Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

15 лет интенсивной работы и конструктивных решений №2(10), 2013 год

Нина Злаказова

Виктор Дёмин, президент Союза директоров ССУЗов России:

— Прошёл год после внеочередного организационного съезда нашего Союза. Сегодня Союзу исполняется 15 лет, юбилей скромный, но весомый по тем делам, которыми была насыщена жизнь за эти годы. Региональные отделения Союза действуют в 73 субъектах РФ. В совете директоров учреждений начального и среднего профобразования 17 отраслевых ассоциаций. Наш Союз самый многочисленный в системе российского образования и является надёжной организацией в рамках формирования института гражданского общества. Достаточно сказать, что за последние два года мы были активны при определении очень важных стратегических направлений развития профобразования, мы вместе с коллегами готовили материалы к Государственному совету и совещанию по вопросам развития профобразования. Только при подготовке к принятию нового Закона об образовании нами было направлено более 200 поправок. Президиум Союза, его экспертный совет постоянно участвуют в обсуждении и экспертизе всех нормативно-правовых документов. Надо подчеркнуть, что с Министерством образования и науки у нас конструктивные отношения. Я хочу отметить ещё два обстоятельства, которые повышают авторитет нашей организации, — это конкурсы «100 лучших сузов», «Лидер СПО», которые реально позволяют выявлять лидеров СПО и на основе пропаганды опыта развивать систему НПО и СПО. 

Вопрос о приоритетности начального и среднего профобразования достаточно очевиден, поэтому понятно внимание к нему государства и лидеров страны. Рабочие специалисты среднего звена занимают 60–80 % в структуре кадрового потенциала. Кроме того, это ещё и серьёзный социальный лифт, где образовательная занятость позволяет сформировать граждан новой России. Вот почему логика социально-экономического развития России поставила в последнее время перед системой профобразования стратегическую задачу — построение современной модели подготовки кадров нового поколения, адекватно тем изменениям, которые происходят сегодня в экономике. Достижение этой цели может быть обеспечено за счёт формирования в регионах современной сети многоуровневых, многопрофильных организаций профобразования нового типа, ориентированных на рынки труда. Актуальность решения задачи обусловлена и тем, что впервые в связи с передачей в регионы система профобразования стала ближе к рынку труда. Впервые полномочия по управлению учебными учреждениями сосредоточены в субъектах РФ, и в этой связи региональные Советы директоров, отраслевые ассоциации сегодня выступают связующим звеном между рынком труда и сферой образования. Во многих регионах России под председательством губернаторов формируются советы по модернизации проф­образования, реализуются целевые программы развития профшколы, отрабатываются эффективные механизмы государственно-частного партнёрства. 

При этом большое внимание уделяется руководителям учебных заведений, их управленческим компетенциям, менеджменту. Многие уже имеют очень интересный большой опыт. Недавно мы встречались в Московском департаменте образования и вели разговор о работе с директорским корпусом. В этом регионе разработан стандарт деятельности руководителей учреждений проф­образования. Реализуется инновационная программа по обучению 300 руководителей образовательных учреждений под названием «Развитие системы образования в московском мегаполисе». Мы не случайно попросили москвичей поделиться этой программой: я думаю, что она будет применена для глубокого изучения и использования в практике многих регионов. На руководителе учебного заведения сегодня лежит очень солидная миссия быть совершенно новым менеджером по управлению подготовкой кадров. 

В стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года система профобразования названа одной из стратегических сфер. Хотелось бы просить руководство Министерства ещё раз вернуться к законодательному оформлению признания на этом уровне научной деятельности, обосновывающей новые требования к подготовке кадров в условиях технической и технологической модернизации производства. В отдельных учебных заведениях 20–25 % преподавателей и многие руководители учреждений профобразования имеют учёные степени кандидатов и докторов наук. Это позволило бы иметь доступ наравне с высшей школой к широкому участию в госпрограммах научно-исследовательских работ, повысить профессионализм, мотивацию молодых кадров к научной деятельности и в целом обеспечить должное качество подготовки кадров.

В условиях сложившегося дефицита квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена система профобразования, на наш взгляд, становится всё более инвестиционно привлекательной для работодателей. Мы это в последнее время очень серьёзно почувствовали. Что является благоприятной почвой для развития механизмов социального партнёрства? Софинансирование, развитие внебюджетной деятельности, обновление ресурсной базы. Сегодня есть много примеров достаточно эффективного сотрудничества колледжей, техникумов с работодателями. Среди них — учреждения профобразования металлургического, энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, строительства и многих других отраслей.

Я бы хотел привести пример Московской области. Здесь современный механизм формирования госзаказа решил многие вопросы прогнозирования, планирования подготовки кадров, оценки результативности профобразования, и всё это строится на глубоком социально-экономическом анализе муниципальных и межмуниципальных рынков труда. Сформирован прагматичный, практический, рациональный механизм формирования госзаказа, основанный на рейтинговой оценке, и он стимулирует бизнес к участию в определении содержания обучения и в итоге к независимой оценке его качества. Процессы интеграции профобразования и бизнеса активно поддерживаются во многих регионах. Достаточно упомянуть Новосибирск, Смоленскую область, Чувашию, Татарстан, Санкт-Петербург и многие другие регионы, которые имеют интереснейшие комплексные программы развития СПО и НПО. Здесь системно решают задачи целевой подготовки кадров под конкретного заказчика на конкретные рабочие места, усиливают взаимный диалог образования и бизнеса.

Однако цифры сами говорят за себя: более 65 % российских предприятий не сотрудничают с учреждениями профобразования. За последний год проблема дефицита персонала всё реже решалась работодателями за счёт найма наших выпускников. Особенно неблагоприятная тенденция наблюдается в сотрудничестве с учреждениями НПО. Вопросы решения подготовки кадров для предприятий — это не корпоративная педагогическая задача, это экономическая задача. Необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы, которые заинтересовывали бы бизнес в развитии современных форм сотрудничества. Но он готов вкладывать в систему профобразования при условии действенных экономически выгодных механизмов и реальной отдачи самих учреждений профобразования. Анализ показывает, что бизнес готов вести новые строительства, проводить техническую реконструкцию учреждений профобразования, войти вместе с нашей системой в механизмы кредитования. Есть необходимость, наверное, вернуться к возможности соучредительства. Мы обращаемся к Министерству образования с просьбой о возможности рассмотреть механизм такого сотрудничества.

О проблеме дефицита и подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В чём причина дефицита рабочих специалистов? Понятно, что однозначного ответа нет, как нет одинаковых учебных заведений, отраслей, регионов. Обстановка везде разная, но есть системные причины. За последние 20 лет, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не было построено ни одного учебного здания, лаборатории, общежития. Слабая профориентационная мотивация молодёжи к работе на предприятии, где низкая культура производства, где низкая зарплата, подчас потребительский подход работодателей к молодому специалисту. Школа, авторитет которой очень высок, в целом заточена в своей работе на получение учащимися исключительно высшего образования. Если не будет изменена эта ситуация, когда сквозняком звучит «школа — вуз», мы не решим нашу главную задачу.

Стандарты — это основа проф­образования. Однако необходим и со­циальный стандарт. Это сегодня вопросы не только медицины, питания и физвоспитания, но и вопросы, связанные с поддержкой молодёжи, это дети-сироты, из малообеспеченных семей и т.д. 

Ещё одна проблема — национальная рамка квалификации, этот вопрос решается крайне медленно. Рамочное описание уровня квалификаций не даёт, по нашему мнению, стимула к развитию и носит констатирующий характер, который отражает статус, а не современные требования к квалификации, которые возрастают в связи с изменениями в сфере труда. Мы считаем, что нужно чётко понимать, что требования к квалификациям формируются в сфере труда, а мы в системе образования отражаем их в образовательных стандартах и программах. Если сфера труда диктует новые требования, то нужны и механизмы для оперативного отражения этих требований в новых программах и дипломах. То есть нужны механизмы оперативного обновления перечня профессий и специальностей подготовки. Я думаю, что это будет с нашим активным участим исправлено. Центры сертификации квалификаций, общественно-профессиональные агентства аккредитации — это то поле, куда должен прийти Союз директоров. 

Многие годы мы слабо позиционировали себя в международных образовательных организациях, недостаточно изучали положительный опыт наших зарубежных коллег, в том числе стран СНГ. В последнее время наметились некие положительные моменты. Но нам хотелось бы придать работе более системный характер. Особо я хотел бы отметить наш Союз с Союзом директоров и с Советом базовой организации Республики Беларусь, государств — участников СНГ. Я думаю, что у нас появятся интересные проекты, которые обогатят практику нашей работы.