Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Андрей Савельев: «Учитель жив до тех пор, пока он учится» №2(10), 2013 год

 Алиса Лузгина

Педагогический колледж № 1 имени К.Д. Ушинского, один из старейших колледжей Москвы, примечателен сочетанием традиционного и инновационного подходов к обучению, а также заботой об учащихся и преподавателях наряду со стимуляцией их ответственности. О том, какие результаты это даёт, рассказал директор колледжа Андрей Савельев – увлечённый своей работой администратор и педагог. 

— Я считаю, что педагогическое образование — это основа всего остального образования, ведь мы готовим специалистов, которые работают в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, то есть дают начальные знания всем будущим профессионалам любой отрасли народного хозяйства. Сейчас мы стремимся к общеевропейскому уровню образования, но на пути осуществления этой идеи мы не должны забывать и своих наработанных ценностей, таких как система педагогического образования, — мы разработали эту систему, и она успешно работает многие десятилетия. Это особенность нашей страны, и её нужно сохранить. 

— Андрей Игоревич, в контексте сказанного как вы оцениваете уровень образования в вашем колледже?

— Наверное, это будет субъективно, но я считаю, что уровень образования в нашем колледже действительно высокий. И наши специальности востребованы в школах и детских садах. Как только я вышел из отпуска, ко мне уже пришли заявки: просят прислать выпускников в детский сад, школу, готовы принять даже студентов старших курсов. То есть проблемы с трудоустройством у наших выпускников — учителей и воспитателей — нет. Конечно, колледж, который работает 85 лет и является старейшим учебным заведением среднего профессионального образования Москвы, известен не только в столице, и его имидж играет не последнюю роль. Но без хорошего уровня подготовки он вряд ли бы имел вес. Самое важное, на мой взгляд, то, что наши студенты готовы развиваться, поглощать то новое, что появляется в образовании. Учитель жив до тех пор, пока он учится, поэтому не случайно педагоги повышают квалификацию каждые пять лет. Жизнь не стоит на месте, и жить вчерашним днём нельзя. 

— Как вам удаётся обеспечивать открытость выпускников новому опыту?

— В первую очередь благодаря тому, что наши специалисты сами открыты новым поискам, у нас проводится серьёзная методическая и исследовательская работа, наши преподаватели постоянно публикуют свои труды в профессиональных изданиях. Ежегодно мы проводим конкурс исследовательских работ, межрегиональные педагогические чтения, посвящённые творчеству К.Д. Ушинского, на которые к нам приезжают студенты со всей Москвы и из других регионов России. Наши студенты участвуют во многих конкурсах, которые проводят вузы, выезжают в другие регионы, например, недавно они побывали в Рыбинске, Угличе, Санкт-Петербурге. 

Есть мероприятия, которые проводятся по инициативе самих студентов. Они касаются в основном организации учебного процесса. Хочу сказать, что моя дверь всегда открыта и для студентов, и для преподавателей, и для других сотрудников — каждый может обратиться со своим предложением лично к руководителю. Помимо этого у нас на сайте есть рубрика «Задай вопрос директору», и, кроме того, я посещаю занятия и сам веду занятия, поэтому много общаюсь со старшекурсниками, они уже взрослые люди, с ними многое можно обсудить. 

— Пожалуй, не ошибусь, если предположу, что с набором первокурсников в вашем колледже проблем нет?

— Желающих поступить в колледж много, особенно за счёт того, что у нас снижен план приёма. В колледже обучается 369 человек, не считая нового набора и выпускников. Также в этом году, по желанию Департамента образования, мы открываем лицейские классы. Когда-то они у нас уже были — с 1994 по 2000 год, и в основном выпускники этих классов продолжали обучаться у нас. В этом году приём в колледж идёт только по среднему баллу аттестата, поэтому тем, кто не пройдёт конкурс, мы будем предлагать лицейские классы. Конечно, есть опасение, что обучающиеся окончат эти классы, сдадут ЕГЭ и — подадут документы в вуз. Но мы готовы к этому риску и, кроме того, нам интересно, насколько хорошо мы сможем справиться с этой задачей — подготовкой студентов к ЕГЭ.

— Современный уровень подготовки специалистов предполагает использование в процессе обучения передовых технологий. Как вы, Андрей Игоревич, оцениваете техническое оснащение колледжа?

— Я думаю, что это касается не только нашего колледжа, но и всех остальных. Нам важно иметь развитую материальную базу, которая опережает школы, детские сады и учреждения дополнительного образования. Важно, чтобы специалисты, которые выходят из нашего учреждения, не только владели технологиями, но и опережали то, что есть в школе, приносили в них что-то новое, а не осваивали технологии на месте. 

Мне кажется, нет смысла обновлять техническую базу в одном учебном заведении, это должно делаться системно, то есть нужно централизованное обеспечение необходимым оборудованием. У нас, несмотря на то, что мы предоставляем населению коммерческие услуги, денег для покупки техники не хватает, тем более что мы располагаемся в здании, которое относится к памятникам архитектуры и требует постоянных вложений для реконструкции. 

Что касается платных услуг, то в этой области мы также не можем конкурировать с колледжами, которые технологически оборудованы. Пока мы, по объективным причинам, не можем зарабатывать большие деньги на образовательных услугах, хотя постоянно думаем о том, как их развивать, и будем это делать, в том числе за счёт дополнительного образования, например, для взрослого населения. Сегодня у нас есть заочное отделение, и это основной источник наших внебюджетных доходов. Там обучаются взрослые люди, которые имеют среднее образование и хотят получить дополнительную профессию. Сейчас мы начинаем работу по переквалификации тех, кто не имеет работы и хочет работать с детьми. Разработаны программы, осуществляется набор в группы. При этом мы обязательно будем сотрудничать с биржами труда, заключать с ними договоры, то есть мы планируем повысить доход от внебюджетной деятельности и надеемся, что это покроет наши потребности в современной преподавательской технике хотя бы частично. 

— Правильно ли я понимаю, что у вас есть ценности, которые вы транслируете студентам и преподавателям?

— Разумеется. Главное, что должен уяснить студент к моменту выхода из колледжа, это то, что ему доверяют детей, и он несёт за них ответственность. И здесь большую роль играет практика в детских оздоровительных лагерях. В своё время я сам понял, что хочу быть педагогом, после прохождения такой практики. Поэтому мы разъясняем, насколько это важно, и студентам, и родителям, которые не всегда бывают довольны этим обстоятельством и стараются оставить детей в Москве. Важно, что в этой практике нет ни методиста, ни учителя, а только 30 детей и ты, и в лучшем случаем напарник. Двадцать четыре часа в сутки вы несёте ответственность за детей и должны сделать всё для их безопасности и полезного времяпрепровождения. Многим ребятам это так нравится, что они ездят в лагеря и осенью, и весной — на все каникулы, и есть те, кто ездит в лагерь каждый год. Старший, четвёртый, курс приезжает из лагеря совершенно другим, уверенным в своих силах, и потом это чувство уверенности закрепляется на преддипломной практике. Это очень серьёзная проверка.

— Создаётся впечатление, что вы, с одной стороны, предоставляете студентам самостоятельность, а с другой — опекаете их.

— Истина где-то посередине. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы самостоятельность была на первом месте, но чтобы при этом у студента была возможность проконсультироваться. Однако такую практику, когда преподаватель старается разъяснить всё сам, нежели поставить перед студентом задачу, считаю недоработкой. И если выпускники, обучающиеся в вузе, с сожалением вспоминают, как хорошо было в колледже, где всё объясняли, полагаю, что мы не научили их самостоятельному решению проблем. 

Лично я никогда не даю студенту тему — он сам выбирает её, так же самостоятельно пишет план. Например, один студент писал под моим руководством работу по анималотерапии, и я также почерпнул из неё много интересного.