Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Вячеслав Шептуха, руководитель ГАО КП № 11: «Качество образования должно соответствовать требованиям того субъекта, в котором находятся работодатели» №2(10), 2013 год

Геннадий Габриэлян

Колледж предпринимательства № 11, который находится на севере Москвы, – необычное учебное заведение. Здесь, помимо профессии, учат основам бизнеса. О том, как изменилась жизнь колледжа после введения новых образовательных стандартов, мы разговариваем с и.о. директора Вячеславом Шептухой. 

— Вячеслав Владимирович, как отразилось на колледже введение новых образовательных стандартов? Что ожидают от них студенты и преподаватели? 

— Вариативная часть, преду­смотренная Федеральными государственными стандартами, теперь отдана на усмотрение образовательных учреждений. Мы стараемся сделать её как можно более адаптированной к рынку и сегодняшней ситуации, а также к условиям того территориального субъекта, в котором находимся. Появилось больше поводов для встреч с работодателями и социальными партнёрами. Динамика роста качества образования позитивная. Результаты этой работы мы увидим через два года, когда состоится первый выпуск по новым стандартам СПО.

Сейчас мы готовим студентов не по отдельным дисциплинам, а используем модульно-компетентностный подход. Если исходить с точки зрения учебно-методического обеспечения этих программ, то мы прописываем путь: как следует добиваться результата. По большинству специальностей и профессий разработаны соответствующие технологические карты. 

Как к этому относятся студенты? По нашим наблюдениям, положительно. Это гарантирует им трудоустройство, так как мы ориентируемся на запросы работодателей и социальных партнёров. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты нашли хорошую работу, поэтому добиваемся высокого качества и, если так можно выразиться, современности программ.

— А преподаватели? 

— Преподавателям, которые всегда трудились «на результат», стало проще. Прежде они были зажаты в стандартные рамки, которые всё и определяли. Теперь кафедры (а в колледже кафедральная система) при разработке образовательных программ могут влиять на свои дисциплины или профессиональные модули и корректировать специальности в соответствии с реальными условиями. Мы прислушиваемся к пожеланиям преподавателей, и они больше не сетуют на тех, кто писал эти стандарты, и не говорят, что это всё устарело.

— Считаете ли вы, что теперь структура программ профессионального образования больше соответствует потребностям экономики и общества? 

— Убеждён, что качество образования должно прежде всего соответствовать требованиям того хозяйствующего субъекта, в котором находятся работодатели и социальные партнёры. Находясь в Москве, мы должны ориентироваться на особые условия, которые продиктованы многогранностью требований к нашим выпускникам. Наш студент должен обладать знаниями и навыками глубже и шире, чем, возможно, в другом регионе.

— Участвует ли ваше учебное заведение в программах проф-ориентации на уровне средних школ? 

— Конечно, мы выходим в школы, приглашаем ребят и родителей на дни открытых дверей, на мастер-классы и конкурсы. Для тех, кто собирается поступать на творческие специальности — скажем, на отделение аудиовизуальных технологий, проводится фестиваль «Зелёная ветка». Он знакомит и объединяет профессионалов медиапространства с творческими людьми, которые только начинают его осваивать. В фестивале участвуют молодые таланты в возрасте от 14 до 25 лет, увлекающиеся фотографией, игровым и документальным видео, интерактивной анимацией, трёхмерной графикой. Победители поступают на специальности ОАВТ без творческого конкурса. Каждое отделение закрепило за собой определённый класс и ведёт его. У ребят есть элективные курсы, возможность участвовать в программах дополнительного образования. Мы их не ограничиваем, они могут выбрать любое направление — от лепки из глины или игры на гитаре до создания компьютерных игр или секции стрельбы из лука.

— Каким образом колледж заинтересовывает своими специальностями и профессиями? 

— На фоне того, что многие учебные заведения пачками выпускают юристов и экономистов, из которых реально будут востребованы меньше половины, мы делаем упор на рабочие профессии. Например, колледж № 11 является единственным в России учебным заведением по подготовке кадров для алмазно-бриллиантовой отрасли. Наша задача — трудоустроить студентов ещё в период обучения, чтобы у основной части выпускников была определённость относительно того, где они будут трудиться. Мы осуществляем взаимодействие с отраслевыми предприятиями работодателей и социальных партнёров. Среди них — «АЛРОСА», «С.Д. Даймонд», «Мос­алмаз», Гохран России.

Собственный профессиональный путь в Гохране РФ студенты могут начать уже в процессе обучения, для чего некоторых переводят на индивидуальный план обучения. Навык оценки и классификации алмазного сырья существенно востребован на алмазном рынке, а Гохран РФ даёт бесценный классический опыт в этом отношении.

По желанию студенты могут устроиться на вакансию «огранщик алмазов в бриллианты» в «С.Д. Даймонд» — это крупное алмазоперерабатывающее предприятие. Наработка первичного опыта и стажа бесценны для дальнейшей трудовой деятельности. Для этой специальности в колледже закуплено современное оборудование: лазерная установка для распиловки алмазов, компьютерное оборудование для производственного исследования алмазного сырья в 3D-формате, станки по автоматической полировке алмазных полуфабрикатов. Студенты и выпускники колледжа могут принять участие в коммерческих проектах ресурсного центра Школы огранки алмазов: огранка ювелирных камней на заказ, создание реплик уникальных бриллиантов, создание копий изделий с разным видом бриллиантовых огранок. 

Полный производственный цикл введён и при подготовке оптиков. Специальность «Медицинская оптика» относительно новое в нашей стране направление в сфере среднего профессионального образования. Сфера деятельности специалистов этого профиля — вся технологическая цепочка по обеспечению населения средствами коррекции зрения (диагностика рефракции, изготовление и последующая реализация средств коррекции зрения). Среди российских учебных заведений, готовящих техников-оптиков, наша Школа медицинской оптики имеет, по мнению специалистов, одну из лучших учебно-оптических лабораторий.

Более 250 специалистов прошли профессиональную переподготовку и получили право ведения профессиональной деятельности в области оптометрии. Свыше 600 специалистов отрасли прошли повышение квалификации по различным направлениям. Параллельно велась работа по развитию социального партнёрства с реальными участниками рынка — сетями оптических магазинов. Первым таким партнёром стала крупнейшая российская сеть «Линзмастер». 

— Как в колледже учат основам бизнеса? 

— У нас особая система: все специальности подкрепляются предпринимательской подготовкой. В частности, мы проводим ежегодный конкурс «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодёжи города Москвы», оператором которого и являемся. 

В этом году на конкурс было подано 150 заявок, прошли экспертизу 75 проектов. Именно они и встретились в полуфинале, который прошёл в форме четырёхдневного форума «Молодёжное предпринимательство без границ» в московском Доме предпринимателя. Ребята должны были рассказать об идее проекта, первых шагах его реализации, маркетинге, технико-экономическом обосновании, управлении проектом. Участники были награждены дипломами, ценными призами от спонсоров. Победители получили путёвки на Селигер и в лагерь «Смена» в Краснодарском крае. 

В нашем колледже созданы все условия, чтобы молодой человек успешно овладел нужной и современной профессией. В целом я считаю, что вся московская система СПО высококлассная и надёжная, а престиж рабочих профессий хоть и не так быстро, но растёт…