Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Московский технический колледж: гарантия успешной карьеры №1(9), 2013 год

Наталья Лучкина

Московский технический колледж создан в 1930 году на базе завода «Серп и молот». В 1960 году он был преобразован в Московский техникум автоматики и телемеханики и более трёх десятков лет готовил кадры для оборонных отраслей промышленности. В 1991 году учебное заведение получило новый статус и новое название — Московский технический колледж. Колледж награждён именным почётным кубком «За значительные успехи в развитии образования», занесён во Всероссийский национальный регистр «Лучшие ССУЗы России» и является обладателем сертификата, удостоверяющего, что уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отвечает требованиям, необходимым для включения колледжа в реестр Торгово-промышленной палаты РФ (2012). О программе обучения и технологиях практических занятий в учебном заведении нашему корреспонденту рассказала исполняющая обязанности директора колледжа Л.Р. Петухова.

— Лейла Риядовна, за 83 года работы Московский технический колледж подготовил и выпустил около 18 тыс. специалистов разного профиля. Какие специальности реализуются в колледже? 

— Специальности, реализуемые в колледже, являются самыми востребованными на рынке труда и находятся под особым вниманием государства. Во-первых, широкий интерес вызывает специальность «Радиоаппаратостроение». Студенты изучают электронику и микроэлектронику, импульсную технику, радиопередающие и радиоприёмные устройства, микросхемотехнику. Выпускники этой специальности работают не только на предприятиях, где конструируют, обслуживают электронные приборы и устройства для радионавигационных и радиолокационных целей, но и в сервисных центрах города и области. Во-вторых, специальность «Программирование в компьютерных системах» даёт возможность работать в областях прикладного, системного и web-программирования. Осваивающие её студенты учатся не только работать с готовыми программами, но и самостоятельно разрабатывать и использовать собственные программные продукты.

 В-третьих, «Компьютерные системы и комплексы» — специальность, позволяющая студентам свободно ориентироваться в мире вычислительной техники. В-четвёртых, специальность «Экономика и бухгалтерский учёт с углублённой подготовкой в области налогообложения», выпускники которой могут быстро адаптироваться в нестандартных ситуациях и новых условиях рыночных отношений, а также профессионально работать в области налогообложения, бухгалтерского учёта и анализа имущества, обязательств и хозяйственных операций на любых предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм.

— Программа обучения в профессиональных колледжах максимально ориентирована на практику. Как у вас решается эта задача?

— Практическая часть обучения осуществляется в наших лабораториях. На базе лаборатории компьютерных сетей и телекоммуникаций изучаются дисциплины «Операционные системы» и «Информационная безопасность». Современное оснащение лаборатории позволяет реализовать новые методы обучения. В курсе операционных систем изучаются серверные и пользовательские операционные системы семейства Windows и Linux, а разделы информационной безопасности получают практическую реализацию в программировании shell-процедур и скриптов. В лаборатории работает система распределённого тестирования, учебный процесс поддерживается электронными учебниками и материалами, разработанными преподавателями колледжа. Лаборатория программирования и баз данных готовит студентов 3–4-го курсов по дисциплинам «Базы данных» и «Языки программирования», а также служит местом проведения практик первичных профессиональных навыков. Тому, как собрать из Pentium2 Pentium4, определить неработающие устройства по звуку спикера, собрать вычислительную систему за 5 минут, установить и настроить всё ПО, провести локальную сеть, мы обучаем наших студентов в специально оборудованной лаборатории сборки, ремонта и модернизации электронно-цифровой техники. Учащиеся разбирают все комплектующие, проверяют на совместимость, изучают устройство до мельчайших деталей. В лаборатории вычислительной техники и программирования студенты осваивают программирование на языках Pascal, Delphi, C++, учатся самостоятельно разрабатывать программные продукты, составлять техническую документацию. Также действуют лаборатории физики, радиоприёмных устройств, антенно-фидерных устройств и распространения радиоволн, радиомонтажная мастерская и т.д. Все лаборатории получили новое оборудование, которое уже задействовано в практических занятиях.

В 2012 году Департаментом образования города Москвы была одобрена инновационная образовательная программа колледжа «Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области радиотехнических и компьютерных систем». В марте 2013 года на базе нашего учреждения мы проводили обучающий семинар для тринадцати колледжей Москвы по особенностям работы на новом оборудовании компании National Instruments. Новое оборудование значительно усовершенствовало систему практических занятий. Учащиеся могут разрабатывать, анализировать и тестировать электронные схемы для печатных плат и интегральных схем, разрабатывать различные радиоустройства, создавать интегральные схемы и пр. Созданы все условия для подготовки востребованных специалистов в области радиотехнических и компьютерных систем и комплексов за счёт организации взаимовыгодного партнёрства с работодателями.

— Совместная работа предприятий и учебных заведений позволяет в оптимальные сроки подготовить специалистов, которые могут сразу же включиться в производственные процессы. В вашем колледже по этой схеме реализуется программа «Приток». Расскажите об её особенностях.

— Одним из социальных партнёров колледжа является Московский аэропорт «Домодедово», с которым в соответствии с договором осуществляется партнёрство в рамках реализации программы «Приток»: проводится целевая подготовка студентов для их дальнейшего трудоустройства на штатные должности аэропорта. В настоящее время к участию в программе привлечено 87 студентов 1–3-го курсов, из которых 47 получают стипендию от аэропорта. Тем учащимся, которые успешно сдают сессии, стипендия выплачивается от 8000 до 15000 рублей. Целевая подготовка включает обучение основам деятельности по выбранной специальности, ознакомительную практику, подготовку к дипломной работе, регулярные мастер-классы и т.д. Программа успешно реализуется. У системы такого образования много плюсов: выпускники адаптируются к производственным процессам конкретного предприятия, изучают особенности работы в компании, к тому же им гарантировано трудоустройство. Если, допустим, студент призывается в армию, то за ним закрепляется рабочее место и по возвращении он может приступить к работе. Мы планируем работать по системе социального партнёрства и с другими предприятиями, чтобы стать базой для целевой подготовки работников в компании и отвечать тем требованиям, которые выдвигает конкретный работодатель. Проведены переговоры о заключении договоров с ОАО «Корпорация Комета», НИИ «Восход», Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева, НПО «Салют».

— В прошлом году вы проводили III Всероссийскую научно-практическую конференцию «Информационные и коммуникационные технологии в непрерывном образовании», предоставляя открытую трибуну для проведения мастер-классов и обсуждения актуальных вопросов. В чём, по-вашему, преимущества непрерывного образования? 

— Непрерывное образование позволяет учащемуся выбрать и закрепить индивидуальную траекторию для осуществления карьерного роста. Получив необходимые знания в школе, он выбирает себе направление — уже после 9-го класса ребёнок профессионально ориентирован. В колледже студент получает необходимый блок практики, ведь количество практических занятий в средних профессиональных учебных заведениях в два раза выше, чем в вузах. Формируется отношение к профессии. Выпускник колледжа имеет профессию за плечами, опыт, наработанный во время практики, и с этим опытом готов идти на производство. Таким образом, когда выпускник колледжа, с приобретёнными практическими навыками, поступает в вуз, он дополняет уже полученные знания теоретической базой. У такого комплексного образования масса преимуществ. Выбор за студентом: идти работать или продолжать обучение. 

Потенциал колледжа позволяет реализовывать не только программы подготовки специалистов, но и осуществлять повышение квалификации работников различных отраслей экономики города и проводить переподготовку взрослого населения, что повышает значимость колледжа в образовательной среде города.