Сергей Варакса: «Человек строит свою судьбу сам» №1(13), 2016 год
История Нижегородского индустриального колледжа тесно переплетена с историей страны. В 1943 году в городе Горьком, как тогда назывался Нижний Новгород, было образовано ФЗУ № 14 для подготовки профессиональных кадров строительного профиля, в которых очень нуждалось разрушенное войной народное хозяйство. С тех пор учебное заведение несколько раз меняло название, но одно было неизменно: его выпускники становились настоящими мастерами своего дела. В 2003 году училище преобразовано в колледж, который в наши дни стал поистине кладезем инноваций. Возглавляет учебное заведение с 1994 года С.А. Варакса.
— Сергей Александрович, рабочие специальности пока не пользуются должным вниманием абитуриентов. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?
— Я с вами не согласен. В последнее время в нашем городе как раз наблюдается приток желающих обучаться рабочим специальностям, поскольку мы приближаемся к стандарту европейского образования. В 2009 году правительство Нижегородской области приняло программу по созданию на базе колледжей и техникумов ресурсных центров. На сегодня их около двадцати.
На базе Нижегородского индустриального колледжа образован Инновационный центр-инкубатор по подготовке и переподготовке рабочих широкого профиля и специалистов в условиях реформы ЖКХ и строительства. В рамках реализации программы были созданы лаборатория сварочного производства, мастерская вентиляционных систем и оборудования, мастерская контактной сварки, лаборатория строительства; проводятся всероссийские и областные олимпиады по профессии «Электрогазосварщик».
Следующим этапом развития ресурсного центра стал проект создания регионального образовательного комплекса по подготовке кадров для машиностроения. Он включил в себя целый ряд лабораторий с современными стендами, тренажёрами, программными средствами обучения, мастерские, оснащённые современным учебным и производственным оборудованием, станками с ЧПУ, учебно-методический центр «Информационные технологии в машиностроении», а также лабораторию материаловедения и контроля качества технологических процессов.
— Что отличает современных учащихся?
— Если в 90-е годы молодёжь приходила в училище главным образом от безысходности, то теперь ею делается осознанный выбор, основанный на желании проявить себя. Ведь сегодняшние предприятия — это и станки с ЧПУ, и роботы, и автоматы, и тренажёры для отдыха. Мы тесно сотрудничаем с предприятиями группы ГАЗ, заводами 70-летия Победы, «Красный якорь» и другими. Некоторые из недавних выпускников уже работают на руководящих должностях. Например, Александр Самойлов, победитель Всероссийского конкурса сварщиков, окончивший колледж 4 года назад. Начинал рабочим, затем поступил на заочное отделение Нижегородского государственного технического университета. Сейчас он начальник цеха, 200 человек в подчинении. Думаю, что даже в условиях кризисных явлений надо смотреть вперёд. Ведь именно хорошо подготовленные кадры составляют основное богатство промышленных предприятий.
— Вы ведь и сами начинали с рабочей специальности?
— Я считаю большим благом, что прошёл все ступени: профучилище, техникум, институт, кандидатская… Всё выстраивалось постепенно и по тем направлениям, в которых я хорошо разбираюсь. Человек строит свою судьбу сам, и если он нацелен на какие-то перспективы, то у него всё получится.
Сегодня в колледже обучаются около 1300 человек. В 2015 году абитуриентов принимали уже на конкурсной основе, а на такие специальности, как «Металлообработка», «Сварочное производство», строительные профессии, претендовало 2 человека на место. И это неудивительно. Ведь, помимо новейшего оборудования и инновационных технологий обучения, у нас есть центр юношеского технического творчества, выставочный зал, несколько музеев, спортивно-оздоровительная база, команда КВН, специальная физкультурная группа по футболу и театр моды. Я желаю всем ребятам счастливого пути во взрослую, самостоятельную жизнь!