Наш ресурсный центр №2(10), 2013 год
Михаил Викторович Оборин, директор ГБОУ СПО «Тольяттинский машиностроительный колледж»:
– Происходящие в системе профессионального образования изменения, осуществляемые в рамках программ его модернизации, находятся на уровне принципиальных перемен. Всё более актуальной становится задача инновационного развития, обеспечивающая высокую компетенцию выпускников и конкурентоспособность образовательных учреждений как внутри страны, так и на международной арене.
В настоящее время в регионах России идёт процесс формирования ресурсных центров на базе техникумов и колледжей – базовых единиц концентрации ресурсов сферы довузовского профессионального образования. Ресурсный центр – это не отдельный тип или вид учреждений профессионального образования. Ресурсный центр – это достижение нового качества профессионального образования на основе концентрации ресурсного обеспечения.
В 2012 году при поддержке проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области транспорта на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы на базе ГБОУ СПО «Тольяттинский машиностроительный колледж» был создан Межрегиональный отраслевой ресурсный центр (МОРЦ).
Понимая, что качественная подготовка кадров возможна только при условии тесного взаимодействия предприятий реального сектора экономики и системы профессионального образования, поддержку проекту выразили Министерство образования и науки Самарской области, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, руководство ЗАО «Инновационный центр «Жигулёвская долина» (Технопарк), ОАО «АвтоВАЗ».
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр Тольяттинского машиностроительного колледжа выполняет сервисные функции в открытой партнёрской сети профессиональных образовательных организаций, расположенных в пяти субъектах РФ. Профессиональный профиль ресурсного центра Тольяттинского машиностроительного колледжа: 190000 Транспортные средства; 140400 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
Цель деятельности ресурсного центра – создание условий для получения различными категориями населения качественного профессионального образования, удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах путём организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий.
В основу формирования центра был положен принцип аккумулирования, поддержки и предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий.
Для реализации учебных программ по курсам разработано учебно-методическое обеспечение, предоставлен развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку, имеются материально-технические ресурсы (уникальное дорогостоящее учебно-производственное оборудование).
В 2013 году в ресурсном центре прошли обучение 172 обучающихся, повысили квалификацию 200 преподавателей и мастеров производственного обучения партнёрских образовательных организаций.
В условиях рыночной экономики только в тесном партнёрстве становится возможным эффективно реализовать основную функцию – обеспечение рынка труда кадрами специалистов. Кроме того, для образовательного учреждения и для обучающихся появляются новые дополнительные возможности:
– учитываются требования работодателей к содержанию подготовки специалистов за счёт совместной разработки стандартов профессионального образования, учебных планов, программ и компетенций будущих специалистов;
– открываются реальные возможности для организации практики студентов на высокотехнологичном оборудовании;
– становится возможной организация стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования;
– растут возможности для целевой подготовки специалистов, что повышает в свою очередь возможности трудоустройства выпускников;
– возникают условия для совместных проектов.
Сетевой подход позволит предоставить новый характер технического образования, выходящий за рамки сложившихся традиций закрепления функций за одним учебным заведением, подчас не обладающим современной базой: характер, предполагающий открытый доступ к образовательным ресурсам, проведение обучения на современнейших практико-ориентированных площадках, близость к производству и современной практике, развитие существующих региональных инновационных площадок.