Красногорский колледж: 20 тысяч выпускников пришли в реальную экономику Московской области №2(14), 2016 год
История Красногорского колледжа — это путь от традиций к инновациям: от Красногорского оптико-механического техникума до многоуровневого многофункционального колледжа — учебного заведения нового типа. В октябре 2015 года государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» отметило 60 лет со дня своего основания. Уникальным опытом работы учебного заведения, успешно реализующего разнообразные образовательные программы, и в первую очередь — по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных кадров для реального сектора экономики, — делится директор Красногорского колледжа, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации Виктор Михайлович Дёмин.
— Виктор Михайлович, наш журнал рассказывал, с каким багажом опыта и достижений ваш колледж подошёл к своему замечательному юбилею. Поделитесь с читателями общими итогами модернизации учебного заведения. Что такое Красногорский колледж сегодня — на карте Московской области и в системе регионального профессионального образования?
— В условиях модернизации среднего профессионального образования в состав Красногорского колледжа вошли 8 профессиональных училищ и колледжей Московской области с общей численностью студентов свыше 3000 человек. В результате был создан современный образовательный холдинг. Колледж работает на трёх площадках города Красногорска и в шести филиалах: в Волоколамском, Звенигородском, Истринском, Тучковском, Шаховском и Щёлковском районах. На сегодня это крупнейшее образовательное учреждение в регионе: в состав колледжа входит большинство учебных заведений западной части Подмосковья. Поэтому совершенно естественно, что колледж играет значительную роль в подготовке кадров для северо-западного сектора экономики, рынка труда Московской области. Реализация программы развития профобразования Подмосковья, разработанная Министерством образования Московской области, составляет основу инновационного развития колледжа. Руководствуемся обращением губернатора А.Ю. Воробьёва: «Мир меняется, и выигрывает тот, кто успевает за этими изменениями.
В этом суть лидерства, суть стратегии перемен». Мы реализуем программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих в области оптического приборостроения, механообработки, автомобильного транспорта, логистики, электроники, программирования, вычислительной техники, бухгалтерского учёта, правоведения, архитектуры и строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы обслуживания и продовольствия. 60 % специальностей входит в перечень топ-50. Колледж предоставляет своим студентам возможность получения одновременно с основной специальностью второй и третьей профессии, которая поможет выпускникам почувствовать себя более уверенно на рынке труда: это такие востребованные профессии, как оператор ЭВМ, бухгалтер, делопроизводитель, оптик-механик. Кроме того, у нас реализуется более 20 дополнительных образовательных программ, востребованных как у наших обучающихся, так и у тех жителей Подмосковья, которые в определённый момент своей трудовой деятельности решают повысить уровень компетенций и квалификации или получить новую профессию. Красногорский колледж также центральное звено системы непрерывного образования: благодаря налаженному деловому партнёрству можно получить образование на трёх уровнях — от основного и среднего общего в базовом Международном лицее информатики, экономики, права до среднего профессионального в колледже и далее — до высшего образования в вузах Москвы. Причём образовательное учреждение не ограничивает географию своего присутствия образовательным пространством Московской области и столицы — колледж также активно развивает международное сотрудничество в сфере профессионального образования, налажены хорошие контакты для взаимодействия с учебными заведениями Финляндии, Голландии, Франции, Италии.
— Это сознательная политика руководства колледжа — обеспечивать молодое поколение специалистов не одной, а сразу несколькими специальностями?
— На мой взгляд, это сегодня требование времени, быстро изменяющейся действительности. Посмотрите, как стремительно усовершенствовались информационно-коммуникационные технологии за последнее десятилетие-два! Технологии промышленного производства 6-го уровня значительно меняются уже в течение трёх лет. Поэтому современному специалисту необходимо умение быстро перестраиваться, если есть потребность в новых знаниях — быстро переучиваться, повышать уровень своих компетенций, непрерывно развиваться, хорошо ориентироваться в мире новых технологий, современных производственных отношений. Мобильные, разносторонне образованные специалисты — это потребность не то что будущего, но уже нынешнего рынка труда!
— Поскольку мы говорим об итогах модернизации, нельзя не затронуть тему технического оснащения образовательного учреждения, его материальной базы и новейших образовательных методик.
— Действительно, без современного оборудования, новейшей компьютерной техники, программного обеспечения нет современного образовательного учреждения. В своей работе мы активно используем технологии дистанционного и электронного обучения, сетевые формы организации образовательного процесса. В колледже создан единственный в своём роде современный центр дистанционного образования. С использованием информационных технологий мы смогли дистанционно подготовить 2000 студентов и переподготовить 1200 преподавателей в 30 регионах в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Это расширяет доступность профессионального образования — таким образом, учиться у нас могут не только жители Красногорска и близлежащих районов Подмосковья. Колледж по праву гордится и своей научной базой: за последние пять лет мы дважды выиграли национальный проект «Образование», а также контракт по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области наноиндустрии — это уникальный проект в системе среднего профессионального образования: колледж осуществлял подготовку и переподготовку кадров в области наноиндустрии в 30 регионах России. Также планируется в ближайшие годы коренным образом изменить систему государственной итоговой аттестации: сегодня становятся актуальными сопоставимые независимые тесты в виде заданий с учётом технологии WorldSkills, с получением учащимися сертификата соответствия.
— Что касается доступности: сейчас много внимания уделяется обеспечению качественного образования для всех социальных групп. «Доступная среда» — это словосочетание обычно ассоциируется с предоставлением условий для обучения для тех граждан, у кого есть особые потребности в силу имеющихся ограничений по здоровью, а значит, и повышенные требования к инфраструктурной оснащённости учебных заведений.
— Безбарьерная среда обеспечивает равный доступ к образованию, и этому вопросу мы также уделяем достойное внимание: с 2014 года в нашем колледже созданы все необходимые условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
— Можете назвать, в чём Красногорский колледж был в числе первопроходцев в профтехобразовании?
— Одними из первых в России мы создали в колледже Многофункциональный центр прикладных квалификаций, Ресурсный центр профессионального образования Московской области по наноиндустрии и информационным технологиям; региональную тренировочную площадку проведения чемпионатов WorldSkills Russia по компетенциям в области информационных технологий; базовые кафедры и учебно-производственные кластеры.
— Как развивается социальное партнёрство колледжа и работодателей?
— В основе социального партнёрства — равноправное сотрудничество с работодателями, профсоюзами, Торгово-промышленным союзом и Центром занятости населения Московской области. Стратегические партнёры колледжа — это в первую очередь крупнейшие промышленные предприятия города: ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЗАО «БЕЦЕМА» и другие — более 120 предприятий и организаций. Ведущие предприятия города на протяжении многих лет выступают надёжными партнёрами колледжа как в реализации инновационных образовательных программ, так и в укреплении и развитии учебно-материальной базы нашего учебного заведения. В кадровой структуре современного производства рабочие и специалисты среднего звена занимают 60–70 %. Руководители предприятий хорошо понимают значение качества подготовки выпускников средней профессиональной школы для конкурентоспособности их производства. 20 тысяч наших выпускников пришли в экономику Московской области за все годы работы учебного заведения, среди бывших воспитанников колледжа есть видные учёные, руководители структурных подразделений промышленных предприятий, почётные изобретатели и рационализаторы. Но главное для нас — что все выпускники мотивированы на работу по специальности и выходят из стен колледжа конкурентоспособными, с хорошими знаниями, сформированными рабочими навыками, что они быстро адаптируются на своих рабочих местах и становятся состоявшимися профессионалами. Мы радуемся их успехам, гордимся победами и высокими достижениями выпускников Красногорского колледжа. Потому что это значит, что наши усилия не напрасны, что весь инженерно-педагогический коллектив отработал на совесть.