Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Важно знать, как развивается профобразование во всём мире №2(10), 2013 год

Нина Злаказова

Аркадий Шкляр, ректор Республиканского института проф­образования, Республика Беларусь, координатор учреждений профобразования стран СНГ:

— Республиканский институт профессионального образования работает с 1993 года. На нас возложена ответственность за обеспечение трудовыми ресурсами всех отраслей экономики Беларуси. Мы себя позиционируем между всеми отраслями экономики. Наша основная задача — трансформировать заказ, который сегодня существует в отраслях экономики, в тот заказ, который должна делать система профобразования. Мы давно перешли на диверсификацию входа в профобразование, мы занимаемся образованием взрослых. 

Нашему учебному заведению придан статус базовой организации стран СНГ. Мы ничего не собираемся декларировать. Наша задача состоит в том, чтобы доводить до сведения структур проф­образования в других странах интересную информацию, которая сегодня существует в разных странах СНГ. Развитие систем проф­образования во всех странах мира имеет объективные законы. Наша задача в том и состоит, чтобы довести до сведения стран, что сделано в этом направлении, какие есть передовые технологии. Я думаю, это облегчит путь любой из стран СНГ. Профобразование приобретает всё большее значение именно сегодня, когда во всём мире наблюдается увеличение спроса на новые умения и навыки, необходимые для производства высококачественной продукции. 

Система поиска эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профобразования и рынок труда функционируют с разной скоростью. И разрыв между ними во многих случаях увеличивается. Это тенденция не только российской системы, это тенденция мировой системы профобразования. Механизмы планирования рабочей силы в условиях быстроизменяющейся рыночной экономики неэффективны и приводят к неточным долгосрочным прогнозам. Острые текущие потребности нередко удовлетворяются за счёт мигрантов или путём переподготовки кадров на предприятии. 

Долгосрочное планирование чаще всего касается периода 10–15 лет, для которого разрабатываются национальные прогнозы по спросу и предложению рабочей силы во многих развитых странах на основании сценариев экономического, демографического развития и т.д. Такие сценарии используются для общего ориентирования и макропланирования. Интеграционная система профобразования стран СНГ в настоящее время должна быть ориентирована на формирование компетенций, а не на освоение образовательных программ. Именно это позволяет обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможность горизонтальной мобильности. 

Страны СНГ будут разрабатывать стратегию развития проф­образования. На наш взгляд, стратегия развития должна включать разработку механизма формирования и функционирования образовательного пространства стран СНГ. Затем — определение общих подходов и принципов построения национальных систем квалификаций. Крайне важный вопрос в определении стратегии развития — это социализация личности, система воспитания людей. Мы не должны об этом забывать. Имея воспитанного человека, мы можем получить колоссальный эффект от его жизненной позиции.

Одна из форм, которой мы сейчас занимаемся, это создание сетевого колледжа. То есть учреждения образования по важным для всех стран специальностям мы будем включать с разрешения правительства стран СНГ в сетевой колледж и через дистанционную информационную систему будем определять темы, которые можно ретранслировать не только внутри какой-то одной страны, а всех стран СНГ.