Воронежский институт ФСИН России: готовим специалистов высшего класса №1(11), 2014 год
Гуманизация и демократизация УИС, привлечение внимания к правам человека при отбывании наказаний осуждёнными — таковы цели реформы уголовно-исполнительной системы, активно проводящейся в настоящее время в нашей стране. Важная роль в данных процессах принадлежит образовательным учреждениям ФСИН России, среди которых достойное место занимает Федеральное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний». С 2010 года учреждение возглавляет генерал-майор внутренней службы Валерий Балан, интервью с которым мы предлагаем вниманию читателей.
— Валерий Павлович, какова история создания института?
— На базе бывшей когда-то воинской части 33656 «стройбата» приказом министра юстиции Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 113 был создан Воронежский колледж Минюста России. Разбитые корпуса, отсутствие какой бы то ни было учебной базы, уничтоженный клуб и столовая, заросший плац и территория — вот что увидели в колледже его первые курсанты, а также офицеры и прапорщики, которые прибыли сюда для прохождения службы. При активной поддержке руководства ФСИН и благодаря энтузиазму руководства колледжа и всего личного состава в кратчайшие сроки была решена проблема подготовки учебно-методической и материальной базы колледжа. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1819-р на базе Воронежского колледжа был создан институт ФСИН России. Важным событием в истории вуза стало вручение образовательному учреждению Знамени Воронежского института ФСИН России 10 июля 2013 года. Это высокая оценка деятельности всего коллектива по подготовке высококлассных специалистов для учреждений и органов УИС.
— Ваше учебное заведение второй раз вошло в сотню лучших российских вузов. В чём секрет такого успеха?
— Достижение высоких показателей деятельности института обусловлено рядом факторов. Это и динамично развивающаяся учебно-материальная база, и использование в образовательном процессе инновационных форм и методов обучения, активная работа в области международного сотрудничества, пристальное внимание к воспитательной, спортивной работе с курсантами и т.д.
Но самое главное — это то, что в вузе создан коллектив единомышленников, на который можно опереться, который стремится только вперёд, не останавливаясь на достигнутом.
— Кадровая реформа уголовно-исполнительной системы вызвала необходимость повышения критериев отбора сотрудников при поступлении на службу. Какие требования к абитуриентам предъявляет Воронежский институт ФСИН России при поступлении? Какова процедура поступления?
— Институт осуществляет подготовку по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации.
При организации вступительных испытаний мы руководствуемся федеральным законодательством и ведомственными приказами. При приёме в Институт обеспечиваются соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приёмной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих, доступность руководства приёмной комиссии на всех этапах проведения приёма. Гарантируется зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего направления подготовки, специальности с учётом специфики службы в уголовно-исполнительной системе. Приём осуществляется на конкурсной основе по направлениям комплектующих органов.
Отбор и оформление кандидатов на учёбу, направление их в учебное заведение осуществляются кадровыми аппаратами территориальных органов УИС в соответствии с нормативными правовыми актами и ежегодной разнарядкой ФСИН России. При подборе кандидатов на обучение главное внимание уделяется уровню образования, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам абитуриента, уровню его физической подготовки и другим качествам, необходимым в последующем при прохождении службы, а она — одна из самых сложных.
Говоря о процедуре поступления в институт, я хочу обратить внимание на то, что ответ на этот вопрос подробно изложен на сайте нашего учебного заведения.
— Каких специалистов готовит ваше учебное заведение?
— В вузе реализуются основные профессиональные образовательные программы высшего образования по пяти специальностям и двум направлениям подготовки инженерно-технического и юридического профиля, две программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, а также дополнительные профессиональные программы, в том числе повышение квалификации и первоначальная подготовка сотрудников УИС.
В настоящее время в вузе по очной и заочной формам обучается около двух тысяч курсантов и студентов более чем из пятидесяти регионов Российской Федерации.
Основная задача образовательного учреждения — подготовка высококвалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы и других ведомств на факультете внебюджетного обучения. Воронежский институт ФСИН России — единственный вуз среди ведомственных образовательных учреждений, осуществляющий подготовку специалистов по программам высшего образования инженерно-технического профиля. Сегодняшние курсанты — это будущие сотрудники подразделений охраны и конвоирования, а также отделений и групп инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения УИС.
— Совет при президенте РФ в объединённых тезисах по реформе пенитенциарной системы России обратил внимание на то, что уголовно-исполнительная политика должна базироваться в числе прочего и на содействии профессиональному росту сотрудников УИС. Следовательно, предъявляются повышенные требования к качеству образования выпускников вашего вуза. Каким образом достигаете результатов в обучении будущих специалистов?
— Организация профессиональной подготовки в вузе носит практико-ориентированный характер и включает в себя изучение специальных дисциплин, в том числе огневую, тактико-специальную и физическую подготовку, проведение выездных занятий на базе УФСИН России по Воронежской области, проведение оперативно-тактических учений, а также прохождение курсантами и слушателями различных видов практик. Учебная и производственная практики проводятся в территориальных органах ФСИН России, закреплённых за институтом распоряжением директора ФСИН России, что обеспечивает тесную взаимосвязь с практическими органами и способствует изучению передового опыта учреждений УИС. Преддипломная практика организуется с целью приобретения и закрепления навыков работы в конкретной должности.
В целях практической направленности обучения курсантов и слушателей в институте созданы учебные рабочие места сотрудников УИС, что способствует развитию практических профессиональных умений и навыков.
— Какие личностные качества вы стараетесь воспитывать у ваших курсантов?
— Учебно-воспитательный процесс предполагает кроме обучения и вторую составляющую — воспитательную.
Целью воспитательной работы является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
В ходе обучения идёт постоянное воспитательное воздействие, направленное на формирование у курсантов чувства гордости за своё Отечество, готовности к его защите, верности конституционному и служебному долгу. Воспитываются такие качества, как патриотизм, честность, дисциплинированность, трудолюбие, лидерство, умение работать в коллективе и преодолевать трудности.
— Каковы бытовые условия проживания курсантов?
— Большое внимание в институте уделяется улучшению бытовых условий жизни курсантов. Учреждение располагает общежитиями с уютными жилыми комнатами, умывальниками, где имеются душевые кабины и установлены стиральные машины, бытовыми комнатами, комнатами организации воспитательной работы. Ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшее подразделение. По итогам прошедшего учебного года лучшим по благоустройству признан второй курс. Начальник курса — подполковник внутренней службы Д.А. Тюрин.
В институте имеется прекрасная столовая, где организовано бесплатное трёхразовое питание для курсантов. Есть кафе, в котором можно в свободное время попить чаю, съесть пирожное, купить предметы первой необходимости. Функционирует уютный культурный центр, где проводятся культурно-массовые и воспитательные мероприятия, просмотр художественных фильмов в выходные и праздничные дни. Меняет свой облик и территория вуза. По итогам городского смотра-конкурса на лучшее благоустройство территории высшего учебного заведения Воронежский институт ФСИН России второй раз подряд занимает первое место.
— Что вы можете сказать об обеспеченности кадрами, о профессиональном уровне преподавателей?
— Престиж любого учебного заведения определяется, прежде всего, уровнем квалификации преподавательского состава. Образовательный процесс в институте обеспечивают квалифицированные специалисты, обладающие высоким уровнем научного потенциала, достаточным опытом педагогической работы и практической деятельности. 78 % преподавателей вуза имеют учёную степень, 20 % из них — доктора наук.
Особенно хотелось бы сказать о наших профессорах, которые составляют костяк профессорско-преподавательского состава. Это выдающиеся учёные, имеющие не одну сотню публикаций и научных трудов. Среди них — Сергей Васильевич Скрыль, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ 2009 года в области образования, член Экспертного совета по управлению ВАК России; Анатолий Станиславович Дубровин, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, член диссертационного совета при Воронежском государственном университете; Виктор Иванович Сумин, доктор технических наук, профессор, заместитель председателя диссертационного совета при Воронежском государственном университете и член диссертационного совета при Белгородском государственном университете; Валерий Петрович Ирхин, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, имеющий 61 авторское свидетельство и патент; Дмитрий Вячеславович Ливенцев, доктор исторических наук, профессор, ведущий специалист Российской Федерации по истории Российского и Советского военно-морского флота, имеющий свою научную школу истории Российской гражданской и военной государственной службы; Александр Алексеевич Воронов, доктор юридических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук, член диссертационного совета Российской Академии адвокатуры и нотариата; Виктор Андреевич Лелеков, доктор юридических наук, профессор, ведущий криминолог Центрального Черноземья, один из основателей ювенального направления в юрис-пруденции; Николай Дмитриевич Литвинов, доктор юридических наук, профессор, член союза военных писателей, один из создателей неправительственного общенационального центра «Антитеррор», член Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации; Юрий Николаевич Андреев, доктор юридических наук, профессор, член диссертационных советов Института государства и права Российской академии наук и Юго-Западного государственного университета; Надежда Павловна Поливаева, доктор политических наук, доцент, лауреат премии Общественной палаты Воронежской области и Областного женсовета «Женщина года — 2004», член Координационного совета по демографической политике при Правительстве Воронежской области и другие.
— В вузе открыли адъюнктуру, на кого она рассчитана?
— Адъюнктура в институте функционирует с ноября 2011 года. Её основное предназначение — это подготовка кадров высшей квалификации для замещения должностей профессорско-преподавательского состава как в нашем институте, так и в других вузах ФСИН России. Из всех вузов ФСИН России только наш институт осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по техническим наукам.
Подготовка осуществляется по двум научным специальностям: «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» и «Теоретические основы информатики».
В настоящее время в адъюнктуре обучается 21 человек.
— Валерий Павлович, какими достижениями ваших курсантов и сотрудников вы особенно гордитесь?
— Курсанты и студенты института регулярно становятся победителями и призёрами Олимпиады курсантов и студентов образовательных учреждений Минюста и ФСИН России, Всероссийского конкурса молодёжи образовательных учреждений «Моя законотворческая инициатива», учредителем которого является Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, а также различных конкурсов и олимпиад, которые проводятся органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами: Минюстом России, ФСИН России, МВД России, ФССП России и др.
Важно отметить, что учащимся института, наиболее отличившимся в учебной и научной деятельности, ежегодно присуждаются ведомственные именные стипендии ФСИН России, стипендия им. Г.Р. Державина, а также именная стипендия правительства Воронежской области. Курсант института А.Б. Ковтуненко в 2010 году был удостоен стипендии Президента Российской Федерации. По итогам Олимпиады студентов и курсантов образовательных учреждений Министерства юстиции и ФСИН
России в 2012 году студентка института Марина Иншакова заняла первое место, а курсант Кирилл Изотов — второе место. В 2013 году призёрами этой же Олимпиады стали курсанты Татьяна Сулима и Ирина Глянцева.
Кроме того, в институте создан культурный центр, где в свободное от учёбы время курсанты занимаются в различных творческих коллективах. Каждый может найти занятие по душе и по способностям. Участники вокальной и хореографической студий, хора курсантов, команды КВН не раз становились лауреатами и призёрами региональных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов творчества. Визитной карточкой вуза является показательный взвод барабанщиц. Хочется сказать добрые слова в адрес начальника клуба майора внутренней службы А.И. Бугакова, руководителей творческих коллективов: заслуженного работника культуры Т.В. Шишкиной и Е.Ю. Рыловой.
— В чём вы видите перспективу развития вуза?
— Сегодня перед коллективом Воронежского института ФСИН России стоят задачи по совершенствованию качества образовательного процесса и наращиванию научного потенциала учебного заведения, укреплению и развитию учебно-материальной базы.
В перспективе — открытие новых специальностей, диссертационного совета по техническим специальностям, строительство нового корпуса курсантского общежития, модернизация имеющихся лабораторий, полигонов, учебных рабочих мест с целью совершенствования практической направленности обучения.