Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Приоритеты профобразования в Республике Марий Эл №2(10), 2013 год

Нина Злаказова

Галина Швецова, министр образования Республики Марий Эл:

— Реализация целевых программ, участие в международных и российских проектах различного уровня позволили нам выстроить региональную модель, ориентированную на потребности республиканского рынка труда. Сеть образовательных учреждений у нас на 90 % состоит из учреждений СПО. Доля многоуровневых учреждений составляет более 70 %. Сеть ресурсных центров обеспечивает приоритеты социально-экономического развития республики. 

С 2007 года Министерство экономического развития и торговли республики проводит ежегодный мониторинг, в котором участвуют все отраслевые министерства. Что нам это дало? Снижение приёма по направлениям гуманитарного и экономического профиля на 30 %, соответствие структуры подготовки приоритетному перечню профессий, высокий уровень трудоустройства выпускников. Общая занятость у нас сейчас составляет 96 %. Перед Советом директоров Приволжского федерального округа стоит задача: от локальных исследований перейти к формированию среднесрочного прогноза в условиях федерального округа. 

Второй приоритет реализации новой модели — комплексная программа профориентации, сопровождение профессиональной карьеры молодёжи. Мы очень серьёзно работаем со школами. Перспективная региональная карта образовательных маршрутов учебных заведений и предприятий отражена в информационном ресурсе «Атлас профессий Республики Марий Эл». Реальное знакомство школьников с миром профессий осуществляется за счёт освоения программ проф­подготовки на базе ресурсных центров профобразования. Это позволяет обеспечивать социальную защищённость выпускников школ, то есть они вместе с аттестатом о среднем образовании получают и рабочую специальность. Важно сформировать у молодых людей понимание того, что приход в рабочую профессию может стать первой ступенью профессиональной лестницы, входом в социальный лифт. 

Третий приоритет в проф­образовании направлен на формирование государственно-общественного управления. Республиканский координационный совет по подготовке кадров при правительстве Республики Марий Эл обеспечивает согласование позиций государства, образования, работодателей и общественных структур. В сфере внимания — контрольные цифры приёма, целевая программа, целевая подготовка, содержание образования, сетевая организация образовательных программ. 

Более 40 % учебных программ и планов профподготовки согласованы с профильными предприятиями и организациями, а в образовательный процесс в течение трёх лет внедрено 47 новых курсов и модулей по заявкам работодателей. Деятельность региональных государственно-общественных советов в современных условиях становится необходимой нормой модернизации образования. На межрегиональном уровне также необходимо целостное видение образовательного пространства и согласование позиций всех участников взаимодействия. 

Уже в течение десяти лет в Приволжском федеральном округе эту функцию выполняет межрегиональный совет по проф­образованию. В его состав входят заместители министров, руководители методических служб регионов, председатели Совета директоров Приволжского федерального округа. Особую ценность представляет анализ получаемых эффектов от реализации комплексных программ модернизации профобразования, ставших победителями конкурса в рамках федеральной целевой программы. Это — Мордовия, Удмуртия, Пензенская, Ульяновская, Нижегородская области, Татарстан. 

Модели сетевого взаимодействия отрабатываются на базе ресурсных центров: в сфере лесного хозяйства — г. Йошкар-Ола, энергетики — Чебоксары, авиастроения — Казань, автомобилестроения — Тольятти. Формирование эффективных моделей сетевого взаимодействия — это сегодня задача и органов управления образованием, и руководителей учреждений. 

Четвёртый приоритет — это качество подготовки кадров. Разработана региональная модель мониторинга качества профобразования. В перечень основных показателей качества входит доля программ, согласованных с ведущими отраслями, доля профессиональных модулей, реализуемых в сетевом формате, доля взрослого населения в общем контингенте обучающихся и другие. Достижение этих показателей возможно только в условиях социального партнёрства. Его реализацию может обеспечить эффективная инфраструктура профобразования, и в первую очередь — методическая служба. Она не только сопровождает внедрение федеральных госстандартов, но и является посредником между системой образования и рынком труда. 

Независимая оценка качества — это завершающий этап в системе социального партнёрства. Внедрение независимой оценки качества потребует дополнительных усилий от нас, но без неё невозможен кардинальный прорыв в развитии профобразования. Только при наличии такой системы мы можем говорить с работодателями на равных. 

Только тогда мы можем сказать, что мы работодателям поставляем качественных специалистов. Мы идём по этому пути и предлагаем нам всем объединить эти усилия.