Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Юрий Галишников: «Поддержка подрастающего поколения — это вклад в наше общее будущее, которое никому не должно быть безразлично» №1(13), 2016 год

Елена Николаева

ООО Инженерно-производственный центр «Учебная техника» (головное предприятие Группы компаний «ГалСен») из Челябинска проектирует и производит учебное лабораторное оборудование, а также методические материалы для колледжей и вузов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. О сегодняшнем дне и перспективах инновационного предприятия рассказывает генеральный директор и соучредитель «Учебной техники», доктор технических наук, профессор Юрий Галишников.

— Юрий Петрович, вы разрабатываете и изготавливаете лабораторные стенды для учреждений технического образования. Как сегодня, на ваш взгляд, обстоит дело с качеством профессиональной подготовки будущих техников и инженеров в нашей стране? По-прежнему Россия в числе лучших по уровню технического образования?

— Сказать горькую правду, отечественное инженерное образование на моей памяти никогда не соответствовало мировым стандартам. Моё студенчество в Томском политехническом институте пришлось на 1950-е годы, позднее там же я успешно окончил аспирантуру. После нескольких лет работы в Карагандинском политехе, который также был тогда на хорошем счету, меня направили на годичную стажировку в Имперский колледж науки и технологии Лондонского университета. Задачей было изучить постановку инженерного электротехнического и электроэнергетического образования в этом мирового уровня учебном заведении. Первое, что обратило на себя внимание, это явный приоритет, который отдавался практической подготовке в виде проектной и исследовательской работы, а также собственно лабораторного практикума. Достаточно сказать, что лекции были 45-минутные и служили для очень краткого введения в теорию данной академической дисциплины. Наибольший мой интерес был направлен на оснащение и организацию лабораторного практикума в Имперском колледже и многих других британских университетах, которые довелось посетить за время пребывания в стране. В своём абсолютном большинстве университетские лаборатории по электротехнике и электроэнергетике были оборудованы специально спроектированными установками, которые, будучи дополнены разнообразными контрольно-измерительными и регистрирующими приборами, позволяли проводить лабораторные исследования по весьма широкой тематике. Как оказалось, лабораторные установки изготовлялись небольшими промышленными фирмами по заказам и, частично, по проектам университетских кафедр под их специфические учебные потребности. Это тем более глубоко врезалось в моё сознание, что дома, в Советском Союзе, в то время ничего подобного не наблюдалось. Спустя десятилетия эти яркие впечатления подтолкнули меня к тому, чтобы делать нечто подобное в условиях России.

Другое, что обращало на себя внимание, касалось самой организации лабораторного практикума. Так, на факультете электротехники и электроэнергетики Имперского колледжа студентам для работы в лаборатории еженедельно выделялся полный учебный день, буквально с утра до вечера. Перед началом лабораторного практикума студент получает от преподавателя — тьютора — задание в виде некоторой проблемы, подлежащей исследованию. В процессе работы он должен конкретизировать это задание, подготовив перечень лабораторных экспериментов, которые нужно выполнить для достижения цели исследования. Далее студент самостоятельно разрабатывает схемы электрических соединений для этих экспериментов, подбирает необходимые приборы из имеющегося в лаборатории общего приборного фонда, собирает лабораторные установки и выполняет сами эксперименты. Обработка и интерпретация экспериментальных результатов завершают работу в лаборатории. Всё это разительно отличается от того, что имело место тогда и остаётся до сих пор в большинстве отечественных инженерных вузов: на каждую лабораторную работу отводится одна — максимум две пары, задания очень конкретные, исполнение жёстко регламентировано методическими указаниями. В итоге господствует рутина вместо творческого поиска. Применительно к инженерному образованию декларируемый ныне переход от информационной к инновационной модели целесообразно начать именно с переоснащения и коренной реорганизации лабораторного практикума. Иначе так и будем плодить в лучшем случае добросовестных исполнителей, но никак не новаторов.

Справедливость, однако, требует признать, что в последние годы, особенно в связи с исполнением национального приоритетного проекта «Образование», выделялись солидные финансовые средства на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, включая учебные лаборатории, как никогда прежде. И тем не менее мы всё ещё в начале пути.

— Принято грустить по поводу былых достижений отечественной науки и техники, уповать на возвращение лучших традиций профтехобразования. Нет ли противоречия между этой «ностальгией по прошлому» и требованиями сегодняшнего дня, прогресса и инноваций?

— Разумеется, реформа отечественного образования должна осуществляться с учётом современных вызовов. В то же время следовало бы избегать бездумного копирования каких бы то ни было чужеродных шаблонов. Мне ясна подоплёка, но кажется неоправданной организованная и финансируемая властью гонка за мировыми рейтингами, выбор для этого нескольких «витринных» университетов. Ведь в конечном счёте общий качественный уровень образования, в том числе инженерного, определяется наименее продвинутыми вузами — таково моё убеждение как бывшего ректора технического вуза.

— Учебные курсы по каким передовым направлениям в науке и технике, отвечающие потребностям будущего, нужны сегодня в российских колледжах и вузах? Что интересного уже внедряется в образовательный процесс и что готово обеспечивать учебными материалами ваше предприятие?

— С моей стороны было бы неуместно и нескромно называть или, тем более, рекомендовать какие-либо специальные дисциплины для введения в образовательные стандарты. Однако позволю себе заметить, что в программы подготовки бакалавров да и магистров инженерных специальностей имело бы смысл включить предмет «Предпринимательство, основанное на технологиях». Это широко практикуется, например, в технологических университетах США. Ведь по замыслу, именно из бакалавров, освоивших основы инженерных наук, рекрутируются предприниматели. Особенно важно в этом предмете рассмотреть не рутинные, а творческие аспекты предпринимательства, ибо подлинное предпринимательство всегда инновационное. Попытка раскрыть этот предмет была сделана мной в пособии «Инновационное предпринимательство в условиях современной России (Творческие аспекты)», которое было написано с учётом моего пребывания в Университете штата Пенсильвания в 1998–1999 годах по программе международного научного обмена, известной как программа Фулбрайта.

— Интересуют ли ваше предприятие технологии, связанные с возобновляемыми источниками энергии? Есть ли такие разработки в вашем арсенале?

— Безусловно, это интересная для университетов и, соответственно, для разработчиков учебно-лабораторного оборудования тематика, хотя возобновляемая энергетика для богатой газом России в данное время не так актуальна, как, скажем, для стран Европы. Относительно свежая наша разработка — натурная модель ветроэлектроэнергетической установки. Обычно такие установки, по понятным причинам, демонстрируются на выставках в неработающем состоянии. Наши разработчики нашли способ не только демонстрировать, но и исследовать в лаборатории характеристики этой установки при реально вращающемся роторе ветрогенератора. Дополнительно — оригинальное программное обеспечение стенда позволяет оценивать электроэнергетический потенциал ветроресурса любой местности за тот или иной промежуток времени в кВт∙час, что представляет уже не только учебный интерес. Аналогичные лабораторные установки созданы для исследования солнечной энергетики. Конечно, мы могли бы делать значительно больше в этом направлении, но препятствием является фактическая недоступность для малого и среднего бизнеса банковских кредитов.

— Кроме универсального для ряда технических специальностей ассортимента продукции, вы также готовы работать по индивидуальным запросам вузов и колледжей. Расскажите об идеях новых разработок: как возникают проекты учебного оборудования, которое изготавливается в ваших мастерских?

— Большинство наших разработок, так сказать, инициативные, они основаны на собственном богатом вузовском опыте. Но мы также внимательно отслеживаем рыночную конъюнктуру, как и современные тенденции науки и техники. Так, в последние годы разработан ряд стендов по возобновляемой (ветровой и солнечной) электроэнергетике, энергосбережению в системах электроснабжения и электропотребления и т.д. Есть у нас и опыт разработки новых стендов по прямым заказам образовательных учреждений. Например, в сотрудничестве на этапе технического задания с преподавателями кафедры электроснабжения Уральского госуниверситета путей сообщения были разработаны и воплощены в металле модели двухпутного участка железной дороги, электрифицированного на постоянном и переменном токе. Теперь они тиражируются для других заказчиков.

— Вы постоянно совершенствуете учебное оборудование, наверняка следите за новинками конкурентов. А есть ли что-то своё, уникальное для вашего сегмента рынка, чем вы особенно гордитесь?

— В этом смысле назову первую нашу разработку, какой стала натурная компьютеризованная модель электрической системы. Мы назвали эту модель универсальной, потому что она позволяла воспроизводить и тем самым изучать в наиболее наглядной и при этом безопасной форме всё многообразие процессов, происходящих в реальных энергосистемах при нормальных и аварийных условиях. Это наше изделие стало безусловной инновацией, так как ничего подобного в том, что касается его общей концепции и принятых схемотехнических и конструктивных решений, ранее не существовало ни в России, ни где-либо за рубежом.

Все последующие наши разработки в области электротехники, электроники, автоматики, электромеханики, электроэнергетики, включая электроснабжение промпредприятий, солнечную и ветроэнергетику, а также энергосбережение, общим числом около 300, созданные за почти 15 лет, в большинстве также можно смело назвать инновационными. Они не являются копиями, а созданы нами в ответ на реальные учебные потребности учреждений профессионального технического образования всех уровней. Ряд схемотехнических и конструктивных решений защищён патентами РФ на полезные модели, оригинальные пакеты прикладных программ для ЭВМ получили государственную регистрацию.

— По итогам 2015 года группа компаний «ГалСен» стала лауреатом Первой бизнес-премии «Сделано в Челябинске». Что для вас значит эта награда?

— Для коллектива это, конечно, знак общественного признания на региональном уровне. Не секрет, что все мы особенно остро воспринимаем такие знаки от тех, кто к нам так или иначе ближе. Дополнительно была возможность познакомиться с другими успешными предпринимателями, работающими на Южном Урале, — это приятно и поучительно.

— Расскажите о международном сотрудничестве: в какие страны поставляется оборудование, есть ли специфика в работе с зарубежными заказчиками (по сравнению с отечественным рынком)?

— Уже ряд лет Инженерно-производственный центр «Учебная техника» (головное предприятие Группы компаний «ГалСен») является членом Всемирного сообщества разработчиков, производителей и дистрибьюторов образовательного оборудования и материалов WORLDDIDAC, мы принимаем активное участие в организуемых этим сообществом выставках. По понятным причинам мы сосредоточены в первую очередь на работе для учреждений профессионального образования России и стран ближнего зарубежья: это Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия и, как ни странно, Грузия. Интерес к нашей продукции проявляют также Узбекистан, Армения и другие страны. Вот недавно сделана первая поставка довольно большой партии лабораторного оборудования в Индию. Пытаемся наладить творческие связи с учреждениями профессионального образования Ирана, а также Вьетнама и Лаоса. К нашей продукции проявляют интерес некоторые из стран арабского Востока.

— Компания активно участвует в поддержке подрастающего поколения — талантливых ребят, проявляющих интерес к технике, юных спортсменов. Как вы определяете для себя важность такой поддержки?

— Начать с того, что вся наша работа по созданию учебно-лабораторного оборудования адресована в конечном счёте молодёжи в лице университетских студентов — будущих инженеров и учащихся колледжей — будущих техников. Помимо этого, мы стремимся участвовать в движении WorldSkills, которое в последние годы распространилось и на Россию. Далее, всеми доступными нам средствами мы практически поддерживаем создание Уральской инженерной школы в г. Екатеринбурге, которая призвана обеспечивать профессиональную ориентацию школьников, имеющих интерес к технике. Помогаем, когда бывает нужно, юным спортсменам в приобретении спортивной формы для команд, в выезде на соревнования… Думаю, нет необходимости доказывать важность этой деятельности. Ведь это вклад в наше общее будущее, которое никому не должно быть безразлично.

— Есть ли у вас универсальные принципы, кредо, которому вы следуете в своей жизни и профессиональной деятельности? Что помогает вашему успеху?

— Моё кредо, которым я руководствуюсь в жизни и своей профессиональной деятельности с давних пор, таково: «Иди туда, где ты нужнее». Сегодня, как мне кажется, это звучит вполне по-рыночному. Хорошо известно, что, если хочешь добиться настоящего предпринимательского успеха, находи общественные потребности и удовлетворяй их. Хитрость, однако, в том, что какие-то потребности бывают не осознаны обществом до поры до времени, и в задачи предпринимателя входит способствовать их выявлению. С субъективной же точки зрения успешную жизнь можно уподобить полноводному потоку. Это означает, что у тебя имеется весомая жизненная цель, есть личные ресурсы: моральные, физические и интеллектуальные — для достижения этой цели, и, наконец, получаются реальные результаты, которые играют роль своего рода положительной обратной связи, без чего невозможно движение вперёд.