Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Таймырский колледж: успех от инноваций №2(10), 2013 год

Екатерина Новотроицкая

В 2006, 2007, 2008 годах КГОУ СПО «Таймырский колледж» был трижды награждён золотой медалью «Европейское качество» конкурса «100 лучших ссузов России». Цепочка из успешных событий продолжается и сегодня. О жизни колледжа, его традициях и новом в работе коллектива — в интервью с директором, кандидатом педагогических наук В.Н. Черкасовой.

— Вера Николаевна, вы возглавили колледж в 2004 году. Какие перемены произошли с того времени? 

— 1 января 2005 года в городе Дудинка было образовано новое учебное учреждение — Таймырский колледж, в состав которого вошли четыре профессиональных учебных заведения: Дудинский сельскохозяйственный техникум, Таймырское педагогическое училище, Дудинское профессионально-техническое училище № 104 и Дудинский филиал Санкт-Петербургского профессионального морского технического лицея.

Сегодня колледж готовит новое поколение высокопрофессиональных специалистов, рабочих для развивающейся экономики Таймыра и Красноярского края, решает проблему повышения качества профессионального образования за счёт внедрения новых образовательных и производственных технологий. 

В колледже ведётся обучение на трёх отделениях: гуманитарном, техническом, а также отделении дополнительного образования, где осуществляется подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Студенты колледжа получают знания и практические навыки по 11 рабочим профессиям и 13 специальностям: «Сестринское дело», «Преподавание в начальных классах», «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», «Дошкольное образование», «Физическая культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Экономика и бухгалтерский учёт», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Машинист на буровых установках», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Оператор нефтяных и газовых скважин», «Парикмахер», «Ветеринария», «Повар-кондитер», «Продавец, контролёр-кассир», «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик», «Электрические станции, сети и системы».

Колледж располагает необходимой учебной базой для проведения как теоретических, так и практических занятий. Для подготовки специалистов в колледже созданы все условия: 25 учебных кабинетов, 4 компьютерных класса, актовый зал на 160 посадочных мест, спортивный зал, тренажёрный зал, библиотека и читальный зал, зал для хореографии. Практику ребята проходят в учебно-производственных мастерских: оборудованы столярная и слесарная мастерские, мастерская резьбы по кости и рогу, мастерская кулинарии, электромонтажная мастерская, учебная парикмахерская, автомобильный тренажёр, сварочная мастерская, мастерская традиционных промыслов. Такая учебная база позволяет студентам заниматься научно-исследовательской деятельностью, разрабатывать и реализовывать различные проекты, участвовать во многих профессиональных конкурсах. В колледже приветствуется любая инициатива — и всем, кто хочет добиться высоких результатов в овладении специальностью и профессией, оказывается высококвалифицированная поддержка опытных педагогов.

— Основополагающий вопрос современной системы образования — это её модернизационный вектор. Взял ли такое же направление ваш колледж? 

— Безусловно. Вся инновационная деятельность колледжа направлена на личностное развитие и профессиональное становление каждого студента. Ведущей задачей является развитие человеческого потенциала, что подтверждается востребованностью выпускников на современном рынке труда.

Инновационный подход колледжа заключается в модернизации системы подготовки кадров по двум направлениям. Первое — подготовка кадров для традиционного природопользования. Второе — подготовка высококвалифицированных специалистов для нефтегазовой и металлургической отраслей.

Здесь стоит отметить, что в соответствии с долгосрочной целевой программой «Модернизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в Красноярском крае на 2011–2013 годы» наш колледж стал победителем краевого конкурсного отбора по созданию территориального колледжа. 

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы по направлению разработки и внедрения программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации на базе колледжа создан производственно-образовательный консорциум, включающий четыре профессиональных учебных заведения Красноярского края, позволяющий наиболее эффективно решать подготовку кадров для развития территорий циркумполярного Севера.

Работа производственно-образовательного консорциума на Таймыре признана лучшей практикой в России.

— Вера Николаевна, нам стало известно, что вы заняты интересной научной деятельностью. Расскажите нашим читателям, с чем связан круг ваших научных изысканий?

— Мои научные интересы связаны с изучением особенностей социализации детей на Таймыре, исследованием этнопедагогического взаимодействия учителя с семьёй. Я руковожу педагогической практикой в летних кочевых школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Учитывая национальные традиции и духовные связи молодого поколения с семьёй, в течение четырёх лет реализуется проект «Летняя (сезонная) кочевая школа». К слову, этот проект стал победителем конкурса социальных проектов грантовой программы Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития». Студенты — будущие учителя, повара, оленеводы — проходят производственную практику в оленеводческих стойбищах туруханской тундры, что способствует сохранению культуры местного населения, восстановлению утраченного сегодня смысла освоения родного языка, повышению уровня жизни и развитию домашнего оленеводства как основы традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Таймыра. С 2009 года реализация проекта «Летняя сезонная кочевая школа» вышла на международный уровень. Участниками проекта стали представители Финляндии, Норвегии.

— Для колледжа это первый международный опыт? 

— Нет, обмен опытом с другими странами у нас состоялся ранее. В частности, в мае 2008 года Таймырский колледж на Международном фестивале культуры северных народов в Финляндии получил свидетельство члена Ассоциации международного сотрудничества учебных заведений и организаций Арктического региона. Кроме того, колледж сотрудничает с Центром образования Саамского региона г. Инари (Финляндия) по подготовке специалистов для развития традиционного природопользования. Стало уже традицией проводить в колледже международные научно-практические конференции по вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для развивающейся экономики Красноярского края.

Постоянно повышается наш статус и на всероссийском уровне. В августе 2009 года колледж был принят в члены Арктического университета, что открывает возможности для студентов и преподавателей колледжа в профессиональной подготовке кад­ров для арктического региона Красноярского края.