Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Пермь: продолжаем традиции, внедряя инновации №2(10), 2013 год

Светлана Лыбина

История одного из старейших в Пермском крае учебных заведений — Пермского педагогического колледжа № 1 начиналась в далёком 1909 году, с открытием в регионе первой правительственной женской учительской семинарии. Шли годы, менялись названия, но суть оставалась прежней: учебное заведение было и остаётся педагогическим классическим образовательным учреждением СПО. За время существования им подготовлено более 25 тыс. специалистов для системы образования края. 

Станиславу Красных, в 2007 году возглавившему колледж, удалось активизировать работу ссуза, взяв курс на подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных не только осваивать новейшие педагогические технологии, но и эффективно применять их в работе.

— Станислав Владимирович, что позволяет вашим выпускникам конкурировать на рынке труда с выпускниками вузов?

— Мы ведём приём абитуриентов только на базе 11 классов, следовательно, работаем уже с совершеннолетними и, реализуя в чистом виде профессиональную образовательную программу, имеем больше возможностей для решения вопросов трудо-устройства с работодателями. Я считаю, что практико-ориентированная направленность образовательных программ в СПО, предполагающая чередование теоретического и практического обучения, позволяет решать задачи профессиональной мотивации обучающихся более качественно, в отличие от высшего образования.

Наши студенты за период обучения проходят от пяти до шести практик в разных учебных заведениях, и после окончания преддипломной практики они зачастую сразу получают приглашение на работу, причём в достаточно престижные учебные заведения. Наши выпускники работают в статусных образовательных учреждениях: гимназиях, лицеях — и это говорит об их высоком уровне подготовки. 

— Какую роль в подготовке конкурентоспособных специалистов играют предложенные вами нововведения, связанные с реализацией проекта «Intel® Обучение для будущего»?

— Эта всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей охватывает на сегодня более 10 миллионов учителей в 60 странах мира. Попасть в эту программу можно только на конкурсной основе. И все эти годы мы выигрываем гранты. Участие в проекте позволяет будущим учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, эффективно использовать их с целью развития у своих учеников ключевых компетентностей, даёт возможность взаимодействовать с другими, используя компьютерные технологии, выход в социальные сети, расширяя границы и возможности профессиональных компетенций будущих педагогов. 

— Все ли ваши выпускники идут работать по специальности? 

— Количество наших выпускников, идущих работать по специальности, составляет 70 % и более. Нашим выпускникам не нужен длительный процесс адаптации, потому что особенность системы организации основных профессиональных образовательных программ в СПО позволяет любому, кто их прошёл, максимально быстро включиться в производственные и хозяйственные задачи любого учреждения. 

— Есть ли у вас в этом году трудности с набором студентов?

— В настоящий момент, когда до конца приёма остаётся ещё полтора месяца, количество поданных заявлений значительно превышает количество мест. Почему? Приведу пример: сейчас в связи с реализацией указа президента в Пермском крае ведётся активное строительство дошкольных учреждений, следовательно, понадобится и больше специалистов, имеющих, согласно законодательству РФ в области образования, среднее или высшее профессиональное образование. Заведующие соглашаются брать на работу людей с тем условием, что они поступят учиться. В результате на 20 бюджетных мест по заочной форме обучения у нас уже 199 заявлений и 172 оригинала документа об образовании. 

— Вы внесли новую волну в развитие колледжа. А считаете ли себя преемником традиций вашего учебного заведения?

— Основные традиции, безусловно, сохраняются. Хотя я считаю, что мы не отстаём от времени, а в чём-то и опережаем. Ведь наш колледж ведёт подготовку педагога, не просто владеющего технологией обучения, а современными методами обучения, основанными на компьютерных технологиях. 

Наше учреждение всегда участвовало в инновационной деятельности и до моего прихода являлось экспериментальной площадкой регионального уровня по отработке, допустим, темы «Непрерывное профессиональное образование». Мы удачно реализовывали идею непрерывного образования учителей начальных классов: кто-то из выпускников ограничивался получением диплома колледжа, а кто-то продолжал обучение по укороченной программе в нашем педуниверситете. Такую же схему мы использовали и при подготовке социальных педагогов. Надо сказать, что социальная педагогика у нас была открыта раньше, и это дало нам возможность в чём-то помогать своим коллегам в университете. 

В 2010 году при моём непосредственном участии колледж получил статус региональной инновационной площадки по теме «Инновационные модели подготовки специалистов со средним профессиональным образованием для региональной системы образования». Суть этой инновационной работы состоит в следующем: меняется сеть образовательных учреждений, вместо привычных детских садов и школ возникают такие разновидности, как сад-школа, филиал школы и т.д. Новые типы образовательных учреждений нуждаются в специалистах, за подготовку которых мы и взялись. 

Кроме того, мы одновременно со школой начали осваивать новые федеральные государственные образовательные стандарты СПО по дошкольному образованию, специальному дошкольному образованию и преподаванию в начальных классах. И в этом году те школы, которые были пилотными по внедрению ФГОС в общем образовании, выпустили учеников из начальной школы, а мы подготовили выпускников, которые также обучались по новому стандарту. Синхронизировали внедрение стандартов в начальной основной общей школе и у себя. Результаты этой интересной работы представим в экспертный совет нашего регионального министерства. И если они получат позитивную оценку, мы сможем рекомендовать этот опыт всем образовательным учреждениям. 

Продолжение традиций предыдущих руководителей состоит в том, что мы продолжаем инновационную деятельность, другими словами — продолжаем традиции, внедряя инновации.

— Как председатель Пермского отделения Союза директоров ССУЗов какие вы ставите перед собой задачи? Помогает ли новая должность реализовывать свои планы непосредственно в колледже?

— Не без этого. Я представляю сейчас директоров всего нашего профессионального сообщества в различных общественных советах и, конечно, косвенно этим пользуюсь.

 За этот год мы немало сделали. В частности, внесли много предложений по развитию профессионального образования в долгосрочную целевую Программу развития системы образования Пермского края на 2013–2017 годы. Как профессионалы мы вносили предложения, которые назрели снизу, а не спускаются сверху. 

У нас процесс развития системы профобразования идёт по кластерному типу, что даёт возможность вхождения образовательных учреждений в объединения руководителей образовательных учреждений и работодателей с целью согласованной политики подготовки кадров на перспективу. Это не просто механически созданные структуры, такие объединения создаются по желанию участников и ведут к взаимовыгодному сотрудничеству. 

Ещё один документ, в разработке которого Совет активно участвует, это Проект закона об образовании в Пермском крае.

Другая важная часть деятельности Совета — объединение советов НПО и СПО, поскольку с 1 сентября начальное профессиональное образование фактически прекращает своё существование. 

Теперь мы называемся Советом директоров профессионального образования Пермского края. Идёт процесс реорганизаций учреждений НПО в СПО, и Совет активно в нём участвует. 

Колоссальный опыт работы в органах исполнительной власти, вузе, а сейчас — в ссузе сформировал стратегическое видение и помогает активно отстаивать позиции всех образовательных учреждений нашего региона.