Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

В конце 90-х годов Москва поняла, что кадры решают всё №2(10), 2013 год

Нина Злаказова

Маргарита Русецкая, заместитель директора Департамента образования города Москвы:

— Я остановлюсь только на самых ярких моментах, которые характеризуют систему профобразования Москвы. Надо сказать, лечить систему профобразования Москва начала в 2004 году, когда была принята первая программа модернизации системы профобразования и рабочих кадров. В конце 90-х годов Москва поняла, что кадры решают всё. Когда система образования оценила кадровую потребность в педагогах, было принято решение Правительства Москвы создать региональный педагогический университет, который не только очень скоро восполнил дефицит кадров, но и вышел в верхушку рейтинга вузов гуманитарной направленности (учредителем выступил Департамент образования). А в прошлом году городской педуниверситет, хочу похвастаться, занял первое место по качеству приёма абитуриентов среди педагогических и гуманитарных вузов.

Следующий шаг — это программа модернизации профобразования. Была произведена реорганизация сети. Были созданы многопрофильные образовательные комплексы профобразования и колледжи. Сегодня в Москве в Департаменте образования их 97. Из 100 тыс. обучающихся в этих комплексах 25 тыс. обучается по программам НПО, 70 тысяч — это программы СПО, 6 с лишним тысяч — профподготовка. И ещё 1500 обучающихся получают основное общее образование. Хочу отметить, что за 2012 год на средства работодателей в наших колледжах прошли повышение квалификации и переподготовку 42 тыс. человек взрослого населения. Факты красноречиво говорят о том, что наши колледжи являются привлекательными. 

Благодаря планомерной политике повышения качества образования, позиционирования, рекламирования удалось привлечь в систему профобразования на 10 % больше студентов, при этом конкурс на программы СПО был в среднем 2,5 человека на место, а есть отдельные учреждения, где на место претендуют 7–8 человек. Конечно, это и фактор трудоустройства наших выпускников — более 80 % находит себе работу, и стартовая зарплата вполне достаточна для молодого специалиста. Это и сертификация наших выпускников с привлечением работодателей. Привлекательны наши колледжи и для педагогов. Средняя зарплата в системе проф­образования за 2012 год в Москве оказалась на уровне 51 тыс. рублей, при этом зарплата выросла за последний год на 7 %.

Наши колледжи привлекательны и для работодателей. Примером тому являются центры профессиональных квалификаций, которые в мае этого года созданы в двенадцати учебных заведениях как структурные подразделения. Они выросли на основе кластеров в результате взаимодействия, которое отрабатывалось в последние пять лет. Сегодня нами разработана функциональная модель этих комплексов, мы готовы открыть двери для взрослого населения и работать по новой схеме. 

За последние годы 7,5 млрд рублей было вложено в систему профобразования. Это материально-техническое оснащение, компьютерное, учебное, производственное оборудование. В наших колледжах есть уникальное оборудование, аналогов которого нет не только в учреждениях проф­образования, но даже и на предприятиях. Привлекательность наших учреждений в том, что они действительно становятся реальными хозяйствующими объектами в городе. Скажем, только за год колледжи привлекли бюджетных средств в объеме 1,2 млрд рублей. Я не без гордости должна сказать, что Москва сегодня понимает, как решать задачи, поставленные Правительством страны. Мы идём этим путём уже десять лет. 

Москва готова передавать регионам решения и проекты, которые во многом позволят сократить сроки прохождения этого трудного пути. В Москве создана технология работы с кадровым резервом, программа повышения квалификации для руководителей учреждений. Следующие технологии — это технологии работы колледжа в новых финансово-экономических условиях. Четыре учреждения работают как автономные, и опыт жизни в условиях автономии мы готовы передать со всем багажом, который с этим связан. Это и опыт в условиях госзадания, и опыт работы в качестве государственных поставщиков товаров, работ и услуг. 

Следующее — информатизация профобразования. В Москве очень много внимания уделяется этому, реализуется проект открытого правительства, и Департамент образования вошёл в этот проект. Сегодня в Москве уже работает электронная запись регистрации учреждений дошкольного образования, общего образования, и сейчас мы заканчиваем систему. Готовится к вводу база данных контингента учреждений профобразования. Это тоже позволяет решать многие управленческие задачи. 

Следующий момент — система рейтингования учебных заведений с отработанной технологией, с выверенной системой коэффициентов и баллов, которые предполагают комплексный учёт результатов деятельности. Этот рейтинг мы используем для принятия решений о выделении финансов, о морально-мотивационном стимулировании. В Москве выделяются гранты мэра — 750 млн рублей ежегодно. И наши лучшие колледжи — ежегодные получатели этих грантов.

Конечно, интернационализация профобразования. Наши колледжи не только перенимают зарубежный опыт, они делятся своим и заключают реальные соглашения и реальные проекты сотрудничества. В колледже № 8 сейчас идёт работа по созданию совместного предприятия, это произошло по итогам участия в выставке в Индонезии. 

Но есть проблемы нерешённые, есть задачи, которые мы для себя ставим на ближайший период. Правительство всегда ставит перед нами задачи опережающего развития. Мы должны отработать и внедрить гибкую модель подушевого финансирования, мы готовы к этому. Есть несколько моделей, они обсуждаются, и я думаю, что новый учебный год мы встретим с подушевым нормативом. Это задача, связанная с включением колледжей в общее образование. Вы знаете, что сейчас основная задача — создание многопрофильности в школах. Третья ступень — 10–11-е классы для детей, которые мотивированы к обучению в вузе. А колледжи только-только к этому подходят. Мы считаем, что в учреждениях профобразования тоже должны открываться 10-й и 11-й классы по профилю технологии. Ближайшая задача, озвученная мэром Москвы, связана с внедрением механизмов финансовой ответственности работодателей за подготовку кадров. Сергей Семёнович Собянин готов субсидировать предприятия города в вопросе подготовки профессиональных кадров. Перед нами стоит задача отработки новой модели, когда крупные предприятия получают деньги от Правительства города. Далее предприятия находят себе партнёров в лице колледжей по подготовке специалистов для себя же и несут ответственность перед городом за деньги, полученные на подготовку кадров. Тем самым предприятие обеспечивает себе и хорошее качество подготовки специалистов.

Упомяну ещё о том, что в Москве создан институт развития образования. Мы готовы к тому, чтобы широко распространять в регионах страны опыт столицы в части развития профессионального технического образования.