Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Светлана Баранникова: «Работа с детьми — это призвание» №1(9), 2013 год

Владимир Пожарский

Педагогический колледж № 8 известен в столице как научно-методический центр подготовки преподавателей начальных классов и воспитателей учреждений дошкольного образования. Сейчас там обучаются 620 студентов. В преподавательском коллективе 1 доктор и 9 кандидатов наук, 17 отличников просвещения, 8 почётных работников СПО РФ, три заслуженных учителя РФ. Высокое качество профессиональной подготовки специалистов по основным специальностям позволило готовить выпускников с дополнительными специализациями: изобразительная деятельность, физическое воспитание дошкольников, иностранный язык. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта открыты дополнительные квалификации. Руководит колледжем талантливый организатор, кандидат педагогических наук Светлана Баранникова. 

— Светлана Анатольевна, есть какие-то профессиональные секреты в воспитании маленьких детей, которые вы раскрываете своим студентам?

— Все тайны нашей профессии скрыты в самом названии колледжа — педагогический. Мы обучаем своих студентов с учётом того, что они будут воспитывать маленьких детей. Родители доверят им самое дорогое — своего ребёнка. И несмотря на то, что сейчас наметились тенденции на увеличение количества студентов в учебных заведениях, укрупнение колледжей: этого требует экономическая ситуация в стране, тем не менее специфика обучения в педагогическом колледже такова, что важным становится индивидуальная работа с каждым студентом в плане обучения и профессионального становления. Важным становится развитие и воспитание каждого студента, обучающегося в колледже. Ведь после выпуска ему поручаются забота о маленьких детях и их воспитание. Это нравственная и ответственная работа личности. Кроме преподавания базовых предметов, мы учим студента быть добрым, сочувствующим, отзывчивым человеком и профессионалом. Чтобы воспитывать других, как гласит старая истина, надо самому быть воспитанным. У нас в колледже хорошо поставлена система «Обучения учиться». Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал, что первая задача педагога — это научить ребёнка учиться. Особо ничего нового мы в педагогике не открываем, а решаем те актуальные психолого-педагогические задачи, которые существуют в современной практике, в обучении и которые возникают в процессе подготовки студентов к профессии. Не все студенты удерживаются в процессе подготовки к профессии. Одни уходят, зная, что это не их путь, в то же время другие приходят из тех учебных заведений, которые выбрали поначалу, например, из колледжа космических технологий. Видимо, понимают, что их призвание — работать с детьми. Значимая задача — это родительское воспитание. Мы на нашей базе открыли три года назад Родительский университет, где готовим наших студентов к осознанному родительству. Ведь наш образовательный процесс — практико-ориентированный. Выпускники умеют решать задачи: психолого-педагогические, человеческие и нравственные на практике. Конечно, большинство наших студентов — девушки, но есть и сорок мальчиков. Причём на отделении дошкольного образования юношей учится больше, чем на школьном. 

— Уверен, они смогут найти своим знаниям достойное применение на педагогическом поприще.

— Конечно. Спектр педагогической деятельности наших выпускников разнообразен: воспитатель, учитель, педагог с дополнительной подготовкой в области психологии, изобразительной деятельности, иностранного языка. Более 30 лет наше учебное заведение готовит кадры в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования, что нашло отражение в разработке модели много-уровневого непрерывного образования совместно с вузами. 

На протяжении всех лет колледж работает по сквозным программам, учебным планам с учётом новых подходов в подготовке специалиста. Мы, в соответствии с требованиями времени, изменяем технологию подготовки студентов. В учебный процесс активно вводятся актуальные педагогические технологии, которые предполагают использование и методик высшей школы, и создание проектов, и работу творческих психолого-педагогических лабораторий, и студенческое научное исследование. К учебным планам ГОС СПО повышенного уровня образования разработаны и внедрены более 60 рабочих программ, которые имеют положительные рецензии вузов. 

Наш колледж был базовой площадкой Министерства образования и науки РФ по разработке стандартов второго поколения (ГОС СПО) по нашим специальностям. Опыт работы коллектива по подготовке специалиста широко представлялся слушателям многих российских курсов повышения квалификации — нашим коллегам из других городов. 

Многие годы педагогический коллектив трудится над проблемами организации самостоятельной и самообразовательной работы студентов и формирования исследовательской направленности в подготовке студентов. В колледже работает экспериментальная площадка по освоению технологии деятельностного метода обучения студентов. Кроме того, педагогический коллектив колледжа перешёл с 2010 года на работу по ФГОС СПО, который предполагает модульно-компетентностный подход в обучении студентов. Созданы три основные профессиональные образовательные программы по специальностям колледжа. Мы образовательное учреждение современного типа, готовим специалистов совместно с вузами столицы: МГПУ, МПГУ, МГОПУ по одним сквозным учебным планам и программам. Это позволяет выпускникам успешно работать в профессии и продолжать обучение в университете. Колледж выпустил из своих стен свыше 9000 профессионалов, которые работают по полученным специальностям.

— Почему выпускник вашего колледжа после трёх лет и десяти месяцев обучения, получив теоретические базовые знания и большие практические навыки работы с детьми, попадая в детский сад, не может через пять-десять лет стать заведующим? В то же время выпускник педагогического вуза, поступив туда после школы, не имея такой обширной практики и не зная, с какой стороны к ребёнку подойти, может сразу стать заведующим и руководить более опытными и знающими воспитателями! 

— Многие наши выпускники сразу после колледжа поступают на вечернее отделение в вуз, работают, к примеру, в детском садике и параллельно получают высшее образование, так что ступени карьерного роста для них также открыты. Практика органично объединяется с теорией. Это логично и очень экономично для данной специальности. Не нужно переучивать студентов и тратить напрасно государственные деньги. Если провести мониторинг, то он, несомненно, покажет, что двухступенчатое обучение гораздо рациональнее. Мы в течение семи лет (четыре в колледже и три в вузе) обучим высокопрофессионального специалиста с крепкой теоретической и практической базой. Такой образовательной ситуацией, кстати, гордится зарубежная школа — США, Германия, Франция, где колледжная подготовка является базовой. Мотивация студентов, имеющих базовую подготовку, при поступлении в университет гораздо выше: они знают, зачем туда пришли. Такой вариант самый удачный, отработанный на практике в течение многих лет. 

Если говорить именно о подготовке наших выпускников, то я знаю совершенно точно: ребёнок в детском садике или начальной школе попадёт в хорошие руки профессионала. И во время работы наши выпускники будут постоянно наращивать свой потенциал. Кстати, с трудоустройством у наших выпускников не бывает проблем. Педагогические кадры всегда востребованы, и профессии, которым мы обучаем в колледже, пользуются большим спросом.