УКСИВТ: надёжное образование, гарантированное трудоустройство №2(10), 2013 год
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники (УКСИВТ), отметивший в прошлом году своё 80-летие, входит в число самых престижных средних профессиональных учебных заведений Республики Башкортостан. С 2001 года колледж возглавляет кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии информатизации образования Сайфутдин Кунсбаев, считающий своей основной задачей поддержание высокого уровня образования и высокого рейтинга учебного заведения.
— УКСИВТ был открыт как Планово-экономический техникум Госплана РСФСР 15 октября 1932 года с целью подготовки счётно-бухгалтерских работников, — вспоминает руководитель. — Сегодня мы готовим специалистов для этой же сферы, но, конечно, на совершенно другом уровне. Отделение информатики и вычислительной техники выпускает специалистов в области программирования, электронной техники, телекоммуникационных систем, аудиовидеотехники, а отделение экономики и права — бухгалтеров, юристов, специалистов по земельно-имущественным отношениям.
— Сайфутдин Зайнетдинович, многие ссузы жалуются на нехватку абитуриентов, а как обстоят дела у вас?
— В этом году мы набрали 19 групп, конкурс составил семь человек на место. С одной стороны, стабильный интерес выпускников школ к колледжу объясняется тем, что наши специальности всегда «в моде», а с другой — устоявшимся авторитетом учебного заведения: здесь получили профессию дедушки-бабушки, мамы-папы, родственники нынешних студентов, целые династии. К нам приходят люди думающие, те, кто стремится получить базовое образование в колледже, а затем продолжить обучение в вузе, одновременно работая на предприятии.
Договор о сотрудничестве с вузами мы подписали ещё в 1989 году. На сегодняшний день со всеми вузами республики составлены договоры колледж — вуз. Есть различные варианты продвижения карьеры, обычно по вертикали: школа — колледж — вуз — послевузовское образование и т.д. Мы занимаемся горизонтальным продвижением карьеры, считая, что в первую очередь человек должен стремиться стать не академиком, а хорошим специалистом, у него должно быть стремление максимально освоить свою квалификацию.
— Большой спрос на образование в колледже, вероятно, обусловлен востребованностью ваших выпускников на рынке труда?
— У нас нет нетрудоустроенных выпускников. Мы сотрудничаем с работодателями и не ограничиваемся двумя-тремя базовыми предприятиями, ведь далеко не каждое из них может иметь в штате программиста. У нас очень большой круг баз практик и предприятий, с которыми мы взаимодействуем. Есть крупные организации, такие как НПО «Кристалл», ОАО «Уфанет», «Телерадиосервис».
Прогнозировать потребность в наших специалистах непросто. Но найти хорошего бухгалтера, при кажущемся перепроизводстве специалистов, довольно сложно. Заявки на выпускников поступают к нам с октября. Ребята уходят на практику и уже закрепляются на рабочем месте.
— Предприятия, с которыми вы сотрудничаете, оказывают колледжу спонсорскую поддержку?
— Хорошая спонсорская поддержка для нас — это в первую очередь предоставление баз практик и привлечение специалистов-производственников к учебному процессу. Это даёт возможность использовать знания самых успешных и знающих.
— Сайфутдин Зайнетдинович, на чём вы концентрируете своё внимание как председатель Совета директоров ССУЗов РБ?
— Новый Закон об образовании даёт очень много позиций, которые требуют осмысления. Но общий смысл в том, что государство многие вещи перепоручает образовательным учреждениям, расширяя их самостоятельность. Конечно, излишняя урегулированность мешает работать. Но самостоятельность тоже даётся нелегко, возникает много сложностей. Поэтому в первую очередь нужно научиться жить самостоятельно. Другая приоритетная задача — максимально выстраивать взаимоотношения с работодателями. Время диктует свои правила: теперь первичен не диплом, а сертификат о соответствии квалификации. Пока что сертификацию квалификации никто не проводит, этим должны заниматься объединения работодателей, создающих соответствующие центры. Но при этом вектор заинтересованности должен исходить от них, мы же, в свою очередь, можем лишь побуждать их к созданию таких центров.