Гимназия № 19 города Омска: секреты педагогического мастерства №1(12), 2015 год
Гимназия № 19 для Омска — знаковое учебное заведение. Среди её учеников такие знаменитые люди как Леонид Мартынов, Роберт Рождественский, Виссарион Шебалин, спортсмены Роман Слуднов, Татьяна Дручинина, династия врачей Чуловских, Крикорьянц, Барбанчик… Вот уже почти 140 лет этот список пополняется новыми именами, прославившими свою родную гимназию, город, страну. Что определяет такой успех? Об этом мы спросили директора гимназии Елену Валентиновну Денисову.
— Елена Валентиновна, в чём секрет мастерства педагогов вашей гимназии?
— Общеизвестно, что качество подготовки ученика не может быть выше уровня профессионализма учителя. Поэтому процесс повышения квалификации педагогов в нашей гимназии непрерывный. Это и формальное, и неформальное, и информальное образование. Наша гимназия является экспериментальной площадкой РАО по теме «Управление формированием и оценкой универсальных учебных действий младших школьников», стажировочной площадкой в составе регионального инновационного комплекса «Образовательные стандарты нового поколения» Института развития образования Омской области, организатором коучинг-проекта по конструированию современного урока по УМК «Перспективная начальная школа». Кроме того, мы являемся информационно-методическим центром издательства «Академкнига/учебник». Одно из главных направлений нашей инновационной деятельности — представление и распространение положительного опыта работы наших учителей. Для этого требуется умение анализировать собственные результаты деятельности, эта работа поднимает учителя на более высокий методический уровень. Только за 2013/14 учебный год на базе нашей гимназии прошло 18 стажировочных площадок для учителей г. Омска и Омской области, в которых приняли участие более 400 человек, свои результаты представили 27 учителей нашей гимназии из 67. Желание совершенствоваться в своей профессии — главный секрет мастерства.
— Сегодня, когда одним из основных показателей работы школы стала успешная сдача ЕГЭ, не утратим ли мы того, чем всегда славилась российская педагогика: умения вырастить не просто образованного, но думающего, неравнодушного человека, гражданина своей страны?
— Мы гордимся тем, что наши дети, пришедшие к нам в 5 лет в Центр раннего развития ребёнка, показывают высокие результаты на государственной итоговой аттестации. Обеспечение высокого качества образования для всех — наша основная задача. Если относиться к Федеральным государственным стандартам, по которым мы работаем в 1–7-х классах, неформально, то результатом их реализации как раз и будет человек думающий, неравнодушный, гражданин своей страны, при этом понимающий ценность образования, готовый учиться в течение всей своей жизни и умеющий это делать. ФГОС — соединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс. Это признание на государственном уровне самых важных ценностей: семья, труд, образование, здоровье, Родина, которые должны стать ориентирами в воспитательной работе. Для нашей гимназии с её почти 140-летней историей, традициями (своё знамя с орденом «Знак Почёта», гимн, музей), выдающимися выпускниками важно, чтобы следующие поколения вырастали достойными гражданами своей страны, опорой своей семьи и людьми порядочными.
— Какие образовательные программы реализуются в вашей гимназии, кроме традиционных для общеобразовательной школы?
— Образовательные программы начального общего образования и основного общего образования включают программы внеурочной деятельности. Кроме организации работы кружков и секций (спортивных, музыкальных, танцевальных, изостудий), это и организация предметной деятельности детей за рамками уроков. Например, в нашей программе начального общего образования это курсы «Мир информатики», «Музей в твоём классе», «Элементы междисциплинарного обучения», «Решение практических задач», «Робототехника».
— В чём вы не только как руководитель, но в первую очередь как педагог видите перспективу развития современной российской средней образовательной школы?
— Образование — одна из консервативных областей человеческой культуры. В этом и сила, и слабость. От того, насколько современный учитель готов сохранять лучшие традиции обучения содержательной глубине предмета, и от того, насколько он готов изменить свои технологии обучения, согласиться с тем, что его предмет — инструмент для развития ребёнка, — от этого зависят перспективы развития современного образования.