Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Государственный Университет «Дубна»: лидер по подготовке кадров для научных центров и высокотехнологичных компаний региона Свежий номер

Борис Ершов

В 2016 году государственный университет «Дубна» вошёл в топ-100 лучших вузов России и занял 5-е место среди организаций профобразования на финальных соревнованиях Национального чемпионата WorldSkills Russia 2016 года. Об успехах и рейтинговых показателях университета рассказывает ректор Дмитрий Фурсаев.

— Дмитрий Владимирович, университет едва переступил порог двадцатилетия, а на его счету уже немало достижений: 65-е место среди лучших вузов России, 5-е место на WorldSkills. О каких успехах вы ещё можете рассказать читателям?

— По данным общероссийского мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования на апрель 2016 года, государственный университет «Дубна» и все его филиалы признаны эффективными. Головной вуз в Дубне показал лучшие результаты среди вузов областного подчинения.

За последние годы обновились учебная, научная и лабораторная базы университета, в университетском кампусе построены новый учебный корпус, конгресс-холл, современный физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп». Создан центр прототипирования, инжиниринговый центр, развиваются и обновляются научные и учебно-научные лаборатории.

В университете выполнены капитальный ремонт аудиторий и оснащение их мультимедийным оборудованием.

Развивается инновационный пояс вуза, позволяющий вовлекать студентов в научную и инновационную деятельность, а также приобретать исследовательский и производственный опыт. Организовано 11 малых инновационных предприятий, действует бизнес-инкубатор. Основаны сервисы поддержки on-line веб-семинаров. Внедрены сервисы облачных вычислений в целях развития функциональных возможностей компьютерного парка университета.

Созданы условия для доступной среды, позволяющей обеспечить комфортные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Важнейшим показателем эффективной деятельности вуза является трудо­устройство его выпускников. Каковы показатели университета?

— Показатели трудоустройства выпускников нашего университета значительно выше среднероссийских: более 90 % выпускников трудоустроены, из них 75 % — по специальности, около 40 % работают в сфере науки, образования и высоких технологий. В 2015 году университет признан лидером (2-е место) в рейтинге востребованности вузов среди вузов сферы управления (экономика, финансы, юриспруденция) по итогам проекта «Социальный навигатор», выполненного медиагруппой «Россия сегодня». Кроме того, университет является призёром Всероссийского конкурса лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием в номинации «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК».

Хочу обратить внимание, что при составлении упомянутого рейтинга учитывалось ещё и наличие в университете Фонда развития университета (эндаумента). Его созданием мы открыли возможность партнёрам университета, настоящим и будущим работодателям, уже сегодня поддержать развитие университета.

— Университет располагается в наукограде Российской Федерации. Как влияет на качество подготовки студентов такое месторасположение?

— Дубна — город с высоким интеллектуальным потенциалом, богатыми культурными и научными традициями, развитой инфраструктурой и достойными условиями жизни. Здесь действуют всемирно известный международный научный центр — Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), Дубненский машиностроительный завод имени Н.П. Фёдорова, Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка, Центр космической связи. На территории города функционирует Особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа «Дубна», реализуется проект Российского центра программирования. Задача университета — быть лидером по подготовке кадров для научных центров и высокотехнологичных компаний региона, а значит — обеспечивать высокое качество образования студентов за счёт гармоничного сочетания не только обу­чения и воспитания, но исследовательской и инновационной составляющих. Примечательно, что в 2015 году на предприятия и в организации Дубны поступило на работу 98 иногородних специалистов — выпускников государственного университета «Дубна». Сопоставляя цифры, можно сказать, что 90 % выпускников из других регионов трудоустраиваются в Дубне.

В университете существует и развивается система базовых кафедр, созданных с участием ведущих работодателей. На сегодняшний день их семь. Уже сегодня в Дубне реализуется единственный в РФ научный проект класса мегасайенс NICA в ОИЯИ. Институт официально пригласил университет стать участником проекта NICA, и не только готовить кадры для участия в нём. По заказу Института ядерных исследований мы уже выполнили ряд НИОКР для этого проекта.

Кроме того, за последние годы наш университет существенно расширил зону своего присутствия. Сегодня филиалы вуза действуют в подмосковных городах Дмитрове, Дзержинском, Котельники, Протвино, Лыткарино, а также в городе Козельске Калужской области. На базе университета создан Ресурсный центр кадрового сопровождения наукоёмких технологий в промышленном производстве и природопользовании, в который вошли пять учреждений СПО Московской области в городах Долгопрудном, Мытищи, Дмитрове, Реутове и посёлке Решетниково.

Таким образом, на качество образования влияет не просто уникальное месторасположение университета, а его стратегическое партнёрство с организациями-работодателями, функционирующими в городе. Высокую планку образованию задают передовые проекты мирового уровня, которые развиваются в Дубне в научно-технических сферах.

— Что вы можете сказать о преподавателях университета? Кто сегодня учит будущих специалистов?

— Хороший вопрос. Действительно, показатели кадрового состава многое говорят о качестве образования. В последнее время новостные ленты передают сообщения о том, что новый химический элемент таблицы Менделеева, 118-й, получит название Оганессон (символ — Og) в честь российского учёного Юрия Цолаковича Оганесяна, академика РАН, научного руководителя Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флёрова Объединённого института ядерных исследований. Так вот, Юрий Цолакович является заведующим кафедрой ядерной физики государственного университета «Дубна». То есть преподавательскую деятельность в вузе осуществляют ведущие учёные с мировыми именами, члены РАН, лауреаты Государственной премии СССР и премии Правительства РФ в области науки и техники. Эти люди активно занимаются научной деятельностью, вовлечены в современные перспективные разработки, что также обеспечивает высокий уровень образования и реальную интеграцию науки и образования.

Ориентир университета на передовые организации региона и привлечение к преподавательской деятельности ведущих учёных серьёзно повлияли и на важнейшие показатели, характеризующие научный потенциал вуза. Согласно Российскому индексу научного цитирования (РИНЦ), на 1 апреля 2016 года университет среди вузов РФ занимает ведущие позиции по ключевым показателям: 4-е место — по доле публикаций в зарубежных журналах и по g-индексу; 5-е место — по h-индексу (индексу Хирша); 6-е место — по доле публикаций в журналах, входящих в Web of Science или Scopus; 7-е место — по числу цитирований в РИНЦ и т.д. Среди вузов Московской области государственный университет «Дубна» занимает 1–2-е места по всем ключевым показателям РИНЦ.

— Дмитрий Владимирович, расскажите об участии студентов университета в соревнованиях Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016 года.

— Университет строит свою деятельность на принципах соответствия требованиям времени и кадровым запросам региона. Сегодня перед нами стоит задача подготовки специалистов по рабочим направлениям. Мы долго и тщательно готовились к участию в соревнованиях WorldSkills Russia 2016 года и сейчас можем с гордостью рассказывать об итогах нашего участия: в копилке университета есть и золото, и серебро, и медаль высшего мастерства. Надо отметить, что, кроме непосредственного участия студентов в финале, университет также готовил четыре площадки для проведения соревнований чемпионата, в том числе обеспечивая их необходимым оборудованием.