Игорь Тубер: «Нельзя работать в образовании, бросаясь на каждую экстремальную ситуацию, как на пожар. Не придётся тушить, если иметь чёткий план действий» №1(12), 2015 год
Фраза победителя Всероссийского конкурса «Лидер СПО — 2013» Игоря Тубера, директора ГБОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж», связана с построенной в учреждении системой менеджмента качества, которая была запущена этим руководителем одним из первых в нашей системе образования. Казалось бы, более востребованная в экономическом деле, эта система прижилась и на образовательной почве — опять же, благодаря таким вдохновителям, как Игорь Иосифович. О том, как встать на рельсы практического менеджмента качества в образовании, почему этот управленец цитирует мысли экономиста Филиппа Кросби и даёт им жизнь, наше интервью.
— Игорь Иосифович, вы стали победителем в номинации «Директор — лидер СПО России». Получить такое признание именно в эпоху перемен дорогого стоит. Ваш личный взгляд на эту победу?
— За 15 лет существования этого конкурса я дважды участвовал в нём. Первая попытка была в 2004 г., когда отраслевая система профобразования была включена в состав Минобрнауки России. До этого мы подчинялись Госстрою России. Но тогда победить не удалось. И думаю, это правильно, ведь на тот момент были более авторитетные кандидаты. Но уже в 2007 г. наш колледж стал победителем нацпроекта «Образование» с присвоением директору звания «Лидер СПО». Далее — годы активной работы, и наконец к 2014 г. у меня накопился большой опыт для всероссийского конкурса лидеров образования — было, что представить на всеобщее обозрение, включая успехи и результаты работы.
— Что стало основой успешной презентации?
— Созданная в стенах колледжа система менеджмента качества, в которой мы работаем с 2000 г. Она ориентирована на потребителя. А команда, работающая в новых условиях, сконцентрирована на строгих целях и задачах с чёткой фиксацией результата. Собственно, понятие системы менеджмента качества (СМК) заложено в идею рыночной экономики давно, но мы с этими знаниями начали знакомиться только в перестроечный период. Помогли британские коллеги, мы участвовали в их семинарах по внедрению СМК. Далее состоялось участие в конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников», и в 2009 г. мы стали его победителями. Потом была ещё одна победа: в 2011-м я и представитель руководства колледжа по качеству Елизавета Степанова получили звание «Российский лидер качества» от Всероссийского общества качества.
Мы сертифицированы в области менеджмента качества в регистре ГОСТ Р, регулярно проходим аудиты независимых экспертов системы сертификационного центра и каждый раз убеждаемся, что наша система действует эффективно.
— Ваш опыт — это ценность, поделились ли вы ею с коллегами?
— Да, именно без воды, а как практически перейти на эти рельсы, мы продемонстрировали на организованных нами в 2003–2007 гг. всероссийских курсах повышения квалификации «Внедрение системы менеджмента качества в профессиональном образовании», на которых прошли обучение около 200 руководителей и специалистов из 73 образовательных учреждений из различных регионов России. По результатам работы данных курсов только в Челябинской области в десяти ОУ СПО созданы и сертифицированы системы менеджмента качества. Такая деятельность ещё больше закалила команду, которая способна не просто показать свои сегодняшние достижения, но и двигаться дальше с форсированием событий и оценкой результата.
— Что привлекательно в идее о качестве и как она исключает риски и сложные ситуации?
— Нельзя работать в образовании, бросаясь на каждую экстремальную ситуацию, как на пожар. Не придётся тушить, если иметь чёткий план действий. В этом смысле мне нравятся слова одного из гуру качества американца Ф. Кросби, разделявшего все фирмы на два типа. Первый тип он сравнивал с игрой в хоккей: зрелищно, выплески энергии, а результат непредсказуем — что плохо; вторая категория — балет, гармоничная музыка, все движения отточены, без спешки и суеты — к цели, и главное — оптимальный результат. По последнему типу и развиваются компании, которые настроены по системе менеджмента качества.
— Как «балетное искусство от Кросби» легло на русскую почву, легко ли было вставать на эти, условно говоря, пуанты?
— В условиях российской действительности непросто, поскольку и нормативная база менялась часто и сейчас меняется, но мы смотрели на внешние условия, в которых мы работали, сквозь призму нашей собственной системы.
— А если смотреть на систему сквозь призму результатов?
— Они у нас есть. Это успехи и выпускников, и преподавателей, начиная от регионального и заканчивая международным уровнем. Министерство образования и науки Челябинской области проводит много мероприятий по оценке уровня подготовки студентов. Например, в 2014 г. студент Сергей Сыско в конкурсе «Славим человека труда» в УРФО стал победителем в номинации «Каменщик». А если взять международное участие, то здесь показательны результаты наших студентов в рамках движения WorldSkillsRussia. При первом же участии в данном конкурсе отличился Павел Криворотов в 2013 г. в номинации web-дизайн, а на последнем российском чемпионате в Казани в 2014 г. призёром стала Анна Медведева по направлению «Флористика» — это наше новое направление в рамках специализации «Ландшафтный дизайн». В очередном европейском чемпионате WorldSkillsInternational во Франции наши представители снова примут участие.
— Сегодня вы возглавляете крупнейшее образовательное учреждение СПО Южно-Уральского региона. Что стоит за данной формулировкой?
— Во время оптимизации образовательной системы к нашему Монтажному колледжу были присоединены политехнический и машиностроительный техникумы. Кстати, именно введённая система качества позволила сблизить разобщённые на тот момент взгляды коллег и привести нас к общему знаменателю.
В настоящее время ведётся обучение по 41 основной образовательной программе подготовки специалистов среднего звена базовой и углублённой подготовки, а также экспериментальной программе прикладного бакалавриата. Колледж готовит специалистов строительных, машиностроительных, монтажных, электромонтажных, информационных и телекоммуникационных направлений. По основным образовательным программам в колледже обучается около 4000 человек, ещё порядка 3000 проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по соответствующим программам профобучения и дополнительным профпрограммам.
— Нельзя не задать вопрос руководителю-победителю о его принципах управления.
— Первый — единоначалие, выражающееся в первую очередь в ответственности, которую должно брать на себя руководство. Никогда нельзя винить подчинённых, если ты не поставил перед ними чётких задач и не обеспечил ресурсами. И 90 % вины лежит на плечах руководителя. Это он должен понимать в любых ситуациях. Второй принцип — справедливость, она нужна в том числе в отношении реакции руководства на ошибки, допущенные подчинёнными.
— Многое сделано для процветания колледжа, но без намеченных перспектив нельзя.
— Стратегия колледжа направлена на соцпартнёрство как механизм интеграции образования и производства. С колледжем взаимодействуют более 200 предприятий различных отраслей экономики. Все наши учебные планы и графики практик совмещены с пожеланиями предприятий-партнёров. Нет проблем у нас и в трудоустройстве выпускников.
Мы взаимодействуем с НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», объединяющим около 400 субъектов отрасли. Это партнёрство позволило организовать центр добровольной сертификации выпускников строительных специальностей, уже около 200 студентов получили соответствующие сертификаты. Также при поддержке Минобрнауки области в 2013 г. на базе колледжа созданы областной ресурсный центр и многофункциональный центр прикладных квалификаций в области строительства и машиностроения.
Одна из наших целей — дальнейшее создание условий для подготовки профессиональных кадров в условиях современной экономики. В прошлом году, например, мы оборудовали и запустили новый класс для обучения операторов на станках с ЧПУ.