Чебоксарский электромеханический колледж: в соответствии с требованиями мировых стандартов №2(10), 2013 год
Чебоксарский электромеханический колледж (ЧЭМК) занимает одно из ведущих мест среди средних специальных учебных заведений Республики Чувашия. Это многоуровневое многопрофильное учебное заведение готовит квалифицированные кадры для высокотехнологичных предприятий региона. В 2008 году его возглавил Алексей Судленков, под руководством которого ЧЭМК активно развивается, открывая новые горизонты для среднего профессионального образования.
— История колледжа начинается в далёкие военные годы, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Осенью 1941-го в Чебоксары были эвакуированы Харьковский и Ленинградский электромеханические заводы вместе с работниками этих предприятий и на их базе был открыт электроаппаратный завод в Чувашии, где производилась военная продукция, так необходимая на фронте. Росли заказы, а с ними повышалась потребность в квалифицированных специалистах. И уже летом 1942 года был открыт вечерний филиал Горьковского электромеханического техникума, из которого в дальнейшем и сформировался Чебоксарский электромеханический колледж, подготовивший за время своего существования около 13 тыс. специалистов по электрическим аппаратам и приборостроению, холодной обработке металлов, техническому обслуживанию электронно-вычислительной техники и станков с числовым программным обеспечением.
Сегодня мы готовим квалифицированных специалистов по производству, монтажу и наладке электрических аппаратов, эксплуатации электронно-вычислительной техники, в которых, как и в далёкие годы основания колледжа, постоянно нуждаются предприятия Чувашии.
— Чтобы готовить специалистов высокого класса, педагогам приходится повышать и свой профессиональный уровень?
— В этом году в Чувашии создан электротехнический кластер, куда вошли десять ведущих предприятий электротехники и два учебных заведения: Чувашский государственный университет и наш электромеханический колледж. Задача кластера — объединить усилия ведущих предприятий электротехники Чувашской Республики. А задача университета и колледжа — обеспечить предприятия электротехники высококвалифицированными кадрами.
Поэтому со всеми крупными предприятиями, которые расположены на территории Чувашской Республики, у нас есть договоры на стажировку наших преподавателей, которые ежегодно стажируются на этих предприятиях от двух недель до месяца. Почему так часто? Да потому, что технология стремительно меняется.
Кроме того, с 2009 года на базе колледжа действуют три ресурсных центра: сертифицированный Центр машиностроения HAAS, Центр электроники и технологий LabVIEW, Центр современных сварочных технологий. На базе Центров проводятся семинары и курсы переподготовки по внедрению новых технологий для преподавателей учебных заведений республики, а также и для действующего персонала предприятий.
Наши преподаватели участвуют в различных конференциях, которые организуют Министерство образования России и Министерство образования Чувашской Республики. Мы отправляем педагогов на курсы повышения квалификации, проводимые ИРПО и другими методическими центрами, в зависимости от профиля подготовки. Также они повышают квалификацию на базе Чувашского республиканского института образования. И, конечно, большую роль играет самообразование.
— Насколько регион нуждается в кадрах, которые готовит колледж? Существует ли система заказов на подготовку кадров со стороны работодателей и как они участвуют в процессе обучения будущих специалистов?
— Стратегический партнёр колледжа — ООО ККУ Концерн «Тракторные заводы». С ним мы заключили бессрочный договор о сотрудничестве.
Концерн поддержал наш колледж в 2008 году, когда мы стали одними из победителей нацпроекта «Образование» и выиграли 30 млн рублей. Ещё 30 миллионов вложил концерн на условиях софинансирования. Добавив немного своих денег, мы вложили средства в модернизацию подготовки кадров для приборостроительной отрасли.
Сотрудничество с концерном не ограничивается материальными вложениями. «Тракторные заводы» предоставляют нам базу для производственной практики. Более того, оплачивают студентам эту практику. По завершении обучения предоставляют ребятам места для трудо-устройства. Недавно мы подписали дополнительное соглашение, по которому ребятам, отслужившим в армии, доплачивают персональные стипендии. В этом году такую помощь получат 45 человек.
Второе предприятие-партнёр, для которого и был создан колледж (тогда ещё техникум) в суровое военное время, это ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод». В июле этого года мы совместными усилиями открыли ресурсный центр по повышению квалификации работников завода, а также для школьников Ленинского района г. Чебоксары. Завод вложил в развитие центра 25 млн рублей. Ну и мы поучаствовали — купили ноутбуки для мультимедийной системы обучения.
С 1971 года сотрудничаем с ОАО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА». Сейчас на базе наших мастерских разработали совместный проект, приступили к созданию уникального электромонтажного участка, который по своим характеристикам будет соответствовать требованиям реального производства на предприятиях «ЭЛАРА» с антистатическим линолеумом, столами, креслами, оборудованием. Предусмотрены даже специальные белые халаты. Всё будет соответствовать требованиям мировых и российских стандартов. «Мы хотим, чтобы ваши выпускники максимально были готовы выполнять наши технологические требования», — говорят наши партнёры и активно помогают колледжу в решении этой задачи. В свою очередь, мы стараемся быть им полезными. Обучаем взрослых — повышаем квалификацию действующего персонала, занимаемся переподготовкой кадров. Так что наше сотрудничество обоюдовыгодное.
— Алексей Алексеевич, многие ссузы в этом году испытывают нехватку абитуриентов, которые в основном предпочитают модные экономические специальности. Как вам удаётся обеспечить набор?
— В нашем колледже экономических специальностей нет. Две тысячи наших ребят учатся на технических специальностях по направлениям: электротехника, электроника, сварочное производство, прикладная информатика. От платного обучения мы тоже отказались. За деньги у нас учатся те, кто пришёл к нам на курсы. Я считаю, что платное обучение мешает российскому образованию, снижает нашу планку. Ведь в основном на платные места поступают люди менее подготовленные, которые в дальнейшем не могут качественно освоить специальность. Конечно, есть исключения, некоторые из них очень хорошо учатся, но я говорю об общей картине.
В этом году контрольные цифры приёма — 585 человек. Уже на конец июля заявлений поступило в два раза больше, причём две трети — с документами. Будем принимать по рейтингу среднего балла аттестата. Для себя мы определили четыре профильных предмета: математика, физика, информатика и русский язык. Льготы при поступлении имеют сироты, ведь таким ребятам нужно оказывать поддержку, 10 % мест оставили на целевой приём (заказ предприятий на подготовку кадров через органы муниципальной и региональной власти).
— Алексей Алексеевич, как председатель Союза директоров ССУЗов Чувашской Республики какие направления считаете приоритетными в деятельности Союза?
— Во времена, когда ссузы были в федеральном подчинении, мы часто собирались на совещания, которые проводили и Федеральное агентство, и Министерство образования России. Сейчас мы все в регионах. Поэтому считаю важным в деятельности Союза консолидацию учебных заведений. В первую очередь это изучение опыта территорий в плане развития профессионального образования. Это обмен опытом, деловые встречи, поездки, участие в межрегиональных совещаниях. У нас в Приволжском федеральном округе очень активно работает Межрегиональный совет профессионального образования — общественная структура, которая объединяет органы управления образованием, научно-методические центры профессионального образования, Советы директоров учреждений профессионального образования, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.
Мы изучаем опыт коллег округа, стараемся адаптировать его у себя. Это благоприятно сказывается на деятельности руководителей учебных учреждений, так как в разных регионах отношение к сети профессионального образования разное. Опыт коллег для нас чрезвычайно важен. Союз директоров России выступает как консолидирующая организация. Хочется быть уверенными в том, что мы нужны не только своему региону, а России в целом, что мы полезны своей стране.