Сергей Корсаков: «Мы гордимся, что на всех строительных объектах столицы работают наши выпускники» №1(11), 2014 год
ГБОУ СПО Колледж архитектуры и строительства № 7 существует без малого 60 лет. За свою историю в нём воспитали не одно поколение специалистов, от сварщиков до архитекторов. О планах учреждения, перспективах развития и проекте «Профессиональная среда» нашему корреспонденту рассказал заслуженный мастер производственного обучения РФ, почётный строитель России, кандидат педагогических наук, директор колледжа Сергей Корсаков.
— Сергей Владимирович, раньше колледж был строительным техникумом. Названия разные, но суть не меняется. В этом контексте напрашивается вопрос: изменилось ли отношение абитуриентов и их родителей к среднему профессиональному образованию?
— ГБОУ СПО КАС № 7 на протяжении своего существования чётко придерживается отраслевой направленности. Мы готовим рабочих и специалистов для строительной индустрии Москвы, ведь производству нужны не только инженеры, но и прорабы, техники, мастера, квалифицированные рабочие. По статистике, на шесть выпускников вузов приходится один со средним профессиональным образованием. Наше учреждение из года в год выполняет государственное задание по подготовке кадров и ежегодно выпускает свыше 500 профессионалов. Студенты колледжа понимают, что Москва — динамично развивающийся мегаполис, где строятся новые жилые дома, спортивные центры, школы, реконструируются исторические объекты, следовательно, их ремесло всегда востребовано на рынке труда. Мы гордимся, что на всех строительных объектах мегаполиса работают наши выпускники. Это ответ на вопрос об отношении абитуриентов и их родителей к СПО. Если колледж ежегодно проводит набор на конкурсной основе (2–5 человек на место), значит, отношение к среднему профессиональному образованию меняется.
— Действительно, сегодня многие поступают в колледжи. Но идут ли они работать по специальности?
— Выпускники, получившие диплом о СПО с присвоением квалификации квалифицированного рабочего, могут продолжить учиться по родственной специальности у нас же. В цифрах это только 20 % выпускников, 30 % — призываются в ряды Вооружённых сил, остальные распределяются на предприятия, причём чаще всего туда, где проходят производственную практику. И там же они начинают свою трудовую деятельность.
— Есть ли у вас специальности, которые требуют «пошагового образования», то есть вначале студент получает начальное профессиональное образование, а сразу после него — среднее?
— Если говорить о НПО, то с 1 сентября 2013 года данного понятия не существует (ФЗ 273 «Об образовании»). Такие специальности, конечно, реализуются в нашем образовательном учреждении — это «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Земельно-имущественные отношения», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
— Человек, получивший СПО, как правило, раньше вузовского студента устраивается на работу. По вашим наблюдениям, выпускники колледжей быстрее продвигаются по карьерной лестнице, чем 22-летние дипломированные специалисты институтов?
— Именно потому, что колледж постоянно отслеживает профессиональную карьеру своих выпускников, могу сказать, что это действительно так. Повторюсь, инженеров выпускается больше, чем квалифицированных рабочих и специалистов. Но выпускник СПО, поступая на работу, к примеру, в качестве техника или мастера, трудится по приобретённой квалификации, а при необходимости может заменить отсутствующего работника, будь то сварщик, плиточник или маляр.
ФГОС НПО третьего поколения предусмотрел обязательное освоение рабочей профессии. Если выпускник колледжа работает в строительной организации и проявляет себя грамотным перспективным сотрудником, то от этой структуры его направляют в профильные учреждения высшего профессионального образования. Примеров тому множество. Сравнивать, думаю, их не стоит: разные школы, а в рамках СПО студенты обучаются уже с 15 лет и работают руками. Так, наши студенты помогают с косметическим ремонтом учебных помещений при подготовке к новому учебному году, трудятся в мастерских колледжа, выполняя план внебюджетной деятельности.
— Легко ли вашим выпускникам устроиться, например, архитектором, ведь есть вузы, выпускающие таких специалистов, и всевозможные школы последипломного образования? Конкуренция большая?
— За нашими выпускниками специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» «стоят в очереди» предприятия Москвы и области, так как только мы реализуем данную образовательную программу. Выпускники отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции» работают на строительных объектах и в системе ЖКХ. А получившие творческие специальности «Архитектура», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», несмотря на конкуренцию, также трудоустраиваются по полученной квалификации. Однако отмечу, 35–40 % из этих отделений сразу же после окончания образовательного учреждения поступают в вузы Москвы.
— Вопрос к вам как к почётному строителю: существуют ли сегодня проблемы в области строительства и архитектуры?
— Проблемы есть всегда, и не только в строительной отрасли. Мы не отделяем себя от неё и организаций, с которыми сотрудничаем. В 2014/2015 году контингент колледжей Москвы будет комплектоваться исключительно по территориальному принципу, а это значит, что жители мегаполиса не особенно хотят, чтобы их дети работали руками, получая квалификации маляра, облицовщика-плиточника, сварщика, штукатурщика, столяра. В результате выпуск по данным квалификациям через 2,5 года снизится, по крайней мере, в два раза, что, конечно, отразится на комплектовании кадров строительной отрасли города. Вот вам и проблема: для образовательного учреждения — выполнение государственного задания, для предприятий — отсутствие квалифицированных рабочих кадров по востребованным профессиям и специальностям.
— Сегодня всё чаще наблюдается слияние колледжей, это коснулось вашей структуры?
— Конечно. В 2005 году в состав колледжа вошли ГОУ: Профессиональное училище № 46, Профессиональное училище № 145, Профессиональное училище № 163. А в 2013 году присоединились государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования города Москвы: Московский колледж мебельной промышленности и Московский промышленно-экономический техникум.
— Каковы результаты Федеральной целевой программы профессионального образования «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования на базе межрегионального ресурсного центра строительной организации»?
— Федеральная целевая программа реализовалась колледжем в 2011–2013 годах. Результаты проекта могут быть использованы Минобрнауки России и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, объединениями работодателей, бизнес-структурами, профессиональными сообществами.
Результаты работы обеспечат эффективную реализацию новых Федеральных государственных образовательных программ в учреждениях СПО с использованием модульно-компетентностного подхода, инновационных средств и методов обучения. Это способствует повышению результативности процессов модернизации профессионального образования в субъектах России, а также обобщению опыта регионов с целью последующего распространения и внедрения лучших практик.
Областью практического использования и применения конкретных результатов выполнения проекта является регионально-отраслевой сегмент системы профессиональной подготовки по программам повышения квалификации и профессионального образования и обучения.
— Изучая новости сайта колледжа, становится ясно: жизнь у студентов активная. Культурно-массовую программу организует актив ваших же студентов?
— Воспитательное пространство ГБОУ КАС №7 — это динамичная, многоуровневая, социально-педагогическая система СПО. Она включает в себя не только профессиональную подготовку будущих кадров, но и воспитательную работу. Наша цель — формирование у молодёжи нравственных, культурных и научных ценностей, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и развития традиций колледжа. В учреждении действуют спортивные секции, творческие коллективы, кружки технического творчества, Поисковый клуб, фотокружок, стрелковая секция. Таким образом, опытные педагоги помогают ребятам раскрыть и осознать свой творческий потенциал, увидеть то, что отличает их от других.
Отмечу, что студенческое самоуправление развивает лидерские коммуникативные компетенции студентов. Важное направление деятельности «Школы лидеров» — волонтёрство. Ребята выезжают в детские дома с праздничными программами и подарками, помогают ветеранам по уборке и ремонту квартир, покупке продуктов, лекарств. Они также организуют тематические вечера для ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда.
Самоуправление студентов ГБОУ СПО КАС № 7 совместно с молодёжью из других колледжей проводят обзорные и тематические экскурсии в музеи колледжа. Организуют передвижные тематические выставки, встречи, уроки Мужества, уроки Мира, литературные вечера и другие мероприятия.
В 2006 году создано военно-патриотическое объединение «Феникс» — важнейший элемент системы воспитания студентов. Без него не обходится ни одно городское тематическое соревнование. Деятельность клуба разнообразна — это и вахты Памяти у Вечного огня, и поездки по городам-героям России, и восхождение на Эльбрус в составе экспедиции МЦФВПВ, и участие в военных парадах, и организация работы по привлечению подрастающего поколения, и не только.
Молодёжь колледжа активно участвует в городских соревнованиях по волейболу, армрестлингу, кроссу, лыжам, плаванию, баскетболу и другим видам спорта. Они побеждают на окружных и районных состязаниях на приз главы Управы района по футболу, бадминтону и т.д.
Большое внимание уделяем формированию эстетического отношения к действительности, нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности. Конкурсы «Юные таланты Московии», «Арт-Профи Форум», Московский фестиваль студенческого творчества «Фестос», Всероссийский конкурс солистов эстрадного направления и танцевальных коллективов эстрадного направления «Я вхожу в мир искусств», «Зажги свою звезду» — это лишь малая часть побед наших студентов. Почти 90 % ребят из каждого подразделения участвуют в творческом фестивале «Студенческая зима», показывая свои театрализованные постановки. Кстати, костюмы выполнены их руками. В колледже также существует традиция ежегодно проводить посвящение в студенты первокурсников: в мероприятии задействованы все, и обучающиеся, и преподаватели.
— А на День защитника Отечества что придумали?
— 3 февраля стартовала патриотическая акция «Солдатская посылка». Студенты активно включились в это мероприятие. Каждая учебная группа старалась подготовить самую полезную для солдата передачу. По совету студентов, прошедших службу в ВС РФ, в состав посылок вошли самые необходимые вещи: предметы личной гигиены, носки, крем для обуви. Кроме того, молодые люди написали письма служащим в армии и передали их в воинские части; 23 февраля мы их собрали и направили нашим студентам, которые сегодня проходят службу в воинских частях Московского военного округа.
Для ветеранов ВОВ, России в колледже провели встречи, классные часы, показали концерт, им также была оказана материальная поддержка и вручены продовольственные подарки. Защитников
Отечества, не пришедших на встречу, ребята посетили на дому.
— Ещё одна педагогическая функция — просветительная. В этом ключе Департамент образования города Москвы реализует проект «Профессиональная среда», и вы в нём участвуете.
— По инициативе Департамента образования города в октябре 2013 года стартовал проект «Профессиональная среда». Его цель — знакомство школьников и их родителей с разноплановыми сферами образовательной деятельности учреждений профессионального образования, профориентация абитуриентов. И наш колледж активно участвовал в проекте по направлениям своей подготовки. Так, в прошлом году состоялся мастер-класс «Механические инженерные системы и сети», в феврале — «Культура, искусство, ремесло», в марте — «Архитектура», 5 апреля —«Профессиональная среда» по строительству, а 19-го числа — «Дизайн».
В рамках «Профессиональной среды» школьники, родители и все заинтересованные лица посетили интерактивные уроки, выставки, встретились с успешными представителями профессий, выпускниками колледжа.
— Расскажите о мастер-классах подробнее, к примеру, о «Визуализации трёхмерной модели». Что представлял собой этот интерактивный урок?
— На каждой «Профессиональной среде» обучающиеся школ попробовали изготовлять разнообразные изделия с помощью современного оборудования, которым оснащён наш колледж. Он обладает современной материально-технической базой для подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. В феврале одно из наших территориально-структурных подразделений приняло около 167 человек. Школьники познакомились со старинными ремёслами — резьбой и росписью по дереву, узнали, что такое современные декоративные покрытия и даже смогли своими руками выполнить набивку трафаретов.
В марте прошла встреча гостей по направлению «Архитектура». Мастер-классы проводили преподаватели, творческие люди, многие из них члены Союза московских архитекторов. Участники своими руками создали архитектурные объекты, немного овладели техникой рисования различными материалами, научились макетированию.
Что касается мастер-класса «Визуализация трёхмерной модели», он проходил в современном учебном кабинете информационных технологий и вызвал огромный интерес у ребят с технической направленностью. Обучающихся ознакомили с тем, как можно создать фотореалистичное изображение трёхмерной модели. Участникам предложили присвоить данной модели материалы, из которых предполагалось её изготавливать с последующим наложением текстуры и установкой различных источников света.
Все мероприятия, проходящие в рамках «Профессиональной среды», запомнились и дали возможность школьникам сделать свой выбор будущей профессии.
— Какие у колледжа планы на этот год?
— Важные направления развития профессиональной базы колледжа — интеллектуализация содержания учебного процесса, внедрение новых форм производственного обучения, создание максимальных условий для профессиональной подготовки и личностного развития студентов. Всё это должно отра-зиться на подготовке рабочих и специалистов строительной отрасли, которые в условиях рыночной экономики и обострения конкуренции на рынке труда смогут успешно решить проблему собственного трудоустройства. Очевидно, что колледж обязан скорректировать свою деятельность и определиться в дальнейших перспективах развития своей материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС.
В 2014 году в ГБОУ СПО КАС № 7 закончилось строительство учебно-монтажного полигона, на котором будет проводиться обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», специалистов среднего звена «Монтаж и эксплуатация внутренних сантех-устройств, вентиляции и кондиционирования воздуха», слушателей курсов подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования взрослого населения.
В перспективе развития колледжа, в рамках реализации образовательной программы СПО «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», запланировано создание двух лабораторий: по монтажу газового оборудования и обвязке их газопроводами, а также по диагностике узлов оборудования, контрольно-измерительных приборов и запорно-регулирующей арматуры газораспределительных пунктов.
— Какой видите жизнь колледжа через 10 лет? Думаете, ваши студенты будут преподавать у вас же?
— Надеюсь на дальнейшее развитие и процветание нашего колледжа. Что же касается выпускников, многие из них уже работают преподавателями на наших отделениях и во всех территориально-структурных подразделениях.