы в получении специалистов, которые владеют передовыми знаниями и умениями и способны более производительно работать. А значит, они готовы поддерживать развитие движения «Ворлдскиллс».

Ежегодно количество компетенций, в которых соревнуются наши студенты на чемпионатах WorldSkills, возрастает.

Чемпионат 2016 года стал самым масштабным из чемпионатов WorldSkills Russia. Соревнования прошли по 99 компетенциям. В них приняли участие представители 64 субъектов Российской Федерации. Всего было 747 участников, в том числе 21 участник из 17 зарубежных стран.

Оценивали выполнение конкурсных заданий 1043 эксперта, включая 28 иностранных.

В соревнованиях JuniorSkills приняли участие 173 юниора. На чемпионате работали 250 волонтёров — студентов Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна). Чемпионат посетили более 88 000 человек, из них: школьников — 45 000, студентов и преподавателей — 35 000, представителей делегаций субъектов РФ — 680, представителей работодателей — 400 человек, а также около 7000 иных гостей.

По общему количеству медальных очков первое место заняла Москва (127), второе — Московская область (97) и третье место — Республика Татарстан (80).

Мы участвовали в 69 компетенциях и в 40 из них получили места и медали за профессионализм. 

Всего в копилке команды — золотые медали в десяти компетенциях, серебряные — в одиннадцати, бронзовые — в шести компетенциях и 12 медалей «За профессионализм» (Medallion for Excellence).

Это хороший старт для всех участников чемпионата. Опыт участия в таких престижных соревнованиях делает наших выпускников наиболее востребованными у работодателей. Они получают выгодные предложения по трудоустройству и в перспективе высокую заработную плату и хороший карьерный рост.

— Финансовый вопрос зачастую является краеугольным камнем для учреждений образования. Какие изменения произошли в механизме финансового обеспечения к настоящему времени? Что необходимо сделать в первую очередь?

— В течение нескольких лет Министерство образования Московской области проводит конкурсные процедуры по распределению контрольных цифр приёма на обучение граждан, в котором одним из главных критериев является запрос от работодателей и контрактно-целевая подготовка с последующим гарантированным трудоустройством. В соответствии с конкурсом формируется государственное задание, ежеквартальная отчётность. Всё финансирование заложено в государственной программе Московской области «Образование Подмосковья на 2014–2018 годы» и нацелено на выполнение конкретных показателей.

— Насколько доступным является профессиональное образование для людей с ограниченными возможностями? Какие условия созданы для дистанционного и инклюзивного образования?

— По состоянию на 1 января 2016 года доступная среда создана в 18 образовательных учреждениях, включая три вуза, подведомственных Министерству образования Московской области. До конца года инклюзивное образование станет возможным ещё в девяти образовательных организациях профессионального образования региона. В настоящее время в Подмосковье профессиональное образование получают 457 инвалидов молодого возраста по 67 специальностям. 

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, а также услуги сурдопереводчиков и психологов.

Информация о возможностях получения инклюзивного образования размещена на сайтах образовательных организаций, официальном сайте Министерства образования Московской области и на профориентационном портале для обучающихся Московской области — мой-ориентир.рф.

Ведётся разработка адаптированных образовательных программ, подбор специальной учебно-методической литературы, создание условий для дистанционных форм обучения.

Более 150 педагогических работников системы профессионального образования прошли повышение квалификации для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Выпуск студентов-инвалидов в 2015 году составил 135 человек, из них трудоустроен 101 человек, что составляет 74 % от выпуска.

— Большое значение для развития СПО имеет взаимодействие с высшей школой: активная деятельность в данном направлении в дальнейшем способна обеспечить экономику страны высококвалифицированными кадрами, удовлетворяющими любым запросам высокотехнологичных производств. Каким образом осуществляется сотрудничество между учреждениями среднего и высшего профессионального образования в Подмосковье?

— Высшая школа активно участвует в развитии среднего профессионального образования по нескольким направлениям:

  • научно-методическое сопровождение подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики Московской области — университет «Дубна»;
  • научно-методическое сопровождение подготовки педагогических кадров — Государственный гуманитарный технологический университет (г. Орехово-Зуево);
  • участие в движении «Ворлдскиллс»;
  • участие в проектной деятельности.

— Что ещё предстоит сделать для повышения эффективности использования ресурсов системы профессионального образования?

— В 2015 году по инициативе губернатора Московской области проведён областной конкурс «Стандарт оформления профессио­нальных образовательных организаций». Мы говорим, что и содержание профессионального образования, и внешний облик зданий должны работать на подготовку профессионала.

По итогам зонального и областного этапов определены десять профессиональных образовательных организаций, которые полностью соответствуют обязательным требованиям, предъявляемым к условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов и, самое главное, имеют наиболее комфортные, безопасные и адаптированные условия к высокотехнологичному производству за счёт взаимодействия с базовыми отраслевыми предприятиями.

Необходимо перевести все наши достижения из точечных в системные, а для этого важно усилить связь бизнеса, государства и образовательных организаций.