Сахалинскому государственному университету – 65 лет! №1(11), 2014 год
Сахалинский государственный университет (СахГУ) — высшее учебное заведение в одном из самых отдалённых дальневосточных регионов России — Сахалинской области. Вуз является первым и единственным в островном регионе многопрофильным госуниверситетом классического образца. О 65-летней истории и достижениях последнего времени — в интервью с ректором, кандидатом физико-математических наук Игорем Минервиным.
— Игорь Георгиевич, СахГУ исполняется 65 лет. Вспомним прошлое, примеряя и сравнивая его уже с сегодняшним днём.
— История учебного заведения началась в 1949 году, когда был создан Южно-Сахалинский учительский институт. В 1954 году он был преобразован в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт, а в 1998 году распоряжением Правительства РФ на базе ЮСГПИ и других учебных заведений острова создан Сахалинский государственный университет, тогда в состав университета вошли Южно-Сахалинский педагогический колледж, Александровск-Сахалинский педагогический колледж и Сахалинский театральный колледж. В 2011 году, согласно приказу Министерства образования и науки РФ, в состав университета вошли ещё два учебных заведения Сахалинской области: Сахалинский топливно-энергетический техникум и Сахалинский колледж бизнеса и информатики. В 2012 году при поддержке Правительства Сахалинской области и делового партнёра «Эксон Нефтегаз Лимитед» в СахГУ создан Технический нефтегазовый институт.
СахГУ — лауреат конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», университет зачислен в национальный реестр ведущих образовательных учреждений страны. Его выпускники работают во всех сферах экономики России. Партнёры СахГУ — более 30 российских и зарубежных вузов. С ними нас связывают прочные научные, академические и культурные связи.
— Итак, СахГУ сегодня — это…
— …это семь институтов, три факультета, три колледжа, техникум и филиалы. В вузе, включая филиалы, обучаются порядка 10 тыс. студентов по различным специальностям и направлениям подготовки высшего, среднего, начального профессионального образования и специальностям послевузовского образования. Таким образом, здесь создана система непрерывного профессионального образования. В вузе развита система получения второго высшего образования с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, создающая условия для образования в течение всей жизни.
Для многих студентов годы учёбы становятся началом творческого пути в большую науку. Студенты, аспиранты и преподаватели принимают участие в международных научных проектах, а также работают по грантовым программам Министерства образования и науки Российской Федерации, российских и зарубежных фондов, Правительства Сахалинской области; участвуют в международных, всероссийских, региональных и областных конференциях и симпозиумах.
Живым подтверждением лучших классических традиций является активная внеучебная жизнь студентов. Наша молодёжь постоянно участвует в общественной, политической, научной и культурной жизни страны, представляя свой университет, свои острова, своё государство на многих конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях всероссийского и международного уровня.
Студенту СахГУ — обладатели наград региональных, всероссийских, международных танцевальных, театральных, вокальных конкурсов и фестивалей. Команда КВН СахГУ получила путёвку на Сочинский фестиваль команд КВН после бронзовой победы в играх Дальневосточной лиги КВН. Студенты СахГУ — участники и победители чемпионатов России по слалому, восточным единоборствам, пулевой стрельбе. Футбольная, волейбольная команды и сборная СахГУ по настольному теннису — победители практически всех соревнований, проходящих в Сахалинской области.
Студенческий совет, студии и клубы университета активно помогают студентам раскрыть себя в самых различных направлениях науки и творчества, проявить свои лидерские качества. В течение года островной вуз проводит до ста пятидесяти крупных мероприятий: конференций, фестивалей, концертов, спортивных соревнований. Наиболее яркие из них — день первокурсника, Татьянин день, «Мисс СахГУ», фотоконкурс «От сессии до сессии», межвузовский фестиваль «Талант», который вызывает у студентов особый интерес.
— Равно как запоминающиеся впечатления, характеристику и представление о той или иной деятельности дают также цифры. Приведём с вашей помощью данные об образовательной деятельности: специальности, направления, кафедры и так далее.
— Прежде чем привести цифры, скажем, что СахГУ — это динамично развивающийся университет классического типа, с яркой региональной спецификой, с набором естественнонаучных, педагогических, гуманитарных и инженерно-технических специальностей и направлений, системой подготовки кадров высшей квалификации: кандидатов наук, дополнительного профессионального образования и довузовской подготовки.
Итого, в настоящее время в университете обучаются 7 тыс. студентов. Их подготовка ведётся по 28 специальностям высшего профессионального образования, по тринадцати направлениям бакалавриата, по четырём магистерским направлениям и семнадцати специальностям послевузовского образования (аспирантура).
На 48 кафедрах вуза работает более 350 преподавателей, в том числе 57 докторов наук, 140 кандидатов наук и доцентов, 25 действительных членов и членов-корреспондентов российских и международных академий наук: Российской академии естественных наук, Академии социальных наук, Международной академии информатизации, Международной академии экологии и безопасности, Международной академии наук о природе и обществе, Нью-Йоркской академии.
Политика СахГУ в области качества образования является основой устойчивого развития университета, важнейшие принципы которой — в постоянном повышении профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и сотрудников, совершенствовании учебно-методической деятельности и средств обучения, внедрении инновационных образовательных технологий в учебный и научный процессы.
— Игорь Георгиевич, вы произнесли примечательную фразу о том, что «для многих студентов годы учёбы становятся началом творческого пути в большую науку». Из чего состоит этот путь и чем знаменателен общий научный вклад вуза в развитие региона?
— Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в СахГУ осуществляется по 15 научным специальностям аспирантуры. Университет осуществляет подготовку аспирантов для филиалов вузов Дальневосточного федерального округа, имеющихся на территории области. СахГУ является членом региональных диссертационных советов.
Научные исследования в СахГУ ведутся по четырём естественнонаучным и шести гуманитарным направлениям. В их рамках действуют 11 научно-исследовательских лабораторий и центров: лаборатория археологических исследований, лаборатория этнографии и этнопсихологии, социологическая лаборатория, лаборатория природных катастроф, лаборатория природной гидродинамики, лаборатория мониторинга природной среды и ГИС-технологий, лаборатория наблюдений спутников и исследований атмосферы, лаборатория прикладной экологии, лаборатория экологии гидробионтов, центр социально-экономических исследований и лаборатория региональных образовательных систем и педтехнологий.
К наиболее существенным научным исследованиям учёных СахГУ относятся: изучение строения и динамики литосферы Сахалина и Курильских островов, разработка новой концепции происхождения охотской культуры, исследование петрогенетической информативности минералов рудных месторождений Дальнего Востока для организации геолого-информационных систем, создание методов оценки извлекаемых запасов нефти при разработке шельфовых месторождений на Сахалине, исследование растительного и животного мира на участках трассы нефтегазопровода, программа изучения серых китов, сравнительный анализ физической активности и состояния здоровья жителей Сахалина и Хоккайдо и другие.
Общий уровень научной активности СахГУ наиболее ясно можно представить в сравнении с аккредитационными нормативами Министерства образования и науки РФ. По финансированию науки вуза эти показатели многократно превосходят нормативы. Причём, несмотря на то, что бюджетное финансирование НИР СахГУ (по заданию Мин-обрнауки России) растёт с каждым годом, доля конкурсного финансирования является доминирующей. В итоге, к настоящему времени 90 % всех средств на науку СахГУ зарабатывает на конкурсной основе. Большая часть из них — по естественнонаучному направлению. В доле конкурсного финансирования доминируют иностранные компании, государственные и негосударственные организации. То, что наука в СахГУ в значительной степени финансируется из иностранных источников, подтверждает результативность научной и инновационной деятельности СахГУ, интерес зарубежных партнёров к университету. Важнейшей составляющей научной активности университета является внедрение собственных научных разработок в развитие экономики региона. Например, работа по проекту «Экологические исследования животного и растительного мира на объектах строительства и трассах нефте- и газопроводов по проекту «Сахалин-2»», объединили усилия учёных самых разных направлений.
Научные исследования СахГУ также финансируются различными российскими фондами: РГНФ, РФФИ. Работы аспирантов неоднократно поддерживались грантами различных уровней: Президента РФ — 2, компании «Шелл» — 8, «Сахалин-Энерджи» — 9 и другими.
В научно-исследовательских институтах, расположенных на территории Сахалинской области, значительную часть молодых научных сотрудников составляют выпускники СахГУ. С другой стороны, ряд преподавателей СахГУ — известные и активные учёные ДВО РАН, которые вносят серьёзный вклад в качество университетского образования. Университет имеет совместные с РАН структуры: лабораторию археологии и этнографии с Институтом археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) (руководитель — доктор исторических наук А.А. Василевский), лабораторию биоресурсов и методов оптимизации их использования с Сахалинским филиалом Дальневосточного геологического института ДВО РАН (руководитель — доктор технических наук В.А. Мелкий).
— Активность инновационной деятельности университета и привлечение внешних инвестиций позволяют поддерживать и развивать научно-приборную базу.
— Да, так, за последние пять лет закуплено научное оборудование на сумму более 5 млн долларов США, что непосредственно отразилось на уровне научных исследований и, как следствие, более качественной подготовке кадров. Примером коммерциализации интеллектуальной собственности стали несколько выигранных в международных тендерах контрактов с компанией «Сахалин-Энерджи». СахГУ традиционно является базовым вузом для организации престижных международных конференций и симпозиумов.
— Оценка эффективности деятельности государственных вузов включала и анализ международной активности учебных заведений. По этому показателю СахГУ заметно отличился. Расскажите, насколько обширен международный ареал университета.
— Действительно, международные связи СахГУ имеют давнюю историю, так как первый договор с Хоккайдским университетом из Японии был подписан ещё в 1989 году. В настоящее время у университета более 40 соглашений о сотрудничестве, подписанные с вузами и научными центрами стран АТР. Преимущественно это коллеги из Японии, Республики Корея, КНР и США. В соответствии с основными направлениями международного сотрудничества СахГУ и его зарубежные партнёры осуществляют преподавательские и студенческие обмены, проводят международные конференции и симпозиумы, обмениваются научной литературой, совместно издают научные труды. Например, в 2012–2013 годах около 150 студентов и 40 преподавателей СахГУ стали участниками программ в рамках международной академической мобильности. Около 40 иностранных студентов обучались в течение года по программам различной продолжительности. В университете работают иностранные преподаватели из стран дальнего и ближнего зарубежья.
— Игорь Георгиевич, всё вузовское дело — научное и образовательное — фокусируется в стратегии его развититя. Какова она у вуза с 65-летней историей?
— Свою миссию СахГУ видит в подготовке высококвалифицированных кадров для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики и социальной сферы Сахалинской области, на основе интеграции учебного процесса с наукой и производством, концентрации усилий на сохранении и воспроизводстве научных и научно-педагогических кадров, выполнении научно-исследовательских работ, способных обеспечить инновационный переход к новой структуре экономики области, выполнения актуальных задач ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
И из общей миссии вытекают стратегические задачи развития. Первое — создание учебно-научных производственных центров, опытных хозяйств, внедрение инновационной и научной составляющей в учебный процесс, с целью подготовки специалистов нового типа, наборы компетенций которых будут соответствовать современным потребностям экономики. Второе — подготовка специалистов по новым востребованным специальностям и направлениям подготовки для кадрового обеспечения жизненно важных, конкурентных отраслей экономики области. Третье — интеграция в международное образовательное пространство путём расширения практики совместных учебных и научно-исследовательских программ с зарубежными вузами. Дальнейшее развитие учебно-научной исследовательской базы путём приобретения современного оборудования и приборов и их совместное использование с научно-исследовательскими организациями области.
И главной нашей целью остаётся подготовка специалистов нового типа, наборы компетенций которых будут соответствовать современным потребностям экономики развивающегося региона на дальневосточных рубежах России.