Московский стандарт образования №1(9), 2013 год
Развитие системы профобразования в Москве – одно из приоритетных направлений работы правительства. О том, что делается для этого сегодня, наша беседа с Маргаритой Русецкой, заместителем руководителя Департамента образования города Москвы, доктором педагогических наук, автором более 70 научных и методических работ.
— Основная структурная единица системы начального и среднего профессионального образования Москвы — колледж. Это много-уровневое, многопрофессиональное учебное заведение, реализующее спектр непрерывных образовательных программ, куда входят основное общее, среднее полное, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации взрослого населения, — вводит в курс Маргарита Николаевна. — В 97 профессиональных колледжах Москвы реализуются программы начального профессионального образования по 122 профессиям, включая программы профессиональной подготовки. Программы СПО рассчитаны на подготовку по 99 специальностям.
— Как сказывается демографическая ситуация на развитии системы начального и среднего профессионального образования, ведь из-за снижения рождаемости в 90-х годах даже вузы испытывают дефицит абитуриентов?
— Наверное, я вас удивлю. Несмотря на действительно сложную демографическую ситуацию и массовое предложение высшего образования со стороны вузов, в московских колледжах в последние три года наблюдается постоянный рост контингента обучающихся. Так, в 2012 году приём в колледжи составил 34 605 человек, что на 10 % больше, чем в 2011-м. Конечно, значительный прирост обучающихся в прошлом году во многом обусловлен передачей в ведение Департамента образования города Москвы 15 федеральных государственных образовательных учреждений СПО. Однако, я считаю, это не главная причина, так как эта тенденция наметилась ещё три-четыре года назад. И в первую очередь своё развитие она получила благодаря открытию новых привлекательных для молодых людей специальностей и профессий. К примеру, в прошлом году мы открыли сразу 20 новых специальностей среднего профессионального образования и 7 профессий начального профобразования. Среди них — компьютерные системы и комплексы, программирование в компьютерных системах, организация и технология защиты информации, операционная деятельность в логистике, наладчик компьютерных сетей и др. Уже по названиям ясно, почему эти специальности стали востребованными среди молодёжи. Кроме того, они входят в список самых современных и даже Москва испытывает дефицит таких специалистов.
— Кстати, как вы оцениваете показатель трудоустройства выпускников московских колледжей? Ряд вузов, например, столкнулся с проблемой перепроизводства юристов, менеджеров, экономистов…
— В прошлом году фактический выпуск в образовательных учреждениях СПО составил 28 515 человек. Из них, по данным на 1 ноября 2012 года, трудоустроено больше 87 %. Это высокий показатель. Во многом его удалось достичь благодаря созданию в колледжах служб содействия в трудоустройстве выпускников. Они обеспечивают гарантированное предоставление 2–3 рабочих мест каждому выпускнику в соответствии с его квалификацией. А при повторном обращении выпускников в данные службы им оказывают сопровождение до фактического трудоустройства и закрепления на предприятии. Также организована система мониторинга развития карьеры выпускников в течение трёх лет.
В настоящее время все колледжи имеют договоры о сотрудничестве с профильными предприятиями, которые являются их социальными партнёрами. Повсеместно будущие работодатели участвуют в разработке учебных планов и программ, работе государственных аттестационных комиссий. Все студенты колледжей проходят производственную практику на предприятиях и, как это было всегда, после окончания учреждений СПО часто возвращаются на места практики, но уже в штат предприятия.
— Между тем государственная программа города Москвы на 2012–2016 гг. «Развитие образования г. Москвы («Столичное образование»)» ставит перед системой НПО и СПО новые задачи, диктует необходимость дальнейшей её модернизации и соответствия новым требованиям рынка труда. В частности, речь идёт о необходимости внедрения московского стандарта качества профессионального образования, который бы отвечал задачам развития отечественной инновационной экономики и одновременно международному стандарту качества. Каким образом осуществляется эта задача?
— Московский стандарт качества образования устанавливает более высокие требования к уровню подготовки педагогических кадров, оценке образовательных результатов обучающихся, воспитательному компоненту образовательного процесса. Выходить на него мы планируем за счёт как уже известных механизмов, так и разработки новых. Одним из новых направлений работы Департамента образования города Москвы является поддержка формирования и развития инновационно-образовательных кластеров с участием образовательных учреждений среднего профессионального образования. Уверена, они позволят обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие в условиях реализации ими программ непрерывного профессионального образования, повышение его качества. Ещё один перспективный вектор развития инновационно-образовательных кластеров — производство на их базе товаров и услуг. Конечно, это возможно при наличии у колледжей соответствующей производственной базы и при участии в этом процессе иных участников кластера — предприятий инновационных секторов экономики, ведущих московских вузов, работодателей.
— Что реальное удалось создать в этом направлении?
— Сегодня уже сформированы инновационно-образовательные кластеры по пяти направлениям: инновационно-коммуникационные технологии (на базе Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 и Колледжа автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П.М. Вострухина), химические технологии (Политехнический колледж № 39), пищевые технологии (на базе колледжей сфер услуг № 3, 10, 32, Технологического колледжа № 14, Колледжа предпринимательства № 15, Экономико-технологического колледжа № 22, Технологического колледжа № 28, Колледжа гостиничного хозяйства № 37 «Царицыно»), железнодорожный транспорт — на базе Железнодорожного колледжа № 52 и индустрия климата — на основе Политехнического колледжа № 19. Сейчас идёт формирование кластеров ещё по четырём направлениям: строительство (Строительный колледж № 12), эксплуатация автомобильного транспорта (Колледж автомобильного транспорта № 9), автомобильно-дорожный (Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева), педагогические технологии (педагогический колледж № 7)
— Московский стандарт качества образования, как вы подчеркнули, предполагает объективную оценку образовательных результатов обучающихся. Как будет оцениваться уровень подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего проф-образования? Разработан ли для этого какой-то универсальный оценочный механизм?
— Отмечу, что работа по формированию инновационно-образовательных кластеров включает создание центров сертификационной квалификации по нескольким направлениям: технология машиностроения и металлообработки (Политехнический колледж № 8 им. дважды Героя советского Союза И.Ф. Павлова), железнодорожный транспорт (Железнодорожный колледж № 52), автотранспорт (Колледж автомобильного транспорта № 9), автодорожное хозяйство (Московский автомобильно-дорожный колледж им. Николаева), информационные технологии (Колледж автоматизации и информационных технологий № 20), финансово-банковская сфера (Коммерческо-банковский колледж № 6), технология продукции общественного питания (Технологический колледж № 14). Привлечение к работе Центров сертификации представителей работодателей позволит обеспечить взаимное признание квалификаций молодых специалистов. Сертификация квалификаций будет обязательной. Более того, в Москве существует практика независимой оценки качества подготовки выпускников колледжей со стороны работодателей с выдачей соответствующих сертификатов. Корпоративную сертификацию сегодня осуществляют, например, Торгово-промышленная палата РФ, МЧС, РЖД, Метрополитен, зарубежные компании Metro, Haas, Volvo, Siemens и др.
— В связи с тем, что в колледжах учится немало детей с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-сироты, дети из асоциальных семей, на них ложатся не только образовательные и воспитательные задачи?
— В государственной программе «Столичное образование» обеспечение эффективной социализации учащейся молодёжи стоит в ряду с другими ключевыми приоритетами. И колледжей она касается в первую очередь. Значительная часть обучающихся в учреждениях НПО и СПО — дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей. Из 5000 сирот, обучающихся в системе столичного профобразования, более 3000 приходится на колледжи. Также в колледжах Москвы обучается 3084 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, из них 1875 человек имеют статус инвалида. Руководителям учреждений НПО и СПО приходится проявлять особое внимание к созданию условий обучения таких студентов. Все учреждения СПО реализуют проекты сохранения и укрепления здоровья студентов, профилактики аддиктивного поведения, 9 % обучающихся в колледжах вовлечено в реализацию проектов и инициатив, имеющих общегородское значение (при плане 5 %). Однако решение всех этих непростых задач коллективам учреждений вполне удаётся совмещать с приоритетом № 1 — подготовкой специалистов, востребованных на рынке труда.