Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Новосибирский авиационный технический колледж: растим «звёздочек» для самолётостроения №2(10), 2013 год

Светлана Лыбина

Новосибирский авиационный технический колледж (НАТК) — одно из старейших учебных заведений Сибири, история которого начинается в далёком 1929 году. Его руководитель Андрей Брикман, выпускник этого же колледжа, за короткий срок прошёл в alma mater путь от преподавателя до директора.

— Андрей Вальдимортович, что является главным в образовательной политике колледжа?

— Ядро образовательной политики НАТК — это политика качества образования, ориентированного на оборонно-промышленный комплекс нашей экономики. За всё время существования колледжа, а ему в следующем году исполняется 85 лет, мы не готовили экономистов, бухгалтеров и специалистов других, казалось бы, востребованных профессий. Даже в самые сложные годы колледж был ориентирован исключительно на авиационную отрасль российской промышленности. 

Самый главный принцип для нас — это тесная связь с работодателями. Много лет мы работаем в одной связке с филиалом ОАО «Авиационная холдинговая компания Сухой» Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова». 

В 1929 году в Новосибирске открылся авиационный техникум, а в 1937 году начал работу авиационный завод. С тех пор мы идём нога в ногу. 

Наши ребята по всем видам практического обучения проводят около 30 % учебного времени на заводе. Несмотря на то что колледж оснащён современным оборудованием, студенты лучше всего оттачивают навыки работы на рабочих местах в реальных условиях производства. 

Немалой частью преподавательского состава являются бывшие работники завода, которые хорошо знают технологию авиастроения. Много среди работников колледжа наших выпускников. После получения диплома кто-то уходит на завод, работает по основной специальности, а потом возвращается в колледж в качестве преподавателя специальных дисциплин. А кого-то из своих «звёздочек» мы сразу отправляем в педагогический университет, а они возвращаются к нам и пополняют ряды молодых педагогов. 

Опытные специалисты завода ежегодно становятся руководителями дипломных проектов, членами государственной аттестационной комиссии, читают на старших курсах специальные учебные дисциплины. Председатели государственных аттестационных комиссий — это ведущие специалисты НАЗ им. В.П. Чкалова. 

Сейчас много говорят о независимой оценке качества образования работодателями. А мы делали это всегда и продолжаем делать сейчас. Так было принято ещё в те времена, когда я сам был студентом. 

— Видимо, это необходимо уже и потому, что ваш колледж готовит узконаправленных специалистов?

— Да. Мы готовим специалистов, заточенных под авиационную промышленность — самую требовательную с точки зрения качества и сложности. Студенты осваивают специальные ГОСТы, стандарты, СНиПы. Поэтому выпускникам легко работать и в авиастроении, и в других отраслях промышленности. 

Например, с 90-х годов у нас большое внимание уделяется инженерной графике. Мы начинали с программы AutoCAD, потом появился наш российский аналог — система «Компас». Она всё больше завоёвывает российский рынок, потому что ориентирована на отечественные стандарты. 

Часть абитуриентов хочет учиться в колледже, мечтает стать специалистами информационных технологий. Но когда ребята видят, что простой техник владеет компьютером лучше программиста, они с удовольствием идут на специальности «Технология машиностроения» и «Производство летательных аппаратов». 

В трудные времена, когда завод не имел государственного заказа, выпускники НАТК были вынуждены уходить в фирмы, которые занимались проектированием мебели, оконных и фасадных систем. Освоение компьютерной графики было настолько хорошим, что для выпускника колледжа не составляло труда применять любые компьютерные программы, не связанные с авиационной отраслью. 

Колледж выпускает в год в среднем 100–120 человек. В три раза меньше, чем, например, в 90-е годы. И это не из-за сокращения востребованности наших выпускников на рынке труда, а по демографическим причинам. Наше учебное заведение рассчитано на тысячу человек, сейчас мы обучаем 500 человек. 

— Как формируется привлекательность профессии?

— Наш главный социальный партнёр Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова выступил инициатором создания Новосибирского научно-образовательного консорциума в сфере авиастроения. В него входят завод, профессиональное училище, наш колледж и технический университет, где есть факультет летательных аппаратов. Теперь это принято называть кластером. Но нам удобнее называться именно консорциумом, поскольку это слово подразумевает объединение нескольких юридических лиц без потери самостоятельности каждой организации. 

В рамках консорциума мы имеем возможность сократить сроки обучения на всех его ступенях, если молодой человек желает пройти по максимальной образовательной траектории, начиная со школы и заканчивая вузом. Но мы ни разу не применяли ускоренные программы, потому что ребятам после каждой ступени профессионального обучения есть чем заняться на заводе, получая достойную зарплату. Благодаря работе консорциума текучесть кадров сократилась в пять раз — это является одним из важнейших показателей для нашего социального партнёра. 

У нас имеется общий план разнообразных мероприятий, в том числе и по профориентационной работе. Производственники организуют экскурсии на предприятие, проводят конкурсы и соревнования на заводской базе отдыха, куда приезжают команды подшефных учебных заведений и команды Совета молодёжи завода. Проводятся совместные конференции, олимпиады, слёты с авиационной тематикой. Всё это способствует созданию привлекательного имиджа колледжа, завода и профессий, которые всегда востребованы на рынке труда и обеспечивают высокий социальный статус. 

— Каковы перспективы учреждения?

— Материальная база, конечно, всегда требует обновления. В рамках Государственной программы развития профессионального образования Новосибирской области выделяется порядка 200 млн рублей в год на модернизацию образовательного процесса подведомственным образовательным учреждениям. Колледж ежегодно принимает участие в конкурсе программ развития и получает средства на обновление учебно-лабораторного оборудования. В настоящее время мы разрабатываем программы развития по сотрудничеству с другими предприятиями авиационной отрасли региона: Новосибирский авиаремонтный завод и «Сибирь-техник» (ремонт и эксплуатация гражданских самолётов). Наша главная задача — удовлетворять потребности всех предприятий авиационной отрасли региона в высококвалифицированных специалистах среднего звена.

— Андрей Вальдимортович, вы возглавляете Координационный совет директоров СФО. В чём его региональная специфика? 

— Наша специфика — большие расстояния. Сибирский округ широко раскинул свои границы. Собираться вместе председателям советов директоров и руководителям учебных заведений сейчас достаточно сложно. Но поскольку это люди небезразличные, ответственные, то все мы стараемся друг друга поддерживать и активно сотрудничать. Мы постоянно общаемся, если не лично, то через Интернет. Президент Союза директоров ССУЗов России Виктор Михайлович Дёмин практикует Интернет-семинары и совещания. 

— Вы также являетесь членом Президиума Союза директоров ССУЗов России. Что в приоритете у Союза?

— Союзу нужно выстоять с точки зрения своей значимости в СПО России. Когда многие образовательные учреждения были в федеральном подчинении, то их руководителей часто приглашали на совещания и форумы, в рамках которых проходил обмен опытом, вырабатывалась общая политика действий. С переходом на региональный уровень ситуация в этом отношении изменилась — теперь учреждения ограничены заботами только в рамках конкретного региона. Это, безусловно, правильная позиция. Система образования региона прежде всего направлена на удовлетворение потребности регионального рынка труда. Но всё равно обмен мнениями и опытом даже между регионами необходим. Поэтому в последнее время стали проводиться межрегиональные форумы, многие из которых организуются Союзом директоров ССУЗов России при поддержке Минобрнауки России. Здесь хотелось бы выразить слова благодарности Виктору Дёмину за то, что он сохранил высокий авторитет Союза директоров на федеральном уровне. Пусть этот путь с успехом будет продолжен.