Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Выпускников Московского колледжа электромеханики и информационных технологий ждут на производстве №1(9), 2013 год

Владимир Пожарский

Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий при обучении студентов эффективно использует углублённые программы среднего профессионального образования. Руководит колледжем креативный организатор, кандидат технических наук Игорь Никитин, внедряющий в образовательный процесс действенные новации, позволяющие выпускникам выбирать будущее место работы сразу из нескольких солидных компаний с самыми лучшими условиями труда и высокой зарплатой. 

— Игорь Михайлович, в вашем колледже обучают самым востребованным специальностям в России. Как вам удаётся не только не отставать, но и идти в этом направлении с опережением? 

— В этом году мы предложили языковую подготовку студентов начиная с первого курса. Второй язык, в данном случае немецкий, будет профессиональным. Английский — по основной программе, а немецкий как факультативный, но исключительно практического характера. Студентов обучают специалисты, проживавшие в Германии и вывозящие наших ребят туда на стажировку. Как только я стал директором колледжа, то стал искать новые перспективные формы работы. Мы сейчас плотно сотрудничаем с Российско-Германским обществом дружбы. Заключено соглашение о том, что оно организовывает партнёрство в Германии с колледжами такой же направленности, как наш, для взаимного обмена опытом. Сейчас две группы наших студентов (45 человек) обучаются на этих профильных  курсах, и лучшие 25 ребят уже съездили на стажировку в Германию. Этот процесс развивается, и мы планируем к концу года набрать ещё две такие профильные группы. Хорошее дело заразительно! Когда для остальных ребят будут видны реальные результаты их сокурсников — они сильно этим заинтересуются. Ведь выпускники профильных групп получат сертификат не только по немецкому языку, но и по профессии. А это — гарантия прекрасной и высокооплачиваемой работы в ближайшем будущем.

— Почему именно Германия?

— Прежде чем заключать соглашение с Российско-Германским обществом дружбы, я тщательно изучил рынок труда России по нашим специальностям. Продукция электротехнической промышленности и машиностроения, поставляемая сейчас в Россию, в основном немецкая. Кстати, и технологии, связанные с автоматизацией высокотехнологических процессов, робототехникой, мехатроникой, силовой электроникой. Выбор сотрудничества был не случаен, а логичен. Мы точечно делаем акценты на тех профессиях и специализациях, которые требует работодатель. А он требует инженера с рабочими навыками. Такой специалист обучается лишь на междисциплинарном стыке специальностей: электротехнических, электроэнергетических и всего, что связано с отраслью производства, транспортирования, генерирования и преобразования энергии, то есть обслуживающих эту сферу машин и механизмов, а также информационных технологий. Ведь сейчас кто нам нужен? Специалисты, обслуживающие силовую электронику, контрольное оборудование, электроприводы, автоматику. Мы именно таких комплексных специалистов и готовим. Параллельно стараемся решить главную проблему. Обучение в колледже длится три года десять месяцев, а современные технологии меняются каждый год. То есть пока мы подготовим специалиста, технологии поменяются два-три раза! Одна из основных задач профессионального обучения — адаптация будущего выпускника к требованиям работодателя. Именно для качественного решения этой проблемы и организован пилотный, так называемый германский проект. Мы стараемся направлять наших студентов на практику и стажировку на самые передовые предприятия. 

Я считаю главной задачей профессионального образования взаимное привлечение работодателя и колледжей на свои базы. Пусть это будет технопарк, технический полигон или лаборатории, связанные непосредственно с техпроцессом. Также надо проводить выездные занятия студентов со специалистами того или иного предприятия. Мы начали эту работу. Студенты успешно проходят практику и распределяются на следующие предприятия: ФГУП «Элерон», ФГУП «ООО «Регион», RD Management Services, IT SERVICE Retail&Banking и многие другие. То есть за первые два курса мы даём студентам базовые знания предметов, а за оставшиеся перед выпуском год и десять месяцев готовим прекрасного специалиста, умеющего обслуживать все новинки техники на том или ином предприятии.

— Расскажите об этом сотрудничестве на примере одного из предприятий.

— Пожалуйста! К примеру, компания RD Management Services, которая занимается эксплуатацией торговых, развлекательных и офисных центров в столице. В огромных зданиях необходимо автономно поддерживать нужный климат, обслуживать большой комплекс систем — водоснабжения, энергообеспечения, кондиционирования, теплоснабжения и канализации. Целый город в городе! Все системы должны работать чётко под контролем высокопрофессиональных сотрудников. Мы заключили с компанией договор о подготовке именно таких специалистов. 

Или возьмём фирму National Instruments — это поставщики высокотехнологичного оборудования для предприятий столицы. С ними мы работаем благодаря помощи Департамента образования города Москвы. Эта компания предоставляет самое современное учебное оборудование для колледжа. Обучающиеся на нём студенты даже немного опережают в изучении инноваций своих уже работающих на производстве коллег. В этом году мы значительно обновили техническую базу колледжа: Департаментом закуплено три лаборатории — электротехники и метрологии, силовых машин и приводов, информационной безопасности. Они уже смонтированы. Также в этом году мы получили грант мэра города Москвы — 2 млн рублей. Мы используем эти средства для приобретения учебных пособий по естественным наукам. Будем создавать современные кабинеты физики, химии, экологии. 

— Ваш колледж всегда шёл в ногу со временем?

— Учреждение работает с 1930 года как дневной техникум. В 1991 году оно преобразовано в учебное заведение повышенного уровня «Московский электромеханический колледж», а в 1998 году в соответствии с требованиями времени — в Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий. У нас два факультета: вычислительной техники и электромеханики. Специальности, которым мы обучаем, пожалуй, одни из самых востребованных на сегодня как в государственных, так и в бизнес-структурах: программирование в компьютерных системах, информационные системы, информационная безопасность автоматизированных систем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, электрические машины и аппараты. Благодаря использованию современных технологий выстраивается непрерывный образовательный процесс для подготовки будущих специалистов в условиях, максимально приближённых к тем, в которых работают сотрудники крупных исследовательских лабораторий и предприятий. У нас прекрасный высокопрофессиональный коллектив: 7 кандидатов наук, 13 обладателей почётных званий, 47 педагогов с высшей и первой квалификационной категорией.

Современное развитие экономики заметно изменило спрос на труд и структуру занятости населения, а именно: формирование новых индустрий и создание новых профессий, расширение сектора услуг при сокращении занятости в промышленности, востребованность высококвалифицированных кадров. Во всех сферах экономики механический ручной труд вытесняется автоматизированным. Мы развиваем приоритетные программы по направлениям: «Силовая электроника», «Автоматизированные системы», «Электробезопасность», «Энергоэффективность», «Робототехника», «Мехатроника». Эти много-уровневые программы представляют собой систему непрерывного образования в сфере высоких технологий, вовлечение студентов в научно-техническое творчество, эффективную реализацию профессионального, инновационного и предпринимательского потенциала. Мы постоянно занимаемся модернизацией учебных и исследовательских лабораторий. К примеру, компания National Instruments является одним из крупнейших поставщиков в Россию высокотехнологичного оборудования, а студенты колледжа как раз проходят обучение для обслуживания самых современных моделей. То есть придя на производство, наши ребята будут полностью подкованы и смогут не только успешно справляться с работой, но и обучить «старожилов» того или иного предприятия. 

Кроме того, наши питомцы могут продолжить образование и получить диплом магистра. Нами организовано тесное сотрудничество с рядом ведущих столичных вузов (МИРЭА, МИФИ, МЭИ, Московский университет имени С.Ю. Витте), куда выпускники колледжа могут поступить на льготных условиях по сокращённой форме обучения. В перспективе на базе колледжа планируется создать Центр профессиональной подготовки специалистов на основе сотрудничества учебных заведений, предприятий и организаций России и Германии. Выпускники будут востребованы и конкурентоспособны на рынке труда не только России, но и её экономических партнёров — стран Евросоюза.

В колледже обучают специалистов, которые в будущем помогут вернуть России славу ведущей мировой индустриальной державы с высокотехнологичными предприятиями и производством.