Пермский агропромышленный техникум: cпрос на специалистов формирует бизнес №2(10), 2013 год
Достижение динамического баланса между рынком труда и региональной системой профессионального образования является одной из стратегических задач модернизации системы среднего профессионального образования Пермского края.
Пермский агропромышленный техникум осуществляет многоуровневую подготовку специалистов для агропромышленного комплекса региона. Основными направлениями подготовки являются выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Техникум активно взаимодействует с сельхозпроизводителями в вопросах внедрения в учебный процесс технологических новинок. С участием предприятий — социальных партнёров разрабатываются образовательно-профессиональные программы, проводится экспертная оценка действующей учебно-методической документации, вводятся востребованные умения в учебные программы по специальным предметам. Совместно с работодателями формируется содержание регионального компонента.
В рамках реализации краевого проекта «Кадры в АПК» по инициативе Министерства сельского хозяйства Пермского края техникум принял участие в реализации проекта «АгроПРОФИ», направленного на формирование устойчивых связей между агробизнесом и образовательными учреждениями СПО. Проект подразумевает формирование в ссузах аграрного профиля агрогрупп, члены которых получают дополнительную поддержку от агробизнеса, Правительства края и преподавателей, получают возможность реализовать свой потенциал, увеличивая свои конкурентные преимущества на рынке труда.
В процессе обучения члены агрогрупп посещали ведущие предприятия АПК Пермского края, писали эссе, составляли расчёт доходов от домохозяйств, проводили маркетинговые исследования рынка, готовили творческие презентации. «Проект оказался эффективным: мы нашли производственные площадки для профессиональных практик, начали активно привлекать бизнес в учебный процесс», — поделилась директор техникума Галина Владимировна Чигирева.
С начала 2012 года Пермская торгово-промышленная палата реализует деятельность по координации подготовки кадров для экономики Пермского края, создавая новую — пермскую модель СПО, особенностью которой является формирование спроса на специалистов самим бизнесом. Система подготовки специалистов выстроена в формате заказчик — подрядчик, где бизнес выступает в роли заказчика на кадры по количественному и структурному заказу, а роль подрядчика отведена учреждениям НПО и СПО. Пермская торгово-промышленная палата является координатором взаимодействия между бизнесом и учебными заведениями. Результатом совместной работы стало создание агрообразовательного кластера — добровольного объединения образовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, реализующих на территории г. Перми и Пермского края образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Целями создания кластера являются повышение качества агрообразования, удовлетворение потребностей предприятий Пермского края в квалифицированных кадрах; активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе. В состав координационного совета кластера вошла директор техникума Г.В. Чигирева.
Введение новых ФГОС, реорганизация и укрупнение образовательного учреждения, новые федеральные образовательные инициативы вызвали необходимость решения новых задач направленных как на удовлетворение требований ФГОС, так и на обеспечение конкурентоспособности образовательных программ. Спасательным кругом явилось внедрение системы менеджмента качества (СМК), где ключевым принципом образовательного процесса является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. В техникуме разработана СМК, обеспечивающая соответствие предоставляемых техникумом образовательных услуг установленным требованиям, что подтверждается Сертификатом соответствия, впервые полученным 13 июля 2012 года.
Наступает новый этап в жизни СПО, требующий мобильности в реальных условиях рынка и соблюдения при этом требований ФГОС. Основная стратегическая цель техникума на данном этапе — устойчивое развитие, максимальное удовлетворение потребностей государства, бизнес-сообщества и граждан в образовательных услугах, повышение конкурентоспособности и результативности выпускников.