Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Ток-шоу «Выбирай сам»: кто ты? №1(12), 2015 год

Екатерина Новотроицкая

Кто я? Чего бы мне хотелось и как это сделать? Эти и другие вопросы о выборе профессии задаёт себе каждый школьник. Поэтому они стали частью профориентационной схемы, которую представили организаторы прошедшего в Москве ток-шоу «Выбирай сам». 

Не секрет, что многим школьникам нелегко определиться, чем же они хотят заниматься в своей жизни. Особенно сложно это сделать, не имея чёткого представления о современных рабочих профессиях, их многообразии и особенностях.

Как направить выпускника школы в нужное профессиональное русло?

В 2014 году на базе городских школ прошли профориентационные мероприятия в формате ток-шоу, который оказался близким современной молодёжи и удачно «скадрировался» в обширной проф-ориентационной работе, которая ведётся в Москве. Свободное общение оправдало себя, ведь в такой атмосфере ребятам гораздо легче задавать вопросы, отвечать на них и вести дискуссию.

Интересно было наблюдать за ходом ток-шоу. Было видно, что школьников волновала проблема выбора профессии, учитывая её актуальность. В круге обсуждаемых вопросов оказалась тема о многообразии специальностей и учебных заведений, где очень сложно ориентироваться подростку. Причин тому много, и они были выявлены в ходе телеформатного мероприятия. Это — отсутствие знаний о видах профессий, их востребованности, ещё один фактор — давление со стороны родителей, школы, друзей.

Выясняется, что только 30 % школьников знают, куда идти учиться и кем стать. Остальные 70 % не представляют, как и какую профессию выбрать.

Приглашение на ток-шоу получили и родители, которые участвовали в дискуссии с детьми. Такие диалоги помогают в разъяснении многих вопросов, например, такой межличностной проблемы отцов и детей, как: почему я должен получать ту профессию, которую хочет мама, а не я?

В итоге в живом диалоге был разработан алгоритм выбора профессии, который поможет будущим выпускникам в определении дальнейшего жизненного пути. Задачей ток-шоу было нацелить учащихся на осмысление в поиске профессии, дать представление о преимуществах СПО, помочь выявить собственные стремления, желания и наклонности, ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных профессий на рынке труда.

В качестве гостей и экспертов выступали представители различных рабочих профессий, педагоги, психологи, работодатели и студенты. Школьники и родители смогли задать вопросы, услышать истории успешных людей, что также повлияло на самоопределение в профессии.

Во время проведения ток-шоу была представлена простая схема выбора трудовой дороги, по которой школьникам наверняка легче ориентироваться.

Результат живого общения заметен и в цифрах. На каждом ток-шоу происходит детальный разбор схемы выбора профессии, уже после первого мероприятия ясность и логичность в своём выборе пришла к 91 % школьников! А 95 % молодёжи после проведения ток-шоу открыто обсуждали с учителями схему выбора профессии и стали больше прислушиваться к своим желаниям, возможностям, способностям, задавая при этом вопросы: кто я, какой я, чего бы мне хотелось и как это сделать? И только 5 % ребят затруднились с ответом.

Организаторов этого нужного дела вдохновил тот факт, что форма ток-шоу приобрела популярность среди учащихся школ. Несколько школ предложили открыть дискуссионные клубы о выборе профессии, что говорит об эффективности проведения ток-шоу «Выбирай сам».