Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Надёжная база будущих успехов №1(9), 2013 год

Владимир Голицын

Московский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве был создан в апреле 1991 г. на базе Московского архитектурно-строительного техникума, основанного в 1930 году приказом Высшего Совета народного хозяйства СССР № 137 от 15 мая 1930 года. С 1943 года велась подготовка техников по специальностям «Архитектура», «Промышленное и гражданское строительство», «Ремонт и эксплуатация строительных машин и оборудования», «Электроснабжение строительных площадок». 

Начиная с 1959 года, техникум становится головным ССУЗом в СССР по среднему специальному архитектурному образованию. Департамент образования города Москвы приказом № 776 от 01.12.2004 г. реорганизовал Московский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве в Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17, присоединив Профессиональные училища № 80, 65, 89 строительного профиля. За годы своего существования колледж подготовил более 35 000 специалистов среднего звена и рабочих. Директор ГБОУ СПО КАМС № 17, кандидат педагогических наук Любовь Ивановна Ариончик рассказала нашему журналу об этом уникальном учебном заведении. 

— Сколько студентов обучается в колледже, и по каким специальностям? 

— По основным профессиональным образовательным программам обучается 1654 человека. По специальности архитектура (базовый уровень и углублённая подготовка) — 338 студентов, на других строительных отделениях учится ещё 459 будущих специалистов. Кроме этого, мы обучаем рабочим профессиям: мастер столярно-плотничных и паркетных работ, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, автомеханик, мастер по обработке цифровой информации, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, электросварщик, маляр, столяр и другим. Также почти  600 человек проходят обучение на подготовительных курсах, по дополнительным программам повышения квалификации и профессиональной подготовки. 

— Сложно ли поступить в колледж? Каков конкурс на отделение архитектуры? 

— Мы предоставляем равные возможности для поступления всем абитуриентам, однако на отдельные специальности поступить сложнее. Например, для поступления на отделение «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» необходимо на вступительных экзаменах или по результатам ГИА иметь четвёрки, пятёрки. А особенностью специальности «Архитектура» является необходимость сдавать дополнительный творческий экзамен — рисунок. Отбор на эту специальность очень жёсткий. 

— На мировом и российском рынках появляется много современных материалов, внедряются новые технологии строительства — наверно, ваши преподаватели постоянно изучают специализированные российские и зарубежные журналы? 

— Наши преподаватели и мастера производственного обучения постоянно изучают новые технологии в строительстве. Это не только российские и зарубежные издания, различные интернет-ресурсы, это и курсы повышения квалификации, и знакомство с новыми технологиями непосредственно на производстве, а также регулярные презентации и мастер-классы ведущих компаний-производителей современных строительных материалов. С января 2012 года колледж является официальным учебным центром ООО «ХенкельБаутехник» — ведущего мирового производителя отделочных строительных материалов, что позволяет использовать при ведении образовательного процесса самые современные строительные материалы и технологии. 

— Расскажите, пожалуйста, о состоянии материально-технической базы колледжа. 

— Для реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в колледже имеется достаточное количество специализированных кабинетов, лабораторий и мастерских, а также самое современное оборудование, инструменты, оснастка и средства обучения. Информационно-вычислительный центр оснащён современными компьютерами и профессиональными программами. Не могу не отметить отлично оборудованные кабинеты рисунка: мольберты, постановочные плоскости, специальная мебель, светильники и учебные гипсовые пособия. 

Вместе с тем созданы также и новейшие, уникальные по оснащению лаборатории и мастерские. К примеру, в лаборатории санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования полностью моделируются процессы функционирования инженерных систем зданий. Лаборатория маломерных сварочных тренажёров и сварочная мастерская позволяют существенно повысить качество подготовки электросварщиков, уменьшить стоимость обучения за счёт сокращения времени подготовки. Обучение и работа на установленном оборудовании уже на третьем курсе обучения даёт возможность выполнять сварочные работы на производстве в полном объёме. Лаборатория электротехники, необходимая для нескольких профессий и специальностей, обеспечивает подготовку мастера ЖКХ. Там установлено новейшее автоматизированное оборудование, позволяющее реализовывать обучение по сорока модулям подготовки, а также моделировать различные производственные ситуации, вплоть до аварийных ситуаций на высоковольтных линиях. Комплекс позволяет также вести обучение в режиме онлайн с любой точкой мира. 

У нас была разработана Инновационная образовательная программа подготовки специалистов в области ведения градостроительного кадастра. Программа была одобрена и получила финансирование в рамках Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в Москве и позволила полностью оснастить самым современным геодезическим оборудованием лаборатории и мастерские колледжа по специальности «Градостроительный кадастр» («Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»). Уникальность оснащения заключается в опережающих технологиях. Выпускники колледжа будут иметь практику работы на приборах более сложных, чем существующие на сегодняшний день на предприятиях города, а также в том, что на сегодняшний день такого материально-технического и методического комплекса или его аналогов более нигде нет. 

— Проходят ли студенты практику на предприятиях отрасли? 

— Все студенты СПО проходят практику, а обучающиеся НПО проходят производственное обучение на предприятиях Московского региона. На сегодняшний день между колледжем и предприятиями заключено более ста пятидесяти договоров о прохождении практики и производственного обучения в крупнейших компаниях отрасли. Мы регулярно получаем благодарственные письма с самыми лучшими характеристиками наших студентов. Уже много лет все выпускники колледжа востребованы. Более того, колледж в течение пяти лет проводит мониторинг трудовой деятельности и карьеры выпускников. 

— Какие чисто воспитательные методики вы используете в своей работе? 

— У нас развивается несколько направлений: военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, культурно-массовое, эстетическое, духовно-нравственное, трудовое и др. В рамках всех направлений ребята участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места. 1-е место во Всероссийском конкурсе «Молодой сварщик» в 2011 году; 1-е место в номинации «Столярные работы» в Международном конкурсе профессионального мастерства WorldSkills. Ежегодно колледж участвует в Всероссийском конкурсе «Алтарь Отечества», в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», в Фестивалях «Юные таланты Московии», «Творчество молодых», в городской программе «Арт-профи Форум».Спортивно-массовая работа колледжа способствует формированию ЗОЖ, активной позиции учащихся. 1-е место в лыжном спорте, 1-е место в осеннем кроссе в Москве. 

Большое значение приобретает в последнее время развитие волонтёрского движения. Так, ежегодно в интернате № 53 проходят благотворительные концерты к Новому году, дети-сироты получают подарки. Важную роль также играют индивидуальный подход, сращивание учебного и воспитательного процесса, раскрытие способности каждой личности через вовлечение в блок дополнительного образования; усиление роли семьи и взаимодействие на уровне семья — колледж; создание благоприятной образовательной среды. 

— Глобальный вопрос, который заботит всех без исключения руководителей строительной отрасли: удастся ли в России поднять престиж рабочего-строителя? И как это сделать? 

— Если бы существовал простой рецепт «как это сделать», наверное, профессия рабочего-строителя сейчас была бы престижней юристов и экономистов. Вопрос престижа рабочих строителей, да и вообще рабочих профессий — это вопрос государственной политики. Правовой либерализм последних лет обострил проблемы в области трудовой миграции. Нелегальная трудовая деятельность иностранцев в строительной отрасли; нарушения миграционного законодательства со стороны работодателей и, как следствие, переизбыток неквалифицированной и малоквалифицированной иностранной рабочей силы, которая влияет не только на социальную стабильность, но, главным образом, на престиж специальностей и профессий строительной отрасли. Необходимо применение таких государственных рычагов, как повышение зарплат, предоставление жилья, улучшение условий труда. Важна роль государственной рекламы рабочих профессий, пропаганды работы успешных производств.