Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Совет директоров ССУЗов — ключевой партнёрв диалоге с общественностью №2(10), 2013 год

Нина Злаказова

Наталья Золотарёва, директор Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ:

— С первых дней работы Департамента Совет директоров является одним из ключевых партнёров в общественном диалоге по многим задачам, которые поставлены перед Департаментом. Уже за этот учебный год нами совместно проведено пять открытых совещаний в формате вебинара с субъектами РФ, в этих совещаниях приняли учас­тие свыше 70 территорий. Для нас очень важен такой формат общения, потому что страна у нас большая, а задачи стоят сложные. 

Модернизация системы НПО и СПО активно проводится начиная с 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральной целевой программы развития образования. За последние годы удалось привлечь значительные инвестиции в развитие системы профтехобразования путём реализации механизма господдержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ и работодателей, причём доля софинансирования со стороны бизнеса при этом составила 30 % и более. Создаются новые элементы образовательной инфраструктуры, речь идёт о межрегиональных ресурсных центрах на базе техникумов и колледжей, ставших точками роста в региональных системах профобразования. 

В настоящий момент Департамент завершает проработку комплекса мер и стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Прежде всего, это оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО. Здесь не должно быть поспешных решений, простой смены вывесок. Успешный опыт региональных систем профобразования накоплен в различных субъектах РФ. Это Республика Татарстан, Красноярский край, Тверская область, Томская, Свердловская, Сахалинская и другие области. В последние годы выявилась тенденция формирования двух типов образовательных учреждений. Это монопрофильные многоуровневые учебные учреждения, которые отличаются большой степенью специализаций, поскольку ориентированы на определённые потребности заказчика. Это учебные учреждения, которые, прежде всего, обеспечивают подготовку кадров для крупного бизнеса: авиация, металлургия, химическая промышленность. Это многопрофильные учебные учреждения, которые создаются там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей. Они отличаются высокой гибкостью программ, способностью быстро менять содержание в зависимости от потребностей рынка труда. Новый Закон «Об образовании РФ» позволяет создавать совместно с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам. 

Задача повышения кадрового потенциала системы профобразования является одной из приоритетных задач. В наших педагогических учреждениях работают 220 тыс. педагогических работников, из них 40 тыс. мастеров производственного обучения. Существенная доля их не имеют педагогического образования, а реалии сегодняшние таковы, что время требует непрерывного развития педагогической квалификации, поэтому важно развивать методическую сеть в системе ПО. Необходимо развивать методические структуры в образовательных учреждениях, городские методические структуры. 

В учреждениях НПО и СПО основную долю, более 50 %, составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет. Причём ещё около 10 % составляют преподаватели и мастера в возрасте свыше 60 лет. Это сложная задача, которую невозможно решить с кондачка, и нам нужны продуманные системные решения. Больной вопрос — это зарплата педагогических работников. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая прошлого года средняя зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения должна быть доведена до средней по экономике только к 2018 году. По итогам мониторинга прошлого года среднемесячная зарплата педагогических работников НПО в среднем составила 62 % от заработной платы в экономике в целом, а работников учреждений СПО — 80 %. Наша задача — найти и распространить лучшие модели решения задачи, поставленной президентом РФ. Мы будем рады конструктивным предложениям со стороны Союза директоров. 

Анализ региональных программ развития профобразования выявил основные направления взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса. Удачный опыт такого взаимодействия сложился в Свердловской, Калужской, Ульяновской областях, республиках Башкортостан и Татарстан. Здесь можно говорить о выстроенной модели так называемого дуального обучения в системе профобразования. Вместе с тем инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективной деятельностью самого учебного учреждения. Прежде всего, наиболее высокая динамика связана именно с программами обучения взрослых. И здесь серьёзное перспективное направление развития нашей системы. Учитывая демографическую ситуацию, через ряд лет основной контингент наших учреждений, по прогнозам экспертов, составит в принципе взрослое население — до 70 %.