Юрий Галишников:«Лабораторная база формирует и у преподавателей, и у студентов творческое отношение к учебному процессу, к инженерным специальностям» №1(12), 2015 год
ИПЦ «Учебная техника» — многократный лауреат и победитель всероссийских конкурсов и выставок в сфере инновационных разработок и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, в том числе IX Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России» в номинации «Активный участник реализации приоритетных национальных программ». Предприятие, имеющее собственную производственную базу и значительный опыт работы, хорошо зарекомендовало себя не только на территории РФ, но и в соседних государствах как реальный производитель учебно-лабораторного оборудования, отвечающего современным требованиям и позволяющего осуществлять подготовку специалистов для новейших направлений науки и техники. Возглавляет это уникальное учреждение профессор, доктор технических наук Юрий Галишников, интервью с которым мы предлагаем вниманию наших читателей.
В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию прозвучал призыв к техническим вузам страны готовить инженеров на основе реальной производственной базы, учитывая передовые исследования и разработки в своих областях. «Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью», — задал вектор подготовки будущих специалистов президент.
Именно на это направлена деятельность Инженерно-производственного центра «Учебная техника», который производит учебно-лабораторное оборудование по электротехнике, электронике, электромеханике, автоматике и электроэнергетике, позволяющее студентам технических вузов и слушателям образовательных центров промышленных предприятий осваивать будущую специальность в режиме максимального приближения к условиям реального производства. Учёные Центра непрерывно работают над новым учебно-лабораторным оснащением, создавая учебные аналоги промышленного оборудования.
С 2007 года «Учебная техника» входит в состав международной ассоциации WORLDDIDAC, объединяющей издателей, производителей и дистрибьюторов учебных материалов и оборудования всего мира.
— Юрий Петрович, в подготовке будущих инженеров и техников особое место отводится лабораторному практикуму, благодаря которому происходит их постепенное формирование. Каким, с вашей точки зрения, должно быть оснащение процесса обучения в вузе, чтобы студенты могли обучаться в условиях реальной производственной базы?
— Вуз, идеальный в плане оборудования, должен иметь современные лаборатории, в которых представлены натурные аналоги или непосредственно современное оборудование, использующееся на производстве. Ни в коем случае университет не должен уклоняться в сторону тотальной компьютеризации лабораторий, когда вместо реальных лабораторных установок используются компьютеры-симуляторы. Они не могут служить полноценной заменой реальной лаборатории. Ведь, получив диплом, молодой специалист будет иметь дело не с компьютерными симуляторами, а с реальным оборудованием.
Сокращение количества часов на лабораторную практику также неблагоприятная тенденция. В вузе тут же придумали «противоядие»: чтобы выполнить программу всех экспериментов, предлагается полностью автоматизировать лабораторные установки. Образно выражаясь, «нажал кнопку — получил результат». Но это тупиковый путь — какие навыки в данном случае реально приобретает студент? Такое оборудование уместно, скажем, в научном учреждении, где идут массовые эксперименты и нужно быстро провести и обработать огромное их количество за ограниченное время. А цели учебной лаборатории совсем другие. К сожалению, эта тенденция определённо пробивает себе дорогу. И некоторые будут настаивать, что нужно использовать полностью автоматизированные установки. Но, повторюсь, в вузе такого не должно быть, если вуз занимается образовательной деятельностью, а не просто проводит какие-то эксперименты. Для образовательного процесса важна наглядность результатов экспериментирования, которая достигается за счёт применения различных реальных измерительных и регистрирующих приборов.
Кроме того, в вузе должно быть достаточное количество лабораторного оснащения, чтобы можно было проводить фронтальное выполнение лабораторных работ параллельно с теоретическим курсом. Поскольку, если лабораторные работы ввиду ограниченности базы проводятся до того, как освоена теоретическая часть, они выполняются формально: преподаватель задаёт жёсткий алгоритм действий, лишая студента возможности принимать самостоятельные решения. Творческий уровень такого лабораторного практикума очень низок. Его нужно поднимать: ставить перед студентами нетривиальные исследовательские задачи, чтобы он мог сам разработать программу исследований, сам подобрал оборудование для этих экспериментов, собрал бы это оборудование, что называется, в кучу и провёл определённые опыты, обработал эти опыты и сделал грамотные выводы.
— Ваше лабораторное оборудование позволяет ставить такие творческие задачи?
— Да, и это важный момент. Наше оборудование, которое построено на модульном принципе, когда сочетаются натурные аналоги реальных электротехнических устройств с компьютерным управлением и отображением процессов, позволяет такие творческие задачи перед студентами ставить.
Модульная структура делает стенд максимально гибким, что даёт возможность выстраивать ту схему, которая необходима для решения той или иной творческой исследовательской задачи.
Технически сложные компоненты стенда удобно настраивать по отдельности, размещение модулей на стенде можно изменять по желанию конкретного пользователя или согласно условию той или иной лабораторной работы, а также облегчается выявление неисправностей, ремонт и замена неисправных блоков.
— В чём особенность работы над созданием учебно-лабораторного оборудования подобного уровня?
— Наши разработки специфичны в том отношении, что имеющееся промышленное оборудование необходимо преобразовать в учебный аналог так, чтобы можно было установить и испытывать его в лаборатории.
Схема создания лабораторного стенда примерно такая: выбираем направление, выделяем конкретный — допустим, электротехнический — комплекс и разрабатываем его учебный аналог. Например, у нас есть много разработок в виде модели электроэнергетических систем. Эта модель воспроизводит все черты реальной электроэнергетической системы, но всё это сделано в меньшем масштабе. Реальные энергосистемы — это гигантский комплекс, протяжённостью в десятки километров, содержащий крупные электрические машины — генераторы и пр. Мы для лабораторий делаем их миниатюрные копии.
Безусловно, приходится решать возникающие разработческие проблемы, где требуются новые схемотехнические решения и конструкторская проработка, чтобы в результате предложить готовый пакет рабочих чертежей, по которым на производстве изготовят учебное оборудование.
— Как зарекомендовало себя оборудование в процессе эксплуатации в лабораториях вузов и учебных центрах предприятий?
— Наше лабораторное оборудование имеется уже во многих учебных заведениях.
Для образовательного процесса важна наглядность результатов экспериментирования. На наших стендах это достигается за счёт применения различных реальных, стрелочных, цифровых, виртуальных измерительных и регистрирующих приборов. Надёжность и безопасность обеспечены рациональным выбором уровня мощности силовых элементов и защитой от перегрузок, коротких замыканий и неумелого обращения. Кстати, дизайн оборудования выполняется с учётом требований эргономики, инженерной психологии и эстетики.
Возможность проводить на лабораторных стендах реальные научные исследования существенно повышает у студентов мотивацию к обучению, стимулирует познавательный процесс. Наши заказчики довольны высокими техническими и дидактическими свойствами оборудования.
— Юрий Петрович, вы упомянули о том, что оборудование, изготовленное «Учебной техникой», успешно работает во многих вузах России…
— И не только России. Мы уже довольно длительный срок поставляем наши изделия в Казахстан, Таджикистан, Азербайджан и даже Грузию. «Учебная техника» имеет опыт сотрудничества и с транснациональными компаниями, такими как Mitsubishi Electric, для которой мы разрабатываем учебные аналоги их оборудования, чтобы они могли их использовать в своих учебных центрах. Их оборудование мы используем как основу, но преобразуем так, чтобы оно превратилось в учебно-лабораторные стенды.
— Какими успехами за последнее время можете поделиться?
— Мы настойчиво ведём инновационную деятельность — в номенклатуре постоянно появляется что-то новое. Новые разработки — вот что важно. Кроме упомянутых стендов для Mitsubishi Electric, большой интерес вызывают разработки по альтернативной энергетике — сейчас это перспективное направление. В частности, наши специалисты работают над оборудованием по ветроэнергетике и солнечной энергетике. Много новых разработок мы предлагаем своим потенциальным заказчикам по энергосбережению.
На прошедшей в октябре 2014 года крупнейшей международной выставке учебного оборудования и материалов WORLDDIDAC в г. Базель (Швейцария) живой интерес наших европейских коллег вызвали стенды по распределительным сетям, а также модель электрической системы. Важно и то, что при прочих равных условиях наша продукция не такая дорогостоящая, как европейская. Делегация ИПЦ «Учебная техника» на выставке официально представила экспортный бренд нашего учебного оборудования GALSEN и провела большое число деловых переговоров. Заключены предварительные договорённости с представителями ряда зарубежных стран по возможным поставкам нашего оборудования.
— Ваша компания динамично движется вперёд.
— Несомненно. Мы работаем уже почти пятнадцать лет. За это время в университеты было поставлено большое количество нашего оборудования. Радует то, что сейчас университеты стали выделять на лабораторное оборудование больше средств. И всё же, чтобы картина радикально изменилась, чтобы высшее техническое образование действительно базировалось на реальной производственной базе, нужно многое сделать — вузы нуждаются в достаточном количестве качественного современного лабораторного оборудования.
Попробую объяснить на простом примере. Заказывает кафедра один стенд, но этого крайнее мало, так как построить полноценный учебный процесс при наличии только одного стенда невозможно — можно только демонстрировать. А студент должен приобретать практические навыки, сам проводить эксперименты, собирать схемы и т.д. Недостаточно просто смотреть, как это делают другие.
Предстоит большая работа по оснащению вузов современным, в том числе и нашим, оборудованием. На этой новой лабораторной материальной базе будет формироваться другое отношение к учебному процессу, к инженерным специальностям и у преподавателей, и у студентов.
Мы востребованы сегодня. Надеемся, что с нашей помощью учебный процесс по инженерным специальностям выйдет на новый достойный современный уровень.
Кто есть кто в ИПЦ «Учебная техника»
Одной из составляющих успеха компании является создание эффективно действующей команды. Юрию Петровичу это удалось в полной мере, и на предложение рассказать о сотрудниках учреждения он откликнулся, не раздумывая. Кто же они, соратники и сподвижники генерального директора ООО «Инженерно-производственный центр «Учебная техника»?
Павел Николаевич Сенигов — один из учредителей компании, а ныне технический директор и одновременно главный конструктор. Кандидат технических наук, доцент.
По своему базовому образованию инженер-электрик, специалист в области электроэнергетики. Имея за плечами более двух десятков лет преподавательской деятельности в техническом вузе, Павел Николаевич глубоко прочувствовал все нюансы учебного процесса, понял особое значение лабораторного практикума в подготовке будущих инженеров. Вот почему он без колебаний поддержал личным участием представившуюся в конце непростых 90-х возможность заняться созданием учебно-лабораторного оборудования нового поколения для высшего профессионального образования.
Первой разработкой, где он сыграл, без преувеличения, главную роль, стала уникальная, не имевшая в своё время аналогов ни в России, ни за рубежом натурная модель электроэнергетической системы. Она получила признание коллег-электроэнергетиков и была заказана в количестве пяти экземпляров в 2000 году ОАО «Свердловэнерго» для кафедры автоматизированных электрических систем Уральского политехнического института, где успешно эксплуатируется по настоящее время. В последующие годы подобные лабораторные стенды были поставлены в такие ведущие отечественные вузы, как Московский, Казанский и Ивановский энергетические институты, Самарский гостехуниверситет, а также в университеты Казахстана, Таджикистана, Азербайджана и Грузии.
Обладая огромной работоспособностью, П.Н. Сенигов на первых этапах работы фактически полностью обеспечивал конструкторскую подготовку новых изделий. По мере накопления опыта разработки новых изделий он сумел выйти за рамки узкой специализации и в настоящее время уверенно руководит коллективом разработчиков и конструкторов по весьма обширной тематике, от основ электротехники и электроники до нетрадиционной электроэнергетики. Разработки, выполненные под его руководством, многократно отмечались дипломами на регулярных выставках «Российский образовательный форум» как подлинно инновационные.
П.Н. Сенигов — соавтор многих патентов РФ, которыми защищены схемотехнические и конструктивные решения, применяемые в разработках компании. Он успешно руководит также созданием программно-методического обеспечения всех изделий ИПЦ «Учебная техника».
Сергей Комиссаров окончил Челябинский гостехуниверситет в июне 2001 года с квалификацией «Инженер-электрик» по специальности «Электрические станции».
После нескольких лет работы в различных подразделениях ОАО «Челябэнерго» в июне 2006 года поступил на работу в ООО «Инженерно-производственный центр «Учебная техника» на должность руководителя группы качества. Разработал и внедрил на предприятии Систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2008. В июне 2007 года назначен директором по качеству, а в феврале 2009 года переведён на должность директора по производству и качеству. При непосредственном участии С.А. Комиссарова создана современная производственная база предприятия, сформирован его коллектив. Сергей Александрович активно сотрудничает с разработчиками в инновационной деятельности предприятия на этапе изготовления макетов и опытных образцов, а также освоения серийного производства новых изделий.
В период с февраля 2007 года по февраль 2009-го С.А. Комиссаров прошёл обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и получил диплом государственного образца по программе MBA «Топ-менеджер».
Константин Галишников начал сотрудничество с компанией в 2001 году, ещё будучи студентом Южно-Уральского госуниверситета. Получив специальность инженера-математика, активно занимался разработкой программно-методического обеспечения учебно-лабораторных стендов, создаваемых в компании. Принимал активное участие в производственном процессе. Разработал товарный знак компании, который надлежащим образом зарегистрирован.
Позднее сосредоточился на маркетинговой и сбытовой деятельности в качестве руководителя соответствующего подразделения. Как идеолог и руководитель работ принял активное участие в создании современного интерактивного интернет-сайта компании. С введением сайта в эксплуатацию существенно оживились связи с клиентами, возросло число заказов.
Свободно владея английским языком, прошёл обучение в Открытом университете (Великобритания) и в 2013 году получил диплом мастера бизнес-администрирования.
Разработчики новых лабораторных стендов: кандидат технических наук Н. Беглецов и Г. Алексеев за многие годы работы в инженерном вузе приобрели опыт создания лабораторного оборудования, который успешно используют в настоящее время. Их авторству принадлежат стенды по теоретическим основам электротехники и радиотехники, электронике, системе «Умный дом», современным системам пожаротушения и др.
Более молодой по возрасту инженер А. Силантьев разрабатывает стенды по электрическим машинам, электроприводу, мехатронике и робототехнике. Инженер В. Чикота, имеющий, наряду с вузовским, опыт сотрудничества с крупным КБ электромеханического профиля, специализируется в разработке различного рода источников электропитания и систем автоматического регулирования/управления.
Недавние выпускники инженерного вуза М. Ширяев и О. Сенигов, владея современными системами компьютерного проектирования, обеспечивают подготовку рабочих чертежей новых изделий в полном соответствии с требованиями ЕСКД.
Инженер М.А. Карпеш возглавляет группу послепродажного сервиса, в задачи которой входят монтаж и пусконаладка поставленного заказчику учебно-лабораторного оборудования, инструктаж обслуживающего персонала и преподавателей, поддержание контактов с заказчиками в процессе авторского сопровождения нашей продукции в течение долгих лет эксплуатации.
Костяк производственного сектора составляют бывшие кадровые работники крупного производственного объединения оборонного профиля. Это радиомонтажницы высочайшей квалификации С. Буданова и Г. Тимченко, фрезеровщики В. Грошев, А. Соколов, слесари-сборщики В. Мирошниченко, Е. Евко, В. Тимофеев и Г. Литвак, слесари по металлу Р. Туишев и А. Кулагин, электросварщики С. Шестаков и М. Туишев и др. Моточные работы на высоком уровне выполняет М. Тимофеева.
Финансовую службу компании возглавляет в качестве главного бухгалтера Вера Юрьевна Жуланова, имеющая соответствующее университетское образование.
В основе деятельности коллектива лежат творческие разработки, и очень существенно, что любое новшество для каждого его члена представляется комплексной задачей, затрагивающей все аспекты деятельности компании, в связи с чем решать её удаётся быстро и качественно.