Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Электростальский колледж: новые принципы отношений с работодателями как гарантия успешной карьеры выпускников Свежий номер

Елена Николаева

На региональном этапе Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) учащиеся этого колледжа соревнуются в 18 профессиональных видах — такой охват развитых на высоком уровне компетенций возможен благодаря обширной номенклатуре профессий и специальностей, которые можно получить в Электростальском колледже. Юрий Анпилогов пришёл сюда работать, когда учебное заведение ещё только создавалось. При нём оно становилось на ноги, набиралось опыта, развивалось и модернизировалось. 

 

— Юрий Иванович, вы возглавляете колледж со дня его основания. Как изменился он за эти годы?

— Наше образовательное учреждение основано 13 июля 1979 года, в городе его знали как СПТУ № 80. Тогда оно было одним из четырёх профессиональных училищ в Электростали. В советское время такие учебные заведения работали по ведомственному принципу, поэтому мы относились к базовому предприятию — Электростальскому заводу тяжёлого машиностроения. Теперь установился иной тип отношений между ссузами и производством: учебные заведения стали работать по территориальному принципу. Город областного подчинения нуждается в кадрах разного профиля и уровня подготовки, и наша задача — обеспечить Электросталь такими кадрами в полном объёме. В 2011 году четыре профтехучилища объединились на нашей базе, колледж последовательно прошёл несколько ступеней реорганизации: от училища к техникуму, затем, через слияние с Электростальским колледжем, — к нынешней форме образовательного учреждения.

— Что принципиально нового дала реорганизация?

— В Электростальском колледже обучается 1600 человек. Подготовка ведётся по 34 профессиям и специальностям в диапазоне от парикмахера до специалиста по металлообработке. Это следствие исторических преобразований: изменился рынок труда, и нам нужно успевать следовать за его потребностями. С 1990-х годов в Электростали в 2 раза сократилось число выпускников 9-х классов. Пять учебных заведений не смогли бы существовать одновременно на территории одного города: ребята получали одинаковые профессии в двух, трёх или даже четырёх учебных заведениях города, при этом суммарное количество неповторяющихся профессий и специальностей составляло 17, что было явно недостаточно. Мы устранили дублирование в подготовке профессий, не потеряв при этом ни одной и расширив их количество в два раза. Это самое существенное изменение, позволившее объединить кадровые и ресурсные возможности, повысить качество обучения и наиболее полно удовлетворить потребности рынка труда.

— Каким образом теперь выстраиваются отношения колледжа с социальными партнёрами?

— Принцип этих взаимоотношений изменился. Если раньше у нас было одно предприятие-партнёр, то сейчас их больше 135 — от самых крупных до представителей среднего и малого бизнеса. Предприятия подают нам заявки на выпускников определённых профессий и специальностей; эти заявки служат для нас основанием для формирования государственного задания. У нас есть договоры о целевом приёме, с абитуриентами и студентами заключаются контрактно-целевые договоры, учитывающие интересы и обучающихся, и работодателей. И мы, обеспечивая учебный процесс, со своей стороны стараемся дать учащимся весь необходимый набор знаний и компетенций согласно требованиям к выпускникам колледжа, которые предприятия оговаривают в совместных договорах.

— В чём плюсы такой системы?

— В том, что она является гарантией стабильности и надёжности для наших выпускников. Когда ребята в колледже осваивают первоначальные профессиональные навыки, они выходят на практику на то предприятие, с которым заключены целевые договоры. И работодатели видят в студенте своего будущего рабочего или специалиста. Это элементы дуальной подготовки кадров, апробированной во многих странах.