Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Институт туриндустрии: высокое качество кадров №1(11), 2014 год

Геннадий Габриэлян

Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича (МГИИТ) как образовательное учреждение ведёт свою историю с сентября 1966 года, когда постановлением Совета Министров СССР были созданы Высшие курсы по подготовке и переподготовке специалистов, связанных с обслуживанием иностранных туристов. Вуз ранее был известен как Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. В 2010 году по инициативе коллектива институту было присвоено имя известного российского учёного, журналиста и путешественника. Учредителем МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича является город Москва, при этом функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. В настоящее время в институте обучается около 3 тысяч студентов. Разговариваем с ректором института, кандидатом социологических наук, доцентом Александром Яндовским.

— Александр Николаевич, какими качествами должен обладать эффективный вуз России в сегодняшних конкурентных условиях?

— Наша отрасль активно развивается, и конкурировать в ней довольно трудно. Чем выделяется наш институт? В нашу пользу играет прежде всего почти полувековой опыт работы подготовки специалистов. Сегодня об авторитете и востребованности нашего учебного заведения беспристрастно свидетельствует рост среднего балла поступающих к нам абитуриентов. Если по Москве в 2013 году этот показатель был определён в 63 балла из 100, то у нас, по данным приёмной комиссии, он составлял 82 балла на бюджетном отделении и 71 — на платном. С такими показателями мы входим в число ведущих вузов России. Кроме того, поступая к нам, молодые люди знают, что по окончании института их будут ждать работодатели: мониторинг последних восьми лет показывает, что 90 % выпускников трудоустраиваются сразу по получении диплома, при этом около 85 % — по той специальности, которая указана в дипломе.

— Каким образом проходящая в России реформа высшей школы сказывается на МГИИТе?

— Наша образовательная программа охватывает весь спектр обучения: от довузовской подготовки и среднего профессионального образования (на факультете туристского сервиса) до высшего двухуровневого образования, обучения в аспирантуре и дополнительного образования (повышение квалификации, переподготовка).

Что касается, в частности, двухуровневой системы подготовки — прикладного бакалавриата и магистратуры, то она открывает новые возможности для того, чтобы точнее «отформатировать» специалистов, подготовить их применительно к потребностям рынка. Бакалавры на практике ощущают, что такое практико-ориентированный подход к обучению, а магистры уже видят себя в числе будущих руководителей отрасли. Первый выпуск тех и других состоится в следующем году, и дальше процесс пойдёт по накатанной дороге.

Кстати говоря, спрос на руководящее звено кадров, особенно в гостиничном бизнесе, постоянно растёт. У нас есть интересный совместный проект с международной сетью отелей InterContinental и Торгово-промышленной палатой Германии: на базе нашего института созданы трёхгодичные курсы по подготовке топ-менеджеров для этой сети. С учётом того, что InterContinental планирует построить в течение ближайших десяти лет около ста отелей в бывших союзных республиках и им понадобится около 9 тысяч специалистов, у подобного проекта большое будущее.

— Как взаимодействуют теория и практика при подготовке специалистов? Существует ли продуктивная связь вуза с органами управления отраслью?

— Наши связи с отраслью являются, без преувеличения, тесными. Заключено более 80 соглашений с предприятиями туристическо-гостиничного комплекса Москвы, где студенты проходят практику и затем часто получают работу. Отдельно замечу, что действует соглашение с Государственной думой, где наши питомцы получают практические навыки работы в профильных для их специальностей комитетах.

МГИИТ активно участвует во всех мероприятиях, проводимых Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, которые связаны с подготовкой кадров. Как известно, Москомтуризм ежегодно проводит конференции в ходе Московской международной ярмарки путешествий в Гостином дворе, и мы играем там роль основного докладчика. А с другой стороны, в институте ежегодно проходит несколько международных научно-практических конференций по проблемам туристско-гостиничной отрасли, в которых принимают участие и представители власти, и бизнес, и учебные заведения. Перед ними с удовольствием выступают сотрудники не только Москомтуризма, но и Ростуризма.

— Туризм как профессия предполагает наличие и развитие международных связей. Как обстоит у вас дело в этой сфере?

— В последние годы международные контакты института только растут. Налажены связи с ведущими вузами европейских стран, прежде всего с Университетом прикладных наук в финском городе Миккели, где наши студенты обучаются по программам «двойных» дипломов. На третьем курсе у них есть возможность попасть туда на целый год — внутренний конкурс составляет 6–7 человек на место. В Миккели учатся студенты из многих стран мира, и мы точно знаем, что уровень подготовки наших ребят не ниже, а по некоторым направлениям и выше, чем у их зарубежных однокурсников.

В рамках академической мобильности к нам также приезжают студенты из-за рубежа. Например, в январе прибыла группа молодых итальянцев; кроме академической программы, им была дана возможность пройти практику на предприятиях туриндустрии в Москве. Сейчас ведём переговоры об установлении рабочих связей с институтами и университетами нескольких стран — Китая, Таиланда, Южной Кореи, США. Будущее образования — в его глобализации.

— Много говорится о трудностях с трудоустройством специалистов вашего профиля…

— С начала нынешнего года идёт мониторинг вузов Москвы, участвующих в подготовке профильных кадров, а их ни много ни мало — сто один! Столько лицензий и аккредитаций выдано по специальностям «Туризм» и «Гостиничный бизнес»! Если четверо из десяти выпускников, как отмечается в некоторых социологических исследованиях, оказываются не востребованными отраслью, то они, скорее всего, учились в непрофильных вузах. Когда не организован нормальный процесс прохождения практики, не выстроены отношения с работодателем, нельзя ожидать оптимистического будущего для выпускников.

У нас в институте существует специальное подразделение, которое занимается этими вопросами, включая организацию трудоустройства молодых специалистов. Даже тех, кто учился заочно! В этот отдел обращаются выпускники и других вузов — это говорит о многом. Так что можно добавить ещё один фактор эффективности учебного заведения.

Над качеством подготовки кадров будем работать и впредь: рассчитываем построить собственный учебно-тренинговый центр, дающий возможность объединить учебный процесс с практикой. Это будет полномасштабное гостиничное предприятие, в котором студенты смогут учиться работая и работать учась.

— Как вам видится развитие туризма в качестве важной отрасли национальной экономики?

— Сейчас, как известно, разрабатывается стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года. Мы внесли свои предложения в этот важный документ. На наш взгляд, следует детально анализировать ситуацию в профильных отраслях экономики в каждом субъекте Федерации, что способствует развитию индустрии туризма в стране. Проект Стратегии эти задачи ставит, как представляется, недостаточно конкретно. Подобное уточнение способствовало бы также успешному осуществлению Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма до 2018 года.