Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Московский техникум технологий и права: интеграция в действии №1(9), 2013 год

Екатерина Шипицина

Чтобы продолжить популяризацию специальностей и профессий среднего профессионального образования, нужно начинать профориентационную работу с учащимися с раннего возраста. Это мнение директора Московского государственного техникума технологий и права Игоря Артемьева. Его слова не расходятся с делом: недавно возглавляемое Игорем Анатольевичем образовательное учреждение объединилось со школой, соединив в себе таким образом сразу несколько уровней образования и став первым образовательным учреждением такого рода в Москве. 

Юридически слияние Московского государственного техникума технологии и права и государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 824 произошло в июле 2012 года. Отныне в созданном образовательном тандеме реализуются несколько образовательных уровней: от начального до профессионального.

— Мы создали кафедральную систему, куда входят и педагоги, и учителя. Внутри этой системы действуют образовательные программы, призванные повысить уровень квалификации преподавателей. Создание единых интегрированных программ, новых учебных планов положительно сказывается на уровне образования обучающихся, — рассказывает директор техникума Игорь Артемьев. — Наша цель — дать ребятам возможность прочувствовать будущую профессию и получить документ государственного образца, подтверждающий квалификацию. То есть после девятого класса наш ученик будет иметь и аттестат об основном общем образовании, и свидетельство о профессии.

Исторически техникум является площадкой для развития научной и инновационной мысли в области развития образовательных программ СПО. Особое место занимает развитие инновационной деятельности в области менеджмента качества образовательных услуг. 

Десять преподавателей являются кандидатами наук и ведут исследовательскую деятельность по соответствующим направлениям. В. Даноян и Ф. Меньшов — кандидаты исторических наук, И. Мелина и Л. Шаймарданова — кандидаты педагогических наук, Т. Грядунова — кандидат социологических наук, Ю. Карасёва — кандидат психологических наук. Кандидаты технических наук А. Ильянков, О. Стуков, А. Зайцев, В. Писаренко осуществляют разработки в области технических наук, регулярно публикуют научные статьи и выступают на научных конференциях. Следует отметить, что совместно с НИИРПО в 2010 году А. Ильянков разработал и апробировал образовательные модули по специальности «Технология машиностроения». Об успехах по подготовке кадров по этой специальности рассказывает Игорь Артемьев:

— Уже на протяжении шестидесяти лет, с момента основания нашего учебного заведения, большим спросом у работодателей пользуются наши выпускники, получившие специальность «Технология машиностроения». Для таких предприятий наши ребята — ценные кадры. На четвёртом курсе они и учатся, и работают. Мы специально идём им навстречу, делаем для них индивидуальные графики обучения. Наш техникум изначально открывался для подготовки кадров завода № 500 (ныне Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева). Технология машиностроения — это, можно сказать, историческая специальность, непосредственное участие в создании которой принимали наши преподаватели. Они написали учебники и разработали методики по её подготовке. Технология машиностроения на сегодняшний день, в рамках образовательной программы, уникальная специальность, имеющая 17 профессий. Мы провели мониторинг и расширили спектр специальностей. Сейчас техникум реализует одиннадцать специальностей и может полноправно назваться многопрофильным учреждением. 

К основным техническим профессиям добавлены новые специальности в рамках программы профессионального образования: «Право и организация социального обеспечения», «Земельно-имущественные отношения», «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», «Дизайн». По специальности «Дизайн» учащиеся получают квалификацию дизайнера-преподавателя. В 2013 году планируется открытие специальности «Фармация». Практика для студентов по новым выбранным направлениям уже намечена.

— Сейчас мы заключили соглашение с несколькими банками, некоторые из них не только предоставляют места для практик, но и трудоустраивают наших студентов. Ещё у нас в техникуме появился свой небольшой учебно-производственный участок в виде киоска, где ребята изучают азы предпринимательской и отчасти бухгалтерской деятельности. Со следующего года студенты специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» будут проходить практику в Останкино — договор уже подписан. Мы сами также являемся работодателями, у нас в должности тьютора работают несколько выпускниц, в основном в группах тех специальностей, которые они сами приобрели. Такая интеграция только на пользу, — рассказывает о практической и трудовой занятости студентов Игорь Анатольевич. 

Стратегической целью развития техникума является формирование единой доступной образовательной среды, основанной на инновационных методах обучения, ориентированной на модульно-компетентностном подходе, позволяющем развить индивидуальную траекторию обучения. Такая инновационная стратегия приводит здесь к отличным достижениям. Так, под руководством преподавателей студентами завоёвываются призовые места на окружных, региональных и федеральных конкурсах. Например, в 2010 году под руководством А. Шоркиной студентка И. Маркина вошла в тройку победителей Конкурса предпринимательских проектов г. Москвы. Под руководством преподавателя высшей категории Е. Прокопьевой в 2012 году было завоёвано призовое место в ежегодном всероссийском конкурсе «Новое поколение — 2012». Говорящее название конкурса подчёркивает, что здесь, в стенах техникума, инновационные методики реально работают, обучая и воспитывая новое поколение и, как выразился руководитель, дают ценные кадры для общества.

Историческая справка
Московский государственный техникум технологий и права берёт начало с середины прошлого века. В то время в Государственный план СССР входило создание учебных центров дирижаблестроения. Для создания и организации работы первого Дирижаблестроительного учебного комплекса был приглашён Умберто Нобиле – один из основателей первой в мире компании по производству дирижаблей. Второе рождение учебный комплекс пережил после Второй мировой войны в 1950 году. Часть Дирижаблестроительного учебного комплекса на основании приказа № 619/С получает новый статус – Тушинского авиационного вечернего техникума С 1955 по 1999 год техникум находился в введении Министерства авиационной промышленности. В 1999 году на основании Приказа № 1016 от 17 мая 1999 года Министерства образования РФ Тушинский авиационный техникум преобразован в Московский вечерний авиационный техникум. В 2000 году Московский вечерний авиационный техникум переименован в Московский государственный техникум технологии и права на основании приказа № 1438 Министерства образования РФ. В 2005 году в соответствии с распоряжением № 1665-Р Правительства РФ от 3 декабря 2004 года и постановлением № 285-ПП Правительства Москвы от 3 мая 2005 года техникум передан в ведение Департамента образования г. Москвы. В 2011 году Московский государственный техникум технологии и права приобрёл статус бюджетного образовательного учреждения (Приказ «О переименовании государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» Правительства Москвы Департамента образования г. Москвы от 31 октября 2011 года).