Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Заочное образование: качество и доступность №1(11), 2014 год

Валерий Литвин, первый проректор по учебной работе РГАЗУ

Российский государственный аграрный заочный университет ведёт свою историю с 1930 года, когда начинает формироваться новая система высшего образования, в которой большое значение отводится подготовке специалистов без отрыва от производства. В настоящее время Российский государственный аграрный заочный университет — один из крупнейших аграрных вузов России. Это вуз с богатыми традициями, многолетним опытом учебной и научной работы.

Заочное образование за последние годы претерпело весьма существенные изменения. В основе его возникновения находилась идея соединения обучения с производственным трудом, принципы доступности и непрерывности образования для различных слоёв общества.

На смену устаревшему заочному образованию постепенно приходит дистанционное, появившееся в результате развития высоких технологий. В последнее время дистанционное обучение стало глобальным явлением, изменившим облик образования во многих странах мира.

Современная модель заочного образования основана на использовании новых технологий. Благодаря новым информационным, телекоммуникационным и образовательным технологиям решается проблема компенсации недостающих заочному обучению очных занятий путём проведения этих занятий в режиме видеоконференций и обеспечения участия в них студентов с помощью средств телекоммуникации. У студентов появляется возможность общаться друг с другом через видеоконференции в Интернете, участвовать в семинарах и деловых играх, слушать лекции в реальном времени. В режиме видеоконференции можно проводить обзорные и установочные лекции без физического присутствия в аудитории, осуществлять обучение в индивидуальном порядке.

В настоящее время востребованность такой модели обучения достаточно высока, особенно среди тех, кто работает в сельском хозяйстве. Интеграция дистанционных образовательных технологий с классическими формами обучения обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников по использованию информационных технологий общего и профессионального назначения, подготовку выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

В основе инновационной модели заочной подготовки кадров для сельского хозяйства в университете положены доступность и качество образования для лиц, проживающих в сельской местности.

Университет сегодня является пионером в области развития электронных технологий образования для села. Удалённость от экономических, информационных и интеллектуальных центров страны, особый характер сельскохозяйственного производства не позволяют сельским труженикам получать полноценное «городское образование». А методики, разработанные и уже давно применяемые в нашем университете, обеспечивают непрерывный поток знаний в самые отдалённые территории.

Внедрение в систему подготовки кадров без отрыва от основной деятельности дистанционных образовательных технологий расширяет круг потребителей образовательных услуг, в том числе в малодоступных и малонаселённых регионах страны, в сельских районах, удалённых от научных и культурных центров. Дистанционное образование — это также одна из форм непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека в получении образования на протяжении всей жизни.

Сегодня можно утверждать, что накопленный опыт, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, передовые технологии обучения, мощная материально-техническая база университета не только способствуют повышению качества обучения, но и содействуют повышению популярности выбора студентами сельскохозяйственных специальностей и, в конечном итоге, кадровому обеспечению сельского хозяйства.

Дистанционные образовательные технологии открывают новые возможности студентам для освоения образовательных программ. Индивидуальные работы, учебные занятия в режиме видеоконференций и вебинаров: чтение лекций, проведение семинаров и консультаций ведущими профессорами и доцентами в режиме реального времени — стали реальностью для студентов нашего университета.

По результатам федерального мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования наш университет второй год признаётся эффективным вузом. Успешная работа университета во многом обусловлена слаженной работой коллектива и основными принципами, на которых строится образовательная деятельность: качество и доступность.