Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ООО «ИПЦ «Учебная техника», г. Челябинск: продукция для будущих специалистов России №1(9), 2013 год

Владимир Голицын

В Челябинске находится поистине уникальное предприятие — ООО «ИПЦ «Учебная техника», на котором разрабатывают и производят учебно-лабораторное оборудование для большинства российских технических вузов и колледжей. Директор Юрий Галишников рассказал о достигнутых результатах, а также о перспективах улучшения качества образовательного процесса благодаря усилиям сотрудников «Учебной техники».

— Юрий Петрович, расскажите о производимом на вашем предприятии оборудовании.

— Инженерно-производственный центр «Учебная техника» вместе с аффилированными структурами является разработчиком и производителем учебно-лабораторного оборудования нового поколения по направлениям «Электротехника», «Электроника», «Электромеханика», «Автоматика», «Электроэнергетика» и др. Его заказчиками являются учреждения профессионального образования — от начального до высшего уровней в России и ряде стран ближнего зарубежья. В номенклатуре Центра более 200 видов и разновидностей лабораторных стендов с ручным или компьютеризованным управлением. Отличительной особенностью стендов является их модульная структура. Функциональные модули/блоки представляют собой уменьшенные натурные аналоги реальных устройств: электрических машин, силовых трансформаторов, источников электропитания, средств измерения и автоматизации. Каждый стенд имеет подробное методическое и, когда необходимо, оригинальное программное обеспечение. Ряд разработок защищены патентами РФ на полезную модель. Пакеты прикладных компьютерных программ, разработанных в Центре, прошли государственную регистрацию. Предприятие имеет собственную производственную базу. В производственном секторе трудятся высококвалифицированные специалисты с опытом работы в оборонной промышленности. Разработчиками продукции Центра являются сотрудники с богатым преподавательским опытом, отлично понимающие потребности учебного процесса. Всё это в сочетании с действующей на предприятии системой менеджмента качества обеспечивает высокий уровень надёжности и потребительских свойств выпускаемой продукции.

— Какова в настоящий момент лабораторная база российских учебных заведений вашего профиля?

— Бесспорно, что за последние годы лабораторная база многих образовательных учреждений улучшилась, в том числе в результате реализации национального проекта «Образование». Но, конечно, это не означает, что проблема полностью решена. Дело в том, что пока ещё на многих так называемых выпускающих кафедрах инженерных вузов сохраняется морально и физически устаревшее лабораторное оборудование, а современные стенды, которые из-за ограниченности выделенных средств были приобретены в единичных экземплярах, отнюдь не покрывают реальные потребности учебного процесса. Короче говоря, процесс переоснащения учебных лабораторий надо не просто продолжить, но сделать его ещё более интенсивным.

— Как вы считаете, сколько лет потребуется нам, чтобы возродить прежнюю систему среднего профессионально-технического образования?

— Думается, что от всех реформ последних лет профтехобразование среднего уровня пострадало особенно сильно. То колледжи и техникумы делают филиалами вузов, то к ним присоединяют ПТУ и профессиональные лицеи, то, наконец, их укрупняют, не особо принимая во внимание специализацию каждого. В любом случае, их материально-техническая база не получает почти ничего, и работы здесь поэтому практически непочатый край.

— «Учебная техника» — это предприятие с социально значимым бизнесом, существует ли государственная поддержка?

— О прямой государственной поддержке говорить не приходится. Для Минобрнауки мы безусловные чужаки. Когда на образовательных выставках ответственные работники министерства в день открытия осматривают экспозиции (что само по себе в последние годы бывает весьма редко), то независимых производителей учебно-лабораторного оборудования (при том, что в России таковых всего ничего) обходят стороной — это-де не наше ведомство!

Но средства государственного бюджета к нам таки доходят через аукционы, объявляемые конкретными образовательными учреждениями, большинство которых являются бюджетными. В этом смысле мы практически полностью зависим от государственного бюджета. 

— Ваше оборудование пользуется широким заслуженным спросом, расскажите о географии рынка.

— Наша продукция расходится по всей Российской Федерации, от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Махачкалы до Салехарда. Многие образовательные учреждения обращаются к нам неоднократно, что является предметом нашей особой гордости — значит, продукция не разочаровывает уважаемых заказчиков. Наши стенды очень востребованы в Казахстане, Таджикистане. Были сделаны значительные поставки в Азербай-джан при содействии МЧС России. Есть наши стенды в университете г. Эрдэнэт (Монголия). Проявляется интерес к нам со стороны Киргизии, Белоруссии, Грузии, Армении. В настоящее время ведутся переговоры с одним из университетов Республики Нигер.

— Есть ли разработки, превосходящие по качеству европейские аналоги?

— Без преувеличения можно сказать, что наша натурная компьютеризованная модель электроэнергетической системы во всех её разновидностях является уникальной разработкой, не имеющей аналогов на европейском и мировом рынке. Есть и другие оригинальные разработки на уровне мировых образцов. На прошедшей в августе 2012 года международной выставке WORLDDIDAC в Астане (Республика Казахстан) живой интерес наших немецких коллег вызвал стенд по ветроэлектроэнергетике. Важно и то, что при прочих равных условиях наша продукция не такая дорогостоящая, как европейская.

— То есть существуют перспективы выхода на западноевропейский рынок?

— При трезвой оценке эти перспективы не кажутся обещающими. Западноевропейский рынок учебной техники до отказа заполнен продукцией немецких, итальянских, испанских и других фирм, работающих на этом поле десятки лет. Более перспективным представляется рынок стран третьего мира. Российская учебная техника может поступать туда вслед за выпускниками российских вузов и одновременно гражданами этих стран.

— При действующих ныне условиях конкурсов при приобретении оборудования, когда основным критерием является цена, вы не опасаетесь китайских конкурентов с дешёвой, но некачественной продукцией?

— Мы неоднократно бывали в Китае, знакомились с рядом фирм, выпускающих учебное оборудование. Некоторые из этих фирм произвели на нас очень хорошее впечатление, с другими мы поддерживаем коммерческие контакты. Но в целом нас не пугает конкуренция с китайской стороны. То, что предлагаем на рынке учебно-лабораторного оборудования мы, у китайских производителей, по большей части, отсутствует. А то, что у них имеется, не в полной мере отвечает потребностям и традициям российского профессионально-технического образования.

www.electrolab.ru