Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Астраханский колледж вычислительной техники: квалифицированные рабочие кадры для высокотехнологичных производств №2(10), 2013 год

Светлана Лыбина

Астраханским колледжем вычислительной техники, отмечающим в сентябре полувековой юбилей, начиная с 1963 года подготовлено более 13 тыс. специалистов для радиотехнической, электронной промышленности и ИТ-сектора экономики. Владимир Аксёнов в этом учебном заведении прошёл профессиональные ступени лаборанта, преподавателя, заместителя директора, а в 2001 году возглавил колледж. Под его руководством АКВТ уверенно держит курс на модернизацию учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы. 

— Владимир Сергеевич, как изменился колледж в преддверии юбилея?

— За последние 10 лет значительно расширены учебные площади колледжа: введены в строй новые аудитории, кабинеты, лекционный зал, лаборатории, в соответствии с требованиями ФГОС, переведены в новые помещения библиотека и гардероб. Расширен и модернизирован буфет-столовая, осуществлена капитальная реконструкция актового зала. Введён в строй спортивный тренажёрный зал.

Педагогический коллектив пополняется новыми кадрами, среди которых традиционно много выпускников АКВТ. 

Проанализировав стратегию развития Астраханского региона и потребности рынка труда, с 2004 года мы открыли три новые специальности: 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности»; 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств в нефтяной и газовой промышленности»; 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем».

Совершенствование материально-технической базы, социальных условий, внедрение новейших технологий обучения способствуют подготовке конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, умеющих генерировать идеи, обладающих предпринимательской и творческой активностью, высокой информационной и коммуникативной культурой.

Активное участие колледжа в различных региональных и федеральных проектах значительно поднимает рейтинг учебного заведения.

С 2002 года колледж является постоянным участником всероссийских, международных выставок и форумов. Работы преподавателей и студентов, представленные на выставках, награждены тремя золотыми и тремя серебряными медалями, памятными дипломами.

Студенты колледжа, постоянно участвуя в региональных и всероссийских соревнованиях, не раз становились их лауреатами: I место в номинации «Наружная реклама» Всероссийского конкурса социальной рекламы, успехи в Открытой олимпиаде ЮФУ по программированию для студенческих команд вузов и колледжей на базе Таганрогского технологического института Южного федерального университета, в конкурсе на премию Национального форума информационной безопасности «Инфофорум — Новое поколение» в номинации «Студент года», во всероссийских олимпиадах профмастерства по информационным и промышленным технологиям во Владимире, в Смоленске, Тамбове, Краснодаре, Твери, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Сочи.

В 2003 году, по решению Федерального агентства по образованию, колледж признан победителем конкурса в номинации «Колледж — лидер в развитии информационных технологий обучения». В 2006-м объявлен лауреатом конкурса в номинации «100 лучших ССУЗов России». В 2007-м стал победителем ПНП «Образование» с инновационной образовательной программой «Инновационный механизм развития взаимодействия Астраханского колледжа вычислительной техники и работодателей высокотехнологичных производств». В 2009-м колледж включён в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России — 2009». В том же году колледж вошёл в состав рабочей группы по разработке ФГОС СПО нового поколения по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы».

В 2010 году колледж стал победителем федерального конкурса для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях СПО и ВПО. С 1 сентября 2010 года программа прикладного бакалавриата реализуется в колледже по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» совместно с ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». В июне 2014 года колледж выпустит специалистов, освоивших программу прикладного бакалавриата. 

В 2011 году, выполняя требование Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 7.02.2011 № 61 в части «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда», колледж вошёл в состав двух межрегиональных ресурсных центров: в области энергетики на базе БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования Чувашии; в области наноиндустрии на базе ГБОУ СПО «Красногорский государственный колледж».

В том же году для обеспечения независимой внешней оценки качества реализуемых образовательных программ колледж принял участие в конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимом Рособрнадзором Минобрнауки РФ. В 2012 году колледж вновь принял участие в конкурсе по оценке качества подготовки специалистов и стал дипломантом. Также в 2012-м, по решению учредителей Всероссийского конкурса, мы признаны победителями в номинации «Колледж — лидер в развитии инновационной инфраструктуры учебного заведения». 

— В чём секрет успеха? 

— Все наши достижения стали возможны благодаря грамотной и слаженной работе профессионального коллектива колледжа и тесному сотрудничеству с работодателями — предприятиями высокотехнологичных производств региона. Социальное партнёрство — это мощное средство повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и устанавливающее необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда. 

Достижение высоких результатов в обучении студентов с учётом удовлетворения рынка труда и работодателей возможно только при реализации в колледже основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), направленных на конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретения практического опыта. 

Разрабатываемые в колледже ОПОП, в соответствии с требованиями ФГОС, основаны на модульно-компетентностном подходе в обучении и ориентированы на цели, значимые для сферы труда. Представители работодателей участвуют непосредственно в этих разработках в качестве консультантов и рецензентов, а далее и в реализации программ в качестве преподавателей дисциплин, председателей и членов ГАК. Практико-ориентированные дипломные работы выпускников колледжа используются в деятельности предприятий и организаций региона. 

Таким образом, через соцпартнёрство и тесное сотрудничество с работодателями в реализации различных инновационных проектов и ОПОП, колледж готовит специалистов, соответствующих требованиям современной промышленности.

Производственные практики на выпускных курсах проводятся на базе предприятий — социальных партнёров, где определяются рабочие места после завершения обучения. 

За последние годы колледжем налажено тесное сотрудничество с профессорско-преподавательскими коллективами Таганрогского технологического института Южного федерального университета, Астраханского государственного технического университета, Астраханского государственного университета. Преподаватели этих вузов привлекаются к преподавательской деятельности в колледже, таким образом мы создаём условия для непрерывного образования студентов в системе колледж — вуз.

— Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда? Отслеживаете ли вы их трудовую судьбу и есть ли среди них специалисты, достигшие значительных карьерных высот?

— Востребованность наших выпускников в регионе очень высокая. По сложившейся традиции, в последнюю субботу марта выпускники колледжа собираются в нашем уютном актовом зале, где их встречают преподаватели, администрация и сегодняшние студенты. Выпускники делятся своими достижениями, ведётся книга записи трудовых мест, а это не только Астраханский регион, но и вся Россия. 

Сегодня многие наши выпускники являются преподавателями университетов, руководителями предприятий и организаций региона, работают в аппарате областного Правительства. Мэр города Астрахани Михаил Столяров — выпускник АКВТ. 

— Каковы перспективы развития колледжа?

— В соответствии с проводимой политикой Администрации области в настоящее время осуществляется кластеризация системы профобразования путём слияния НПО и СПО в соответствии с профилем подготовки — и к нашему колледжу присоединяется ПУ № 6, с подготовкой рабочих кадров в области энергетики. Нам предстоит большая работа по отладке совместного механизма подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичных производств и организаций в Астраханском регионе.