Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Анатолий Рудый: «Задача системы ведомственного профобразования — обеспечить качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы» №1(11), 2014 год

Нина Злаказова

— Анатолий Анатольевич, сегодня Федеральная служба исполнения наказаний России стремится быть эффективной и открытой для общества. Расскажите, как выглядит система образования ФСИН России в рамках общего развития пенитенциарного ведомства: образовательные учреждения, их филиалы и их главные особенности.

— В настоящее время система ведомственного профессионального образования осуществляет подготовку кадров для учреждений и органов УИС, а также научное обеспечение развития УИС. Структура ведомственного образования включает семь образовательных организаций высшего образования: Академию права и управления ФСИН России (г. Рязань) с филиалом в г. Пскове; Вологодский институт права и экономики ФСИН России; Владимирский юридический институт ФСИН России; Самарский юридический институт ФСИН России; Воронежский институт ФСИН России; Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк); Пермский институт, три института повышения квалификации работников ФСИН России (в Санкт-Петербурге, Кирове и Томске), два межрегиональных учебных центра ФСИН России (в Краснодаре и Уссурийске), а также учебные центры в территориальных органах ФСИН России. Ведущим вузом системы профессионального образования ФСИН России является Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, которая осуществляет подготовку кадров для учреждений и органов УИС по 15 специальностям и направлениям подготовки высшего образования гуманитарного, социального и экономического профиля. На факультете управления и Высших академических курсах Академии осуществляется подготовка резерва руководящих кадров для УИС. Особое место среди ведомственных вузов занимают Воронежский и Пермский институты ФСИН России. Воронежский институт ФСИН России — единственный вуз ФСИН России, осуществляющий подготовку сотрудников для служб инженерно-технического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС. На базе института осуществляется подготовка специалистов в области электроники, радиотехники и систем связи. В Пермском институте ФСИН России организована подготовка специалистов-кинологов для работы со служебными собаками. Выпускники института несут службу в подразделениях охраны учреждений и органов УИС.

— Какие перемены произошли в последние годы в образовательных учреждениях ФСИН России?

— В рамках реформы профессионального образования РФ в период 2010–2012 годов ведомственные вузы перешли на реализацию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования III поколения (госстандарты). ФСИН России принимала участие в разработке госстандартов по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Психология служебной деятельности». На основе указанных госстандартов разработаны примерные учебные планы для образовательных учреждений ФСИН России и организована разработка необходимого методического обеспечения образовательного процесса. В последние годы большое внимание было уделено практической направленности обучения курсантов. Организовано широкое привлечение руководящего состава и ведущих сотрудников учреждений и органов УИС к проведению учебных занятий. Структурные подразделения ФСИН России по направлениям своей деятельности активно участвуют в разработке методического обеспечения учебных дисциплин, отражающих специфику деятельности учреждений и органов УИС.

— Насколько изменился уровень подготовки сотрудников службы?

— За последнее время уровень подготовки сотрудников повысился. Доля сотрудников из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава с высшим образованием в учреждениях и органах УИС за 2013 год выросла приблизительно на 3 % и в настоящее время составляет 16 %. Во многом это произошло благодаря эффективной работе высших учебных заведений, подведомственных ФСИН России. Ведомственные вузы обеспечили повышение уровня подготовки сотрудников как за счёт получения высшего образования курсантами, поступающими на очную форму обучения сразу после окончания школы, так и за счёт заочного обучения сотрудников, которые уже проходят службу в исправительных учреждениях. Что касается требований к подготовке сотрудников, то необходимо отметить, что, кроме наличия соответствующего должности уровня образования, сотрудник должен отвечать достаточно жёстким требованиям по своему здоровью и физической подготовке. Профессиональный рост сотрудников, совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивается ведомственной системой дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации сотрудников проводится не реже одного раза в 5 лет. Ещё одной ступенью профессиональной карьеры является назначение сотрудника на руководящую должность. Как правило, оно производится из числа лиц, зачисленных в резерв руководящих кадров номенклатуры ФСИН России и Президента РФ и прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Таким образом, профессиональная карьера сотрудника УИС представляет собой непрерывный процесс совершенствования его профессиональных качеств.

— Существуют ли возможности повышения уровня образования для осуждённых, в том числе и получения высшего образования?

— ФСИН России особое внимание уделяет получению осуждёнными к лишению свободы образования как эффективному стимулирующему фактору их постпенитенциарной адаптации в обществе. В территориальных органах уголовно-исполнительной системы проводится работа по созданию необходимых условий для организации их обучения. На начало 2013/2014 учебного года в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС функционировало 316 общеобразовательных школ и 547 учебно-консультационных пунктов. Всего в данные общеобразовательные организации зачислено 80,3 тыс. человек. В прошедшем учебном году общее образование получили 21,6 тыс. осуждённых. Для лиц, отбывающих наказание, созданы благоприятные условия для получения высшего образования. Эта работа в исправительных учреждениях выходит на новый уровень. Осуждённые имеют возможность обучаться по заочной и дистанционной формам с использованием инновационных технологий. Партнёром ФСИН России в получении высшего образования осуждёнными к лишению свободы является Современная гуманитарная академия. Кроме того, в 2012–2013 годах заключены соглашения о сотрудничестве по вопросу заочного обучения осуждённых в образовательных учреждениях высшего образования между ФСИН России и Автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики», Донским государственным техническим университетом, Московским институтом экономики, политики и права и Московским государственным строительным университетом. В настоящее время в образовательных учреждениях на договорной основе обучаются более 3,2 тыс. осуждённых к лишению свободы.

— Как отразится на улучшении качества системы образования дальнейшая реализация Концепции развития УИС РФ до 2020 года?

— Реформирование УИС влечёт и соответствующее реформирование системы подготовки кадров. Система ведомственного профобразования должна гибко реагировать на любые изменения в организации деятельности учреждений и органов ФСИН России и обеспечивать качественную подготовку кадров, способных к выполнению служебных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. В условиях реформирования приобретает актуальность подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, навыками работы с новыми телекоммуникационными системами, внедряемыми в деятельность УИС современными техническими средствами охраны и надзора. Перед образовательными организациями ФСИН России стоят задачи повышения качества реализуемых образовательных программ, усиления антикоррупционной направленности обучения, организации подготовки и переподготовки кадров для учреждений и органов с учётом дальнейшей дифференциации видов наказаний. Содержание программ обучения должно быть максимально приближено к реальным условиям оперативно-служебной деятельности учреждений и органов УИС.