Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Чебоксарский электромеханический колледж: в соответствии с требованиями мировых стандартов №2(10), 2013 год

Светлана Лыбина

Чебоксарский электромеханический колледж (ЧЭМК) занимает одно из ведущих мест среди средних специальных учебных заведений Республики Чувашия. Это многоуровневое многопрофильное учебное заведение готовит квалифицированные кадры для высокотехнологичных предприятий региона. В 2008 году его возглавил Алексей Судленков, под руководством которого ЧЭМК активно развивается, открывая новые горизонты для среднего профессионального образования. 

— История колледжа начинается в далёкие военные годы, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Осенью 1941-го в Чебоксары были эвакуированы Харьковский и Ленинградский электромеханические заводы вместе с работниками этих предприятий и на их базе был открыт электроаппаратный завод в Чувашии, где производилась военная продукция, так необходимая на фронте. Росли заказы, а с ними повышалась потребность в квалифицированных специалистах. И уже летом 1942 года был открыт вечерний филиал Горьковского электромеханического техникума, из которого в дальнейшем и сформировался Чебоксарский электромеханический колледж, подготовивший за время своего существования около 13 тыс. специалистов по электрическим аппаратам и приборостроению, холодной обработке металлов, техническому обслуживанию электронно-вычислительной техники и станков с числовым программным обеспечением.

Сегодня мы готовим квалифицированных специалистов по производству, монтажу и наладке электрических аппаратов, эксплуатации электронно-вычислительной техники, в которых, как и в далёкие годы основания колледжа, постоянно нуждаются предприятия Чувашии. 

— Чтобы готовить специалистов высокого класса, педагогам приходится повышать и свой профессиональный уровень? 

— В этом году в Чувашии создан электротехнический кластер, куда вошли десять ведущих предприятий электротехники и два учебных заведения: Чувашский государственный университет и наш электромеханический колледж. Задача кластера — объединить усилия ведущих предприятий электротехники Чувашской Республики. А задача университета и колледжа — обеспечить предприятия электротехники высококвалифицированными кадрами.

Поэтому со всеми крупными предприятиями, которые расположены на территории Чувашской Республики, у нас есть договоры на стажировку наших преподавателей, которые ежегодно стажируются на этих предприятиях от двух недель до месяца. Почему так часто? Да потому, что технология стремительно меняется. 

Кроме того, с 2009 года на базе колледжа действуют три ресурсных центра: сертифицированный Центр машиностроения HAAS, Центр электроники и технологий LabVIEW, Центр современных сварочных технологий. На базе Центров проводятся семинары и курсы переподготовки по внедрению новых технологий для преподавателей учебных заведений республики, а также и для действующего персонала предприятий.

Наши преподаватели участвуют в различных конференциях, которые организуют Министерство образования России и Министерство образования Чувашской Республики. Мы отправляем педагогов на курсы повышения квалификации, проводимые ИРПО и другими методическими центрами, в зависимости от профиля подготовки. Также они повышают квалификацию на базе Чувашского республиканского института образования. И, конечно, большую роль играет самообразование. 

— Насколько регион нуждается в кадрах, которые готовит колледж? Существует ли система заказов на подготовку кадров со стороны работодателей и как они участвуют в процессе обучения будущих специалистов? 

— Стратегический партнёр колледжа — ООО ККУ Концерн «Тракторные заводы». С ним мы заключили бессрочный договор о сотрудничестве. 

Концерн поддержал наш колледж в 2008 году, когда мы стали одними из победителей нацпроекта «Образование» и выиграли 30 млн рублей. Ещё 30 миллионов вложил концерн на условиях софинансирования. Добавив немного своих денег, мы вложили средства в модернизацию подготовки кадров для приборостроительной отрасли.

Сотрудничество с концерном не ограничивается материальными вложениями. «Тракторные заводы» предоставляют нам базу для производственной практики. Более того, оплачивают студентам эту практику. По завершении обучения предоставляют ребятам места для трудо-устройства. Недавно мы подписали дополнительное соглашение, по которому ребятам, отслужившим в армии, доплачивают персональные стипендии. В этом году такую помощь получат 45 человек. 

Второе предприятие-партнёр, для которого и был создан колледж (тогда ещё техникум) в суровое военное время, это ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод». В июле этого года мы совместными усилиями открыли ресурсный центр по повышению квалификации работников завода, а также для школьников Ленинского района г. Чебоксары. Завод вложил в развитие центра 25 млн рублей. Ну и мы поучаствовали — купили ноутбуки для мультимедийной системы обучения. 

С 1971 года сотрудничаем с ОАО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА». Сейчас на базе наших мастерских разработали совместный проект, приступили к созданию уникального электромонтажного участка, который по своим характеристикам будет соответствовать требованиям реального производства на предприятиях «ЭЛАРА» с антистатическим линолеумом, столами, креслами, оборудованием. Предусмотрены даже специальные белые халаты. Всё будет соответствовать требованиям мировых и российских стандартов. «Мы хотим, чтобы ваши выпускники максимально были готовы выполнять наши технологические требования», — говорят наши партнёры и активно помогают колледжу в решении этой задачи. В свою очередь, мы стараемся быть им полезными. Обучаем взрослых — повышаем квалификацию действующего персонала, занимаемся переподготовкой кадров. Так что наше сотрудничество обоюдовыгодное.

— Алексей Алексеевич, многие ссузы в этом году испытывают нехватку абитуриентов, которые в основном предпочитают модные экономические специальности. Как вам удаётся обеспечить набор?

— В нашем колледже экономических специальностей нет. Две тысячи наших ребят учатся на технических специальностях по направлениям: электротехника, электроника, сварочное производство, прикладная информатика. От платного обучения мы тоже отказались. За деньги у нас учатся те, кто пришёл к нам на курсы. Я считаю, что платное обучение мешает российскому образованию, снижает нашу планку. Ведь в основном на платные места поступают люди менее подготовленные, которые в дальнейшем не могут качественно освоить специальность. Конечно, есть исключения, некоторые из них очень хорошо учатся, но я говорю об общей картине. 

В этом году контрольные цифры приёма — 585 человек. Уже на конец июля заявлений поступило в два раза больше, причём две трети — с документами. Будем принимать по рейтингу среднего балла аттестата. Для себя мы определили четыре профильных предмета: математика, физика, информатика и русский язык. Льготы при поступлении имеют сироты, ведь таким ребятам нужно оказывать поддержку, 10 % мест оставили на целевой приём (заказ предприятий на подготовку кадров через органы муниципальной и региональной власти). 

— Алексей Алексеевич, как председатель Союза директоров ССУЗов Чувашской Республики какие направления считаете приоритетными в деятельности Союза?

— Во времена, когда ссузы были в федеральном подчинении, мы часто собирались на совещания, которые проводили и Федеральное агентство, и Министерство образования России. Сейчас мы все в регионах. Поэтому считаю важным в деятельности Союза консолидацию учебных заведений. В первую очередь это изучение опыта территорий в плане развития профессионального образования. Это обмен опытом, деловые встречи, поездки, участие в межрегиональных совещаниях. У нас в Приволжском федеральном округе очень активно работает Межрегиональный совет профессионального образования — общественная структура, которая объединяет органы управления образованием, научно-методические центры профессионального образования, Советы директоров учреждений профессионального образования, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

Мы изучаем опыт коллег округа, стараемся адаптировать его у себя. Это благоприятно сказывается на деятельности руководителей учебных учреждений, так как в разных регионах отношение к сети профессионального образования разное. Опыт коллег для нас чрезвычайно важен. Союз директоров России выступает как консолидирующая организация. Хочется быть уверенными в том, что мы нужны не только своему региону, а России в целом, что мы полезны своей стране.