Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

МЭСИ: научная работа на результат №2(10), 2013 год

Елена Гордеенкова

Научные исследования должны быть прикладными — так считают в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В вузе активно используют информационные технологии в учебной и административной деятельности и ведут научные работы в этой области. О реализованных в последнее время проектах мы попросили рассказать проректора по организации электронного обучения в МЭСИ, кандидата педагогических наук Александра Молчанова. 

— Александр Сергеевич, каковы последние достижения МЭСИ в области научных IT-разработок? 

— За последние несколько лет в научной деятельности в области IТ мы сделали более сильный упор на прикладные научные исследования, которые имели бы своим результатом конкретный продукт или коммерческое воплощение наших идей. Большую часть проектов мы стараемся реализовать вместе с нашими партнёрами: российскими и зарубежными компаниями.

Если говорить о конкретных примерах, то в рамках субсидий Департамента образования города Москвы для Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» был разработан мобильный контент, открывающий для посетителей возможности дополненной реальности. Теперь гости музея-заповедника получили уникальную возможность, находясь прямо на его территории, дополнить свои впечатления новой информацией: узнать об истории и архитектурных особенностях памятников, увидеть, как они выглядели в прежние времена, услышать голоса представителей природного сообщества парковой зоны и рассмотреть их в подробностях, выполнить занимательные задания. 

— Студенческая наука в МЭСИ, вероятно, тоже развивается в прикладном направлении? 

— Надо отметить, что наши студенты добиваются в науке значительных успехов. Они регулярно принимают участие в научно-практических конференциях, в том числе международных, различных конкурсах и занимают там лидирующие или очень достойные места. Не так давно совместно с компанией Microsoft мы провели день программирования на базе МЭСИ. В результате в магазине приложений Microsoft появилось приложение «Метро» от МЭСИ. Это интерактивная схема метрополитена Москвы для мобильных устройств на базе WIN8, которая позволяет формировать оптимальный маршрут до корпусов МЭСИ, а звуковые и визуальные сигналы напоминают о необходимости совершить пересадку. Судя по большому числу скачиваний, приложение очень востребовано студентами, особенно иногородними.

— Летом этого года Дмитрий Медведев отметил, что российской IT-отрасли необходим прорыв, а для этого требуется повысить уровень образования, включая использование дистанционной и электронной форм обучения. Председатель правительства также подчеркнул, что надо расширять исследования в этой сфере. Как МЭСИ откликнулся на это заявление? 

— Электронные технологии мы в МЭСИ активно используем уже около двадцати лет. На базе университета работает научная школа по проблемам электронного, ди-станционного открытого образования в глобальных телекоммуникационных сетях информационного общества. 

Основные положения докторских и кандидатских диссертаций по тематике школы легли в основу Федерального закона № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Активную работу мы вели для того, чтобы в новом законе «Об образовании» появились нормы, посвящённые сетевому взаимодействию учебных заведений, использованию дистанционных технологий, обучению по интегрированным образовательным программам. Сейчас МЭСИ принимает активное участие в межведомственной рабочей группе, деятельность которой направлена на развитие электронного обучения в нашей стране. Сегодня эти процессы крайне необходимо поддерживать и воплощать в жизнь, потому что использование информационных технологий в образовании — это требование самого времени и современных учащихся всех возрастов. 

— В продолжение темы о прогрессивных образовательных технологиях. Сегодня одной из мировых тенденций в сфере образования являются MOOCs — массовые открытые онлайновые курсы. Насколько эффективным вы считаете их использование в учебном процессе? Является ли целесо­образной разработка русскоязычных аналогов?

— Открытые образовательные курсы — явление достаточно молодое. Развитие информационных технологий предопределило их появление, но никто не ожидал, что это примет такой массовый характер. На сегодняшний день в таких проектах, как Coursera и EdX, огромнейшее количество пользователей. Уже не тысячи, а миллионы человек получают образование, повышают свою квалификацию на открытых бесплатных курсах. Такое обучение имеет место и в России. Процессы интеграции в нашей системе образования ведут к тому, что мы не можем запретить нашим гражданам получать образование за рубежом на открытых образовательных курсах. Но здесь возникает вопрос их качества, содержания, вопрос применения знаний, полученных на таких курсах, у нас, в России, и легитимности данного образования. На сегодняшний день законодательной базы, позволяющей использовать открытые образовательные курсы, у нас в стране практически нет. И над ней нужно работать, в том числе и Министерству образования. На мой взгляд, технологии здесь играют роль второго плана. Важно понимать, что использование открытых образовательных ресурсов является очень хорошим подспорьем для того, чтобы сформировать мотивацию к учёбе у тех ребят, которым нужны знания по конкретной дисциплине здесь и сейчас. 

Вообще говоря, сам процесс получения образования меняется. Если вы работаете на хорошей работе и вам не хватает знаний в какой-то конкретной области, то почему бы не пройти короткий открытый курс под присмотром квалифицированного преподавателя? А если к тому же такой курс реализует достаточно известный университет, все бы от этого только выиграли. Но как организовать оплату труда преподавателя, работающего с дистанционными студентами открытых курсов, за счёт каких средств вести разработку и актуализацию самих курсов, как сделать процесс обучения на таких курсах более клиенто-ориентированным и при этом остаться в рамках законодательства? Это вопросы, которые ещё предстоит решить. 

— МЭСИ бесплатно обучает граждан использованию информационных технологий и Интернета. Что послужило стимулом для запуска проекта? Каковы его результаты и перспективы?

— Сегодня Правительство РФ в лице Министерства связи и информатизации достаточно активно разрабатывает и внедряет информационные системы и такие сервисы, как единая электронная социальная карта, портал государственных услуг. Через Интернет можно записаться на приём к врачу, на обслуживание в кредитной организации, в банке. К сожалению, большинство граждан, особенно старшего возраста, не обладает достаточными знаниями технологий для того, чтобы успешно пользоваться этими услугами. Именно поэтому мы считаем крайне важным осуществлять обучение граждан основам компьютерной грамотности и ИКТ.

Преподаватели различных кафедр МЭСИ разработали специальные учебные программы, по которым читались лекции и проводились занятия со слушателями. Наш успешный опыт может быть растиражирован на всю страну, что послужит развитию информационного общества и других проектов Министерства связи.

Надо отметить, что это не единственный наш социальный проект. Мы обучаем ребят, которые по каким-либо причинам, в том числе в связи с ограниченными возможностями здоровья, не могут учиться очно. С помощью технологий электронного обучения они могут получать знания, практически не выходя из дома. 

Естественно, мы проводим большое количество мероприятий для школьников: всевозможные конкурсы, курсы, олимпиады. Наш проект Молодёжный Технопарк МЭСИ предлагает старшеклассникам в свободное от занятий время совершенно бесплатно познакомиться с информационными технологиями, пообщаться с преподавателями, найти единомышленников по интересам, определиться с выбором будущей профессии. 

Уверен, что ведущаяся нами работа послужит совершенствованию образования не только в Москве, но и во всей России, сделает его более доступным для наших граждан, поможет всем желающим освоить передовые информационные технологии, без использования которых жизнь современного человека просто немыслима.