Курский государственный университет: веков связующая нить… №1(11), 2014 год
В здании Курского государственного университета, возведённого в самом начале прошлого века, царит особая атмосфера: словно сплелись воедино невидимые, но вполне осязаемые нити истории и современности. Весело гомонящих студентов ежедневно встречает и провожает женская скульптура в античном стиле, напоминающая о выпускницах бывшей здесь когда-то Мариинской женской гимназии. Университет, устремлённый в будущее, не забывает о своих традициях. Может быть, именно в этом и заключается смысл воспитания и образования российского студенчества. Ректор КГУ Вячеслав Гвоздев делится своими размышлениями о путях развития своего вуза и высшего образования в целом.
— Вячеслав Викторович, Курский госуниверситет отмечает в этом году своё 80-летие. Наверняка в нём сложилось немало интересных традиций?
— Юридически вуз создан в 1934 году. До этого с 1902 года здесь располагалась Мариинская женская гимназия, которая выполняла функции, сопоставимые с функциями вуза: готовила домашних учительниц и воспитательниц. С 1917 по 1934 год здесь функционировали учебные заведения, выпускавшие учителей. Поэтому формально — да, нам 80 лет, но, с другой стороны, мы считаем себя преемниками педагогической традиции в Курской области, которая датируется второй половиной ХIХ века. В память о тех, кто когда-то здесь учился и работал, создан музей, ежегодно проводится День Мариинской гимназии.
Продолжая традиции, мы стремимся к тому, чтобы университет оставался культурным центром города.
Как и сто лет назад, в стенах университета проводятся художественные выставки, они бесплатны и открыты для жителей города. Есть свидетельства, что когда-то в здании гимназии выставлялись работы Казимира Малевича.
У нас есть профессиональный камерный оркестр, который ведёт огромную просветительскую работу, ежемесячно давая концерты для горожан и жителей области и соседних регионов.
— Ещё о традициях: как вы относитесь к российской педагогической школе высшего образования? Может, пришла пора повернуться лицом к своему богатому опыту?
— Как учитель я очень высоко оцениваю отечественную педагогику. Мировая педагогическая общественность хорошо знает, что такое русская педагогическая школа. У нас есть наше ноу-хау, востребованное на мировом образовательном рынке. Это то, что мы называем частными методиками: методика преподавания математики, химии, русского языка и т.д. Когда наши зарубежные коллеги видят, как мы без больших материальных затрат выводим на довольно высокий уровень студентов, они говорят, что готовы у нас этому учиться и за это платить.
Два года назад я встречался с руководителями ряда крупнейших университетов Китая, проводил обычные переговоры о сотрудничестве. После презентации вузов мой коллега обратился ко мне: «Расскажите о продолжении деятельности ваших учителей-новаторов 90-х годов». Кроме того, он попросил прислать наших специалистов для чтения лекций по истории советской и российской педагогики. Иностранцы открыто и чётко говорят, что советская система образования была одной из лучших систем мира. Мы добровольно сейчас отказываемся от того, чем все интересуются. Наши «залежи полезных ископаемых» в педагогике нужно привести в товарный вид и организовать их маркетинговое продвижение на мировой рынок. Только и всего.
— Современные учёные и педагоги не могут витать в эмпиреях, не заботясь о «хлебе насущном». Насколько востребованы на рынке труда выпускники КГУ?
— Какой серьёзный вуз нынче не озабочен судьбой своих выпускников? Лет десять назад мы создали региональный центр профориентации, вошедший в первую пятёрку аналогичных вузовских центров по России. Центр работает не только для наших выпускников, но и для всех желающих: подыскивает потенциальных работодателей, заключает договоры на стажировки, на участие в ярмарках вакансий. Результат — около 98 % выпускников вуза трудоустроены по специальности.
— Как осуществляется модернизация университета?
— Как и многие современные университеты, мы вышли из педагогической шинели. Поэтому у нас остаются сильные гуманитарные направления, но есть некоторые проблемы с естественными и точными науками. Поэтому потребовалось сменить вектор деятельности, объявив эти направления приоритетными. Был открыт ряд научных лабораторий и центров, в частности, межрегиональный центр нанотехнологий — самый современный в городе с точки зрения аппаратуры.
Создана лаборатория паразитологии — оказалось, что это необычайно актуальная тематика для города и области. Лаборатория сотрудничает с санитарно-эпидемиологической службой, участвует в международных конференциях. Она стала мощным научным центром, что сказывается на подготовке студентов, которые занимаются там исследованиями, пишут свои дипломные работы.
Набирает мощь лаборатория экологии и экологического мониторинга, работающая на регион.
Мы всегда учитываем интересы региона. Университет, развивая свои традиционные и относительно новые направления учёбы и науки, создал эффективную связку с региональной промышленностью и экономикой. Это один из главных критериев выживаемости и востребованности любого регионального вуза.
— Не приведёт ли укрупнение вуза к созданию колосса на глиняных ногах?
— Чем крупнее любое образование, тем труднее им управлять. Это требует менеджмента иного уровня, управленцев высочайшего класса, а это всегда «штучный товар». Унификация университетов по набору специальностей, критериям эффективности может привести к потере уникальности, а она никак не связана с размером. Есть крошечные вузы, которые создают лицо страны. Когда мы искусственно увеличиваем учебное заведение с целью экономии ресурсов, это создаёт некоторые проблемы, а результат не всегда положителен. Получает ли система высшего образования от укрупнения новое качество?
Но, по большому счёту, дело не в механических критериях: больше или меньше. Обсуждая проблемы современного образования с коллегами в России и за рубежом, мы пришли к выводу, что мы подходим к тому моменту, когда нужна новая философия образования. Что такое образование сегодня? Для чего образование сегодня? Как бы там ни было — мы пока работаем со старыми моделями образования. Общество развивается революционно, а образование берёт за образец европейские университеты XIX века, прикрепляя к ним современные «бантики» научно-технического прогресса. Эта модель, безусловно, эффективна, может быть, её и не стоит менять, если не использованы все её ресурсы. Но если уже нельзя наливать новое вино в старые меха, то нужно реагировать оперативно.
Как реформировать нашу отрасль? Никто лучше нас самих не знает, ясно одно — реформы должны идти снизу… Мы должны понять, что происходит в современном мире, в современном образовании, а дальше — большие или маленькие университеты — это кухня, детали.
Главный упрёк к современным попыткам модернизации — смутно определена конечная цель. Есть движение, но нужно чётко знать, куда и зачем двигаться.
— Новая философия образования — это перспектива долгосрочная. А что в планах ближайших?
— Мне бы хотелось резко улучшить материальную базу университета. Мы многое делаем в этом плане. Год назад ввели в строй новый учебный корпус, в два раза увеличив наши производственные площади. Корпус получился удобным и красивым, что важно, поскольку мы находимся в самом центре города и следим за своей внешностью.
Хотелось бы сделать современные общежития для студентов.
Весьма актуальна тема спорта и физической культуры. Нужно создать для наших ребят спортивно-оздоровительную инфраструктуру, не уступающую, например, американской. Много внимания уделяем развитию научных исследований. Сегодня мы ставим науку на первый план даже по сравнению с учёбой. Это важное смещение акцентов.
Актуальная тема — воспитание молодёжи, то, чем какое-то время общество вообще не было озадачено. Но мы всегда помнили, что образование — это обучение плюс воспитание. И мы занимались воспитательной работой, пытаясь уйти от формализма, сделав её понятной для студентов. И это, в общем-то, удалось: мы видим, как студенты стараются развивать свои личностные качества, дополнительные к профессиональным качествам будущего специалиста. Это не только самодеятельность, спорт, но и новые направления: волонтёрское движение, стройотряды, клубы по интересам, благотворительная деятельность… Чаще всего новые направления работы предлагают сами студенты, и уже вокруг этих проектов складываются структуры университета, которые начинают работать на эту идею.