Николай Селенков: «На наших выпускников — спрос повышенный» №1(9), 2013 год
В Политехническом техникуме № 13 им. П.А. Овчинникова обучается более 1250 студентов. Здесь созданы все условия для освоения профессий и специальностей, развития творчества и укрепления здоровья. Выпускники техникума имеют возможность льготного поступления в ведущие вузы столицы. Руководитель учреждения, кандидат педагогических наук Николай Борисович Селенков рассказал о приоритетных направлениях развития современного профессионального образования и внедрении перспективных наукоёмких технологий в техникуме.
— Политехнический техникум № 13 ориентируется на востребованные на современном рынке труда профессии и специальности. Приоритет отдаётся специалистам по металлообработке — станочникам и ювелирам. Переоснащение учебно-производственной базы техникума в рамках программы В.В. Путина «Рабочие кадры», на которую было инвестировано 100 млн рублей, позволило осуществить качественный скачок в вопросе подготовки современного специалиста. Увеличен перечень профессий и специальностей до 18 наименований, ведётся подготовка кадров по семи профилям, разработано свыше 40 профессиональных образовательных программ.
Учащиеся техникума — ежегодные победители городского профессионального конкурса «Московские мастера». В список призовых профессий уже вошли такие, как радиомонтажник, слесарь, оператор ЭВМ, станочник широкого профиля. Особое внимание к учебному заведению проявила Ассоциация производителей радиоэлектронной продукции, членом которой мы стали. На качественно новый уровень перешли отношения с социальными партнёрами: ОАО МНПК «Авионика», ФГУП «Московский институт теплотехники», ОАО НПО «Лианозовский электромеханический завод», ФГУП НИИА имени Духова, ФГУП ГОСНИИ приборостроения ОАО «Тантал», ОАО «Аэроприбор Восток», ОАО «Плутон», МНПК «Универсал», ОАО «Мосводоканал», ОАО «Мосгортранс», где остро ощущается потребность в специалистах, владеющих CAD/CAM-системами, 3D-моделированием, навыками управления станками с ЧПУ.
— Руководство Департамента образования Москвы уделяет большое внимание кластерному подходу в развитии образования. Наверняка по решению данной задачи у вас уже есть решение.
— Конечно! Ведь кластерный подход — это взаимное и самостоятельное развитие субъектов кластера на основе плотного партнёрства, что усиливает преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом. С целью дальнейшего развития внедренческих работ мы предполагаем создание и развитие двух образовательных кластеров. Базовый производственно-образовательный кластер по комплексной подготовке операторов станков с ЧПУ и сетевой инновационный образовательный кластер по координации и тиражированию работ в области металлообработки. В первый кластер входят учреждения профессионального образования, школы, отраслевые вузы и производственные предприятия. Сетевой инновационный образовательный кластер формируется как сетевая площадка, координирующая работу колледжей, готовящих специалистов для ювелирной промышленности, металлообработки и операторов станков с ЧПУ. Основу инновационного содержания данного кластера обеспечивает опора на Ресурсные центры как базовые элементы интеграции и сетевого взаимодействия. Предполагается тиражирование создаваемых электронных учебных пособий, используемых в режиме функционирования автоматизированной системы дистанционного обучения. У нас в техникуме проведена большая подготовительная работа по формированию этих кластеров с лабораторией стратегии и мониторинга профессионального образования НИИРПО. Центральное место в образовательном кластере занимает общая цель, которая заключается в выполнении совместных проектов в рамках учебных процессов — это обеспечивает формирование профессиональных компетенций у выпускников.
— Вы говорили об инвестициях правительства по программе «Рабочие кадры». А что конкретно приобретено для подготовки квалифицированных специалистов, за которыми работодатели встанут в очередь?
— Вы правы: ни один наш выпускник не остаётся безработным. Более того, студенты уже на последнем курсе могут выбрать из нескольких предприятий, куда идти трудиться. Повышенный спрос на наших ребят зависит от высокопрофессионального уровня подготовки, от оснащения учебных мастерских и лабораторий. В ходе реконструкции мы создали новые мастерские по последнему слову техники. Это токарная мастерская с промышленными станками и токарная мастерская с токарно-винторезными станками ЧПУ с наклонной станиной; фрезерный участок со станками ЧПУ с вертикально фрезерными обрабатывающими центрами V450 ARIX 5-координатный; участок деревообработки со станками ЧПУ: фрезерные портальные станки с ЧПУ BEAVER — 9A2; токарно-фрезерная мастерская для обучения учащихся, укомплектованная токарными винторезными станками Opti D320х920 и фрезерными станками X8 132.
— Вашей технической базе для подготовки станочников может позавидовать крупное промышленное предприятие!
— Кроме этого, теперь техникум имеет специализированные мастерские по компьютерной обработке документов (оцифровка машиностроительных чертежей по программам «Автокад» и «Компас»), оснащённые обучающими программно-аппаратными тренажёрами; радиомастерскую на 15 рабочих мест, оснащённую всем необходимым для обучения монтажников радиоэлектронной аппаратуры и приборов, и электромастерскую на 15 рабочих мест. Учебно-производственная и лабораторная база колледжа по профессиям и специальностям укрупнённой группы «Транспорт» оснащена современным диагностическим оборудованием, которое применяется на станциях технического обслуживания и ремонта грузовых и легковых автомобилей. Для проведения лекционных занятий лабораторная база имеет действующие макеты, имитирующие принцип работы и взаимодействия элементов систем всех видов автомобилей. Практические занятия проводятся на учебных стендах, подготовленных аналогично системам автомобиля.
— У вас в кабинете очень интересные ювелирные изделия: фигурки зверушек, пасхальные яйца…
— Всё это сделано руками наших будущих ювелиров. Ресурсный центр по технологии изготовления ювелирных изделий и обучению ювелирному делу располагает несколькими современными лабораториями: 3D-моделирования ювелирных изделий, гальваники, геммологии, гравировки, литья, проката драгметаллов, полировки ювелирных изделий, очистки заготовок драгоценных металлов. Материальная база учебных ювелирных мастерских колледжа представлена лучшим оборудованием известных компаний США, Швейцарии, Великобритании, Германии. Инструменты для ручной работы ювелира, машины для вакуумного литья, прокалочные печи, аппараты лазерной сварки и гравировки, машины центробежного литья, вакуумные инжекторы для изготовления восковых моделей, машины для роторной галтовки, шлифовальные станки с водяной вытяжкой и многое другое.
— На таком оборудовании приятно и учиться, и работать!
— Оснащение мастерских и лабораторий позволяет обеспечить подготовку квалифицированных специалистов в рамках НПО, СПО, профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху и опорно-двигательному аппарату — колясочников. К примеру, активно используя собственные педагогические стратегии в обучении детей-инвалидов, мы, через теорию и практику, через ручной труд, раскрываем способности молодых людей. Возвращаем их к активной жизни в социуме. Глухих и слабослышащих юношей и девушек обучают профессиям слесаря-ремонтника, ювелира, ювелира-монтировщика. Что касается переподготовки и повышения квалификации взрослого населения, то только за последний год мы обучили 1100 человек.
— У вас наработан богатый педагогический опыт по ряду актуальных тем.
— Мы всегда открыты для общения и передачи опыта. В феврале этого года прошла Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Подготовка и дополнительное образование педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде», на которой от имени нашего колледжа я представил подробный доклад по данной тематике.
Сегодня техникум имеет богатый опыт в обучении слабослышащих, глухих молодых людей. Ежегодно мы вкладываем ресурсы в организацию доступной среды в учебном процессе.
Также мы ведём большую выставочную деятельность: являемся дипломантами выставок «Образование и карьера», «Ладья», «Золотые руки мастеров» и лауреатами конкурсов «Московские мастера», «Традиции Фаберже ХХI», «Пасхальное яйцо 2012». Колледж принят в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» и имеет Сертификат Торгово-промышленной палаты России.