Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Формула успеха ТУСУР: « Наука – образование – производство» №1(11), 2014 год

Светлана Лыбина

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) основан 21 апреля 1962 года. Динамика эпохи освоения космоса, развития электронно-вычислительной техники, новых средств связи и радиоэлектроники определила ориентированность вуза на уверенное лидерство. Сегодня ТУСУР – признанный лидер не только в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, внедряющий инновационные образовательные и исследовательские программы, прикладные разработки новой техники, аппаратуры и систем управления. Университет уверенно держит первенство в реализации программ инновационного развития, направленных на создание непрерывной системы генерации новых идей, технологий и бизнес-проектов. Вуз сыграл немаловажную роль в создании репутации Томской области как региона-лидера в развитии инновационной экономики России. С декабря 2009 года ТУСУР возглавляет Юрий Алексеевич Шурыгин, интервью с которым мы предлагаем читателю на страницах нашего журнала.

Поддерживаем традиции

— Юрий Алексеевич, сегодня России нужны квалифицированные инженеры для целого ряда отраслей, определяющих уровень развития страны. В их числе — профильные для ТУСУР отрасли высокотехнологичных и информационных технологий…

— Сегодня мы готовим специалистов, бакалавров и магистров по 123 основным образовательным программам в области радиотехники, электронной и вычислительной техники, программирования, автоматики и систем управления, информационных технологий, информационной безопасности, инноватики, экономики и социальных наук. Наш вуз не только обеспечивает своим студентам высокое качество образования, но и гарантированное трудоустройство, а также возможность карьерного роста.

— Уже на заре своего существования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники не только готовил кадры для новых отраслей производства, но и участвовал в решении исследовательских задач.

— Разработки наших учёных быстро внедрялись в производство, выполнение хоздоговорных исследований и взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями было для нашего вуза обычной практикой. Эта предпринимательская традиция поддерживается до сих пор. Опыт ведения договорных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимодействие с предприятиями, традиция работы на конечный результат — всё это стало основой для формирования уникальной системы корпоративных ценностей ТУСУР, на базе которой впоследствии была сформулирована стратегия развития ТУСУР как предпринимательского исследовательского университета. Сама идея предпринимательского исследовательского университета предполагает, что университет зарабатывает деньги не только и не столько предоставлением платных образовательных услуг, а выполняя большой объём исследовательских работ. Сегодня по объёму научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника ТУСУР является одним из лидеров среди ведущих российских вузов. Объём выработки составляет более 1,2 миллиона рублей, при том, что пороговое значение при определении эффективности деятельности вузов составляет 50 тысяч рублей. Этот показатель говорит как о высоком уровне исследовательской активности научных сотрудников и преподавателей ТУСУР, так и о высокой степени коммерциализации их разработок, о способности превращать результаты исследований в реальные прибыльные проекты. Предпринимательская составляющая деятельности университета позволяет ему добиваться успеха, выдерживать конкуренцию со многими ведущими вузами России.

Взаимовыгодное сотрудничество

— Юрий Алексеевич, как осуществляется взаимодействие университета и предприятий-партнёров?

— Взаимодействие с предприятиями в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники осуществляется в рамках учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), в который входит более 150 наукоёмких предприятий. ТУСУР и входящие в состав УНИК предприятия создают совместные кафедры, лаборатории и научно-исследовательские институты. Например, совместно с НПФ «Микран» создан Научно-исследовательский институт систем электросвязи, с фирмой «ЭлеСи» — Научно-исследовательский институт электронных систем. Во всех НИИ ведутся исследования, идёт активная работа, в том числе и по заданиям промышленных партнёров. Такое сотрудничество является взаимовыгодным для участников УНИК. Для промышленных предприятий это новые решения, новые технологии, которые, будучи внедрёнными в производство, позволят опережать конкурентов. Университет, его преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, студенты, благодаря взаимодействию с промышленными партнёрами, получают возможность решать самые актуальные задачи в сфере IT и высоких технологий, видят практическую реализацию собственных разработок, совершенствуют и развивают их.

ТУСУР продолжает традицию — исследования ведутся на передовых рубежах наиболее активно развивающихся отраслей современной промышленности. И именно научные достижения создают базу ТУСУР как предпринимательского университета и являются одной из составляющих успеха его партнёров, поскольку о серьёзной конкурентоспособности в сфере наукоёмкого бизнеса можно говорить только тогда, когда в основу этого бизнеса заложен прочный фундамент в виде научных школ, серьёзной исследовательской работы.

Существующее взаимодействие кафедр Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и его предприятий-партнёров предполагает чтение лекций, прохождение практики, выполнение выпускной квалификационной работы, индивидуальные планы обучения студентов и другие формы партнёрства. Сейчас в ТУСУР десять из двадцати выпускающих кафедр работают в рамках этой структуры. Например, по этой схеме кафедра физической электроники уже много лет работает с научно-производственной фирмой «Микран», кафедра автоматизированных систем управления — с фирмой «Контек-Софт», кафедра комплексной информационной безопасности электронно-вычислительных систем — с фирмами «Биоток» и «Информационные системы безопасности». На этих кафедрах почти все студенты вовлечены в работу на предприятии: кто-то проходит практику, кто-то готовит здесь дипломный проект, кто-то 

обучается по индивидуальному плану. Сотрудники этих предприятий ведут занятия, руководят лабораторными работами на базе своего производства, курируют прохождение практики и работу проектных студенческих групп. Результаты вполне предсказуемы: ежегодно в НПФ «Микран» трудоустраивается 40–50 выпускников, «Контек-Софт» принимает на работу не менее пятнадцати молодых специалистов, окончивших ТУСУР.

Инновационные проекты

— Выпускники ТУСУР выходят из стен alma mater готовыми немедленно приступить к работе специалистами? Какие инновационные образовательные технологии применяются в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники?

— Решить проблему подготовки квалифицированных специалистов во многом позволяет активное сотрудничество с предприятиями, возможное благодаря сформированной инфраструктуре — УНИК ТУСУР.

Выбрав лучших ребят из тех, кто приходит на практику на третьем курсе, за оставшееся время обучения предприятие может вырастить специалиста «для себя». Работая на оборудовании, выполняя групповые проекты и квалификационные работы по тематике предприятия и под руководством сотрудника предприятия, студент после получения диплома готов немедленно приступить к работе. Более того, в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники есть студенты, которые уже на четвёртом-пятом курсах являются штатными сотрудниками предприятий — партнёров университета.

Работая на предприятии, являющемся лидером в своей отрасли, студенты видят перспективы профессионального роста, понимают, какого уровня знания им нужны и где они их смогут применить, что повышает мотивацию к обучению.

Наличие УНИК позволило ТУСУР достаточно быстро оформить идею о подготовке студентов, способных работать в условиях современной экономики и обладающих компетенциями предпринимателя наукоёмкого бизнеса в чёткую образовательную технологию группового проектного обучения (ГПО). Эта технология, которая в своё время вызвала много споров, сегодня признана профессиональным сообществом и поддержана Агентством стратегических инициатив (Сколково) в качестве сетевого варианта проектного обучения для всей России.

Технологию группового проектного обучения Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники активно внедряет с 2006 года, после того как выиграл в конкурсе инновационных образовательных программ. На средства программы оборудовано более тысячи индивидуальных рабочих мест, где занимаются 30 процентов студентов вуза. Для работы групп проектного обучения в ТУСУР созданы лаборатории, центры коллективного пользования, студенческие конструкторские бюро, оснащённые самой современной техникой.

Групповое проектное обучение предполагает работу над реальным проектом в группах, состоящих из пяти-семи студентов разных специальностей, кафедр, факультетов и даже вузов. Работа в проектных группах ориентирована на конечный результат. Её итогом должен стать действующий макет устройства, системы, проектно-техническая документация или готовый программный продукт, а также реализованный экономический или социальный проект. Студент в ходе работы получает новые навыки и знания самостоятельно и осознанно, понимая, где и как он будет их применять. В конце года проект оценивается экспертной комиссией, главными критериями оценки являются инновационный характер проекта и перспективы его коммерциализации.

— Какова дальнейшая судьба студенческих проектов?

— Взаимовыгодное сотрудничество, начатое в рамках одного проекта, не завершается после выполнения задания. Созданная или существенно модернизированная материально-техническая база, сформированные научные коллективы, привлечённая к исследованиям молодёжь — студенты и аспиранты позволяют продолжать исследования, дорабатывать технологию, совершенствовать разработку, находить новые технические решения.

Лучшие проекты участвуют в различных конкурсах на получение поддержки для дальнейшего развития, в том числе и в конкурсе на размещение в качестве резидента в межвузовском студенческом бизнес-инкубаторе (МСБИ) ТУСУР «Дружба». Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор ТУСУР «Дружба» — ещё одна важная составляющая УНИК ТУСУР. Он начал работу в 2004 году и стал первым студенческим бизнес-инкубатором в России. Его задача — помочь студентам реализовать свои идеи и основать своё наукоёмкое предприятие в сфере IT и электроники. За девять лет работы МСБИ «Дружба» помог создать и отправить в самостоятельное плавание около пятидесяти проектов, пять резидентов МСБИ «Дружба» являются также резидентами Томской особой экономической зоны и инновационного Центра «Сколково».

Нужно отметить, что необходимость специальной подготовки студентов-практиков, которые могут успешно выполнить все стадии проекта — от идеи до реализации — осознаётся мировым образовательным сообществом. В начале 2000-х годов Массачусетский технологический институт (США) и Королевский технологический институт (Швеция) предложили инициативу CDIO. Она предполагает перестройку учебных программ с упором на практические навыки студентов. Аббревиатура CDIO расшифровывается как Conceive-Design-Implement-Operate, что переводится как «задумай — спроектируй — реализуй — управляй». В состав этой ассоциации входит около сотни ведущих вузов из более чем 50 стран. Российских вузов, присоединившихся к CDIO, вместе с ТУСУР всего пять. Но есть надежда, что таких вузов в нашей стране станет больше. В ноябре этого года в Сколковском институте науки и технологий, входящем в ассоциацию CDIO, при поддержке Агентства стратегических инициатив состоялась презентация образовательной программы «CDIO Академия». Цель этой программы — формирование новых компетенций в области проектно-ориентированного образования у руководителей и профессорско-преподавательского состава российских вузов. В рамках этой программы Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники уже в 2014 году поделится своим опытом в области подготовки специалистов, обладающих не только инженерными, но и предпринимательскими компетенциями.

Траектории профессионального становления

— Юрий Алексеевич, каковы основные траектории профессионального становления специалиста в ТУСУР?

— Первая траектория — это предприниматель наукоёмкого бизнеса. За время обучения студент участвует в выполнении групповых проектов, нарабатывает необходимые компетенции, получает консультативную поддержку специалистов, имеет возможность работать в студенческом бизнес-инкубаторе и участвовать в мероприятиях, направленных на поддержку начинающих предпринимателей.

Вторая траектория — это путь высококвалифицированного инженера, работающего, как правило, на предприятии IT-отрасли или отрасли высоких технологий. Для подготовки таких специалистов в ТУСУР студент активно привлекается к выполнению хоздоговорных работ, к участию в реализации серьёзных проектов, в том числе и проектов по постановлению Правительства РФ № 218 о кооперации университетов и промышленных предприятий. Студенты работают рядом с состоявшимися учёными как коллеги. В результате такого «включённого» обучения формируется ответственный, квалифицированный специалист, знакомый с тонкостями производства в определённой области, умеющий работать на самом современном оборудовании, владеющий теорией и практикой в такой степени, что после получения диплома может сразу же, без дополнительного обучения на производстве, работать по специальности.

Третья траектория профессионального становления — это учёный, исследователь. Эта траектория последовательно поддерживается, особенно активно — в последние несколько лет, когда объёмы научных исследований в ТУСУР увеличились в несколько раз и актуализировалась задача формирования научных коллективов, подготовки кадров высшей категории для своих НИИ и лабораторий.

В любом случае, какой бы путь студент не выбрал, при обучении фактически реализуется индивидуальный подход, который проявляется в составлении индивидуального учебного плана.

Научная деятельность

— Образование в ТУСУР неразрывно связано с наукой. Хотелось бы сделать акцент на научной деятельности вуза.

— Научным исследованиям в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники традиционно уделяется особое внимание. Как я уже говорил, по результатам проверки эффективности в 2012 году мы заняли первое место в России по выработке в науке на одного научно-педагогического работника. Научные исследования являются основой долговременного успешного развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в современных условиях, фундаментом для развития наукоёмкого бизнеса и подготовки кадров высшей научной квалификации. В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники созданы и развиваются научные школы, получившие всероссийское и международное признание. Университет имеет тесные научные связи с ведущими вузами и научными учреждениями России и стран СНГ, интенсивно развивает двусторонние контакты с вузами и научными центрами США, Германии, Нидерландов, Франции, Китая и многими другими.

Инфраструктура научных исследований включает в себя восемь научно-исследовательских институтов, лаборатории, научно-образовательные центры, среди которых один из лучших за Уралом — Научно-образовательный центр «Нанотехнологии», организованный в 2008 году в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2010 годы». Основные задачи Центра — проведение передовых научных исследований в области СВЧ наноэлектроники, нанофотоники, нанотехнологий и наноматериалов, а также подготовка кадров высшей квалификации и специалистов в этих областях.

Результатами сотрудничества являются российские и международные проекты, направленные на совместные научные разработки, создание методов и программного обеспечения для автоматизированного проектирования в области космических и радиоастрономических исследований.