Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Артём Киселёв: «Москве нужны умные руки!» №1(9), 2013 год

Аксинья Прохорова

Одной из основных задач Государственной программы «Развитие образования города Москвы» – «Столичное образование» на 2012–2016 годы является внедрение Московского стандарта качества образования. Выполнение этой задачи включает в себя в том числе разработку и внедрение современных образовательных технологий и учебно-методического обеспечения новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО. Заложенный в стандартах компетентностный подход является по сути инновационным с точки зрения возможностей повышения качества профессионального образования. О реформе в системе профессионального образования и новых стандартах знаний рассказал директор Учебно-методического центра профессионального образования ДОгМ Артём Киселёв.

— Сейчас в системе СПО 97 колледжей и техникумов, подведомственных Департаменту образования города Москвы. В них учится более 100 тысяч детей по 122 специальностям и 99 профессиям. Более 30 тысяч взрослых ежегодно проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования. Это огромное количество программ, модули которых необходимо привести в соответствие новым образовательным стандартам. 

— Артём Николаевич, по каким основным направлениям организована новая программа ФГОС СПО?

— Можно выделить три основных направления. Первое — это разработка и внедрение современного нормативного и методического обеспечения реализации ФГОС. Уже сейчас у нас работают 153 учебно-методические комиссии, которые решают ряд задач, в том числе связанных с экспертизой учебных дисциплин и профессиональных модулей. Второе — разработка учебно-методического обеспечения. В перспективе это долгосрочная региональная издательская программа и распространение электронных образовательных ресурсов. И третье направление — разработка и реализация механизмов, обеспечивающих готовность педагогических кадров колледжей реализовывать основные профессиональные ОП в соответствии с требованиями ФГОС и Московского стандарта качества, что включает в себя в первую очередь развитие кадрового потенциала. 

— Последние три года наблюдается постоянный рост контингента обучающихся в колледжах, несмотря на сложную демографическую ситуацию и массовые предложения обучения со стороны вузов, с чем это связано?

— Действительно, с каждым годом учащихся колледжей Москвы становится больше, в 2012 году на первый курс приняли 34605 человек. Это связано с открытием приёма на новые профессии и специальности, а также передачей в 2012 году в ведение Департамента образования города Москвы пятнадцати федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Другая причина — хорошая производственно-технологическая база колледжей. Например, в некоторых из них есть четырёхкоординатные станки, которые нечасто встретишь и на хороших заводах. Кстати, технические вузы всё чаще отправляют в колледжи на практику своих студентов. 

— В последнее время отмечается такое явление, как слияние колледжей…

— Это добровольное решение директоров и педагогических коллективов, обоснованное необходимостью оптимизации возможностей и ресурсов. Этот шаг помог повысить качество и эффективность работы. Один из критериев, по которым оценивают нашу деятельность, — это средняя заработная плата педагогического персонала, обеспечить которую при малом контингенте сложно. Колледжи осознанно идут на слияние, потому что так они получают больше возможностей. В 2012 году средняя заработная плата педагогических работников учреждений профессионального образования выросла на 7 процентов, по сравнению с прошлым годом, и составила 51 тыс. 659 рублей. В некоторых колледжах у нас конкурс по 6–7 человек на место. В Департаменте есть 20–25 колледжей, которые способны конкурировать с европейскими образовательными учреждениями! 

— С каждым годом становится всё труднее повышать престиж рабочих профессий, как вы решаете эту проблему?

— Этим успешно занимаются работодатели. Мы проводим работу по профессиональной ориентации, дни открытых дверей, куда с каждым годом приходит всё больше школьников и их родителей. Здесь они знакомятся со своими будущими работодателями, видят, что мы предоставляем все условия для качественного образования. Это ещё и концептуально важно, ведь мы живём в столице, где система образования в основном ориентирована на москвичей, мы должны конкурировать на тех уровнях, которые требуют высокой квалификации. Если мы начнём кричать на всех перекрёстках: давайте повысим престиж рабочих профессий! — это будет пустой пропагандой. Мы развиваем связи с работодателями, главное направление — здесь.

Мы планируем в этом году организовать целое движение, которое со школы обеспечило бы вовлечение наших детей в продуктивное использование рабочих навыков и далее, через трудовые навыки, в профессии.

— Одной из новых реформ повышения качества профессионального образования является сертификация выпускников группой работодателей — кластерами, расскажите об этом.

— В этом году на базе десятка отраслевых колледжей, имеющих выраженную специализацию, будут создаваться Центры профессиональных квалификаций и Центры сертификаций отраслевых квалификаций.

Сертификация рассматривается как подтверждение квалификации, признаваемой группой работодателей — кластером. Выпускник, получивший сертификат по новым стандартам, чувствует себя на рынке труда гораздо увереннее. Сейчас рынок вакансий меняется очень динамично, и у нынешнего выпускника должна быть возможность выбирать из группы работодателей и среди группы технологий. В настоящее время корпоративную сертификацию осуществляют Торгово-промышленная палата РФ, МЧС, РЖД, Метрополитен, зарубежные компании «Метро-групп», «Хаас», «Вольво», «Сименс» и другие.

— Какие программы, связанные с социализацией студентов, Учебно-методический центр планирует запустить в этом году?

— В этом году мы хотим провести конкурс сетевых проектов, чтобы несколько колледжей могли объединяться для участия. Смысл — привлечь ребят к социальным и экологическим проектам города. Пусть придумают проекты по обустройству нашего города, наших дворов и получат за это материальное вознаграждение. Уже есть хорошие наработки. 

Конечно, хотелось бы, чтобы и профильные органы власти приняли участие в проведении такого конкурса, вошли в его организационный комитет, поучаствовали в отборе. Ребята должны понимать всю серьёзность ситуации и помнить, что за победой стоят не только признание и уважение, но и хороший заказ, а значит, хорошие деньги. 

Мы не видим наших ребят пустыми исполнителями. Москве нужны умные руки!

В 2012 году открыты 20 новых специальностей СПО и 7 профессий НПО:
• компьютерные системы и комплексы;
• программирование в компьютерных системах;
• организация и технология защиты информации;
• операционная деятельность в логистике;
• монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
• наладчик компьютерных систем;
• мастер по обработке цифровой информации
• мастер садово-паркового и ландшафтного строительства и другие.
Наиболее востребованными являются специальности и профессии по группам «информатика и вычислительная техника», «транспортные средства», «сфера обслуживания», «экономика и управление», «банковское дело», «архитектура и строительство».