Образование и просветительство: новые вызовы, новые возможности №1(9), 2013 год
Москва исстари была особым городом с точки зрения образования, где традиционно существовали известные школы, наработки которых использовались по всей Руси. Здесь и сейчас находятся крупнейшие вузы страны и постсоветского пространства. В городской системе образования обучается 430 тыс. дошкольников, 816 тыс. школьников и более миллиона студентов. Такие цифры и факты говорят о многом. О новых возможностях московского образования и главной идее просветительства мы беседуем с первым заместителем руководителя Департамента образования города Москвы, кандидатом экономических наук Вениамином Кагановым.
— Вениамин Шаевич, наш мир изменчив, и в последнее время он меняется всё быстрее. Жизнь предъявляет к личностным и профессиональным качествам людей всё более высокие требования. Рассуждения об изменчивом мире хочу связать с реакцией нынешней системы образования на условия современности. Ваш взгляд на этот вопрос?
— Действительно, информационные технологии открывают новые горизонты, активным образом влияют на новые поколения. Педагоги, психологи, врачи, родители — все отмечают: сегодняшние дети сильно отличаются по своим возможностям, мотивам, ограничениям не только от нынешних взрослых, но и от тех, кто вышел из детства 10–15 лет назад.
Другие дети, другой мир — другие образовательные потребности. Сама жизнь предъявляет новые требования к системе образования. Традиционная «знаниевая» парадигма образования должна уступить место новой — компетентостной, но пока не спешит это делать. Просто давать знания уже недостаточно, поскольку в современном мире они имеют свойство быстро устаревать. Мало адаптировать детей к взрослому обществу, чем занималась прежняя школа: никто не знает, каким оно будет через 10–15 лет. Нужно научить детей ориентироваться в пространстве, во времени, обучить выстраивать отношения с окружающими, настроить учиться всю жизнь. Научить действовать, наконец, и, что чрезвычайно важно, сформировать свою гражданскую позицию, моральный и человеческий стержень. Без этого всё обучение не только бесполезно, но даже опасно и для ребёнка, и для общества.
— Получается, маленькие и ещё не взрослые граждане нашей страны должны быть в поиске правильных ориентиров, в помощь им — учителя. А готовы ли их наставники примерить на себя рубашку нового времени? Каким должен быть педагог в постоянно меняющихся обстоятельствах?
— Учитель всегда играл ключевую роль в воспитании детей. Современный учитель должен обязательно найти ответы на вопросы: как ему идти в ногу со временем и развитием общества, как выстраивать образовательный процесс, чтобы знания, которыми он владеет, не устаревали так стремительно. В противном случае, ценность его учительства будет снижаться по мере развития научно-технического прогресса в обществе. Изменившиеся обстоятельства и возросшие требования ставят перед образованием новые задачи. И реакцией общества на эти вызовы стали Федеральные образовательные стандарты, которые уже внедрены в начальной школе, начали апробацию в основной и, надеемся, в недалёком будущем станут фактом для старшей школы.
Не вдаваясь в детали, скажу, что разработанные стандарты определяют по-новому не только условия и качество образовательного процесса, но и его результаты, цели. Понятно, что это обстоятельство заставляет по-другому подходить к качеству профессиональной подготовки учителя, к качеству управления образовательным процессом, к уровню и качеству взаимодействия образовательных учреждений с сообществом и, в первую очередь, с родителями.
— Любые новшества нуждаются в поддержке. Как выражается интерес городской власти к образовательному сектору на сегодняшний день?
— В последние два года в Москве уделяется огромное внимание образованию. Благодаря позиции Правительства Москвы, мэра Москвы С.С. Собянина все разумные новшества в системе образования поддерживаются, обеспечиваются и административно, и ресурсно.
Второй год реализуется Государственная программа г. Москвы на 2012–2016 гг. «Столичное образование». Данный проект позволил приступить к серьёзным качественным преобразованиям, нацеленным на повышение качества, доступности знаний, к формированию и реализации индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития каждого учащегося.
Несмотря на сравнительно малый срок, уже можно говорить о некоторых результатах в повышении качества образования, косвенных показателях более успешной воспитательной работы с детьми: например, снижение правонарушений среди обучающихся, возросшее доверие общества и родителей к системе образования, подтверждаемое социологическими исследованиями. Последнее обстоятельство особенно для нас ценно, тем более что всё это происходит на фоне постоянных и для многих педагогов, руководителей болезненных процессов. Но в итоге, дети — выигрывают, общество — выигрывает, и это окупает все издержки.
— Вениамин Шаевич, познакомившись с вашим мнением о том, каким должен быть учитель, хотелось бы поговорить и о месте, занимаемом в новой образовательной ситуации родителями, которым отводится в этом деле значительная роль.
— Здесь следует поставить акцент: в этом вопросе очень важна тема просветительства. Социальным заказчиком системы образования являются в частном случае семья, в общем — городское сообщество. Задачи образования настолько амбициозны, а возможности человека настолько ограничены, что без перестройки отношений с родителями современная школа не сможет давать качественное образование. Также за несколько лет обучения невозможно подготовить современного специалиста в вузе, если он до этого не имел возможности профилизации по тем или иным предметам.
Скорость изменений в системе образования сегодня настолько велика, что без специальных усилий не стоит и мечтать о том, что общество их поймёт и поддержит. Эти усилия лежат в сфере просветительства.
Системе образования не просто желательно — жизненно необходимо, чтобы общество понимало: зачем, почему и что именно происходит в школе. Без этого понимания невозможно вовлечь родителей в управление образовательными учреждениями, невозможно соотнести подходы к воспитанию детей. Что получится, если в школе говорят одно, дома — другое, по телевизору и в интернете — третье? Ребёнок перестанет доверять всем.
Поэтому политика полной открытости образования, двухлетняя практика такой работы, открытости всей информации по образованию, активизация взаимодействия с профессиональными сообществами и родителями уже дали определённые результаты. Исследования на конец прошлого года показали: более 85 % москвичей вовлечены в процесс обучения детей в школе. Наметился тренд на позитивное отношение к качеству московского образования. Стоит заметить, что намного негативнее оценивают образование те, кто не имеет детей и не планирует их иметь. Можно сделать вывод: с другими — родителями, бабушками, дедушками школа всё же работает. Но в плену прошлых представлений остаются те, кто в повседневной жизни с образованием детей не сталкивается. Но эти люди также часть общества и, как правило, часть активная, нацеленная на успех в карьере. Важно, чтобы они также стали сторонниками нового московского образования.
Есть ещё некоторые иллюстрации к изменениям, происходящим в отношении общества к образованию. Детский телевизионный учебный центр южного окружного управления образованием начиная с 1998 года ведёт телевизионные передачи, где принимаются звонки от телезрителей. Ведущий проекта — Ефим Лазаревич Рачевский, директор известного образовательного комплекса «Царицыно», не только отвечал на эти вопросы, но и сохранил их.
— Какова в итоге картина телевизионного интерактива? И как менялись интересы родителей вчера и сегодня?
— Следуя анализу 1998–2000 годов, вопросы родителей в основном касаются размеров оплаты за дополнительные услуги, жалобы на отсутствие учителей по тем или иным предметам, на отсутствие элементарных удобств: аварийное состояние школы, плохое отопление и т.д. После теракта на Дубровке, печально знаменитого «Норд-Оста» 2002 года, родители озабочены исключительно безопасностью своих детей.
А вот уже в последние годы ситуация кардинально иная. Активная часть общества пошла на сотрудничество с системой образования, родители всё активнее вникают в содержательную часть образовательного процесса. И наша задача — подсказать, направить эти усилия родителей в конструктивное русло.
— Каков ответ педагогов на вопрос взаимоотношений родителей и школы?
— Департамент образования г. Москвы постоянно изучает опыт передовых, выдающихся работников системы московского образования, положительный, яркий опыт успешных образовательных учреждений. Так, в декабре на методических курсах слушателям, а это 300 руководителей образовательных учреждений разного профиля, было задано «домашнее задание»: написать эссе, осветив своё видение ряда вопросов. Один из них был сформулирован следующим образом: «Взаимоотношения родитель — учитель: единство и борьба противоположностей». Все руководители отметили — такая проблема есть. И многие проблемы связаны с различным пониманием, каким должно быть образование, что хорошо, что плохо?
Хотя в большинстве своём родители учителю доверяют. А кому ещё доверять? Учитель может, а значит, должен просвещать родителей, а через них и всё общество о сути и смысле преобразований в школе.
К сожалению, нередко взаимоотношения родитель — учитель носят характер противостояния. Учителя порою опасаются, что, чем больше общения с родителями, тем больше критики в адрес школы и конкретного педагога.
Однако в современном образовательном учреждении наметилась и положительная тенденция: организация взаимодействия с родителями на основе взаимопонимания и сотрудничества в интересах ребёнка. Эта тенденция базируется на таких важных аспектах, как просвещение родителей, прозрачность школьной образовательной среды. Максимально полная и доступная информация на сайте школы; электронные дневники учащихся с комментариями учителей и рассылкой сообщений; дистантное предметное обучение; персональные странички учителей в Интернете и т.д. Сегодня родители в Москве получили доступ к рассмотрению тех вопросов, к которым раньше их не допускали: выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, участию в составлении учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний, влиянию на материальное стимулирование учителей. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнёрами в воспитании детей.
Исходя из опыта школы, можно с уверенностью сказать, что сегодня в разы повысилась мобильность родителей и по части общественно-государственного управления школой. Родители всё охотнее откликаются на школьные инновации, с энтузиазмом включаются в проектную деятельность. И задача учителя — стать для родителей связующим и направляющим звеном между семьей, её образовательными и социализирующими потребностями, и школой, развивать возможности школы, класса, социума для удовлетворения запросов семьи.
Я хочу воспользоваться результатами общероссийского мониторинга: взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69 %) убеждены, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребёнка. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, — родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников — 74 % ответов в этой группе. 17 % участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей — 18 %). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14 % респондентов (среди родителей — 8 %). Многие доверяют школе настолько, что не считают нужным как-то проявлять своё внимание к тому, что там происходит.
— Следуя вашему слову, чувствуется акцент, что школа сегодня является одним из главных инструментов просвещения.
— Безусловно. Только в Москве в системе Департамента образования трудится более 200 тыс. человек, среди которых не один десяток талантливых, имеющих свою позицию и профессиональный опыт педагогов. И они проявляют себя не только на уроке. Например, проект «Город грамотных людей», инициированный Витой Кириченко, победительницей конкурса учителей Москвы и России 2012 года, а ныне директором одной из московских школ.
Чтобы система образования стала качественнее, она сама должна быть более открытой обществу, активнее продвигать свои цели. Новые требования и новые возможности задают тренды для трансформации и просветительской системы.
По моему представлению, цель просветительской деятельности сегодня можно сформулировать следующим образом: формирование личности гражданина, понимающего закономерности развития общества, имеющего гражданскую позицию и понимающего личную ответственность за реализацию своих возможностей на благо семьи и общества.
— Далеко ведь не каждый станет воспитывать в себе именно такую гражданскую модель.
— Конечно, нет. Но если объединить усилия, проявить умение и настойчивость, то процент населения, близкий к этим позициям, станет больше, заметная часть других повернётся лицом к проблемам общества и проблемам государства.
Часто сетуют: в обществе нет единой идеологии, нет национальной идеи. По-моему, она есть и довольно чётко сформулирована в последних решениях и выступлениях президента РФ, нацеленных на развитие образования и воспитание гражданина.
Для москвичей, для системы просветительства города, на мой взгляд, можно эту цель сформулировать так, как она записана в Госпрограмме «Столичное образование»: «Создание условий средствами образования для максимальной личной успешности каждого обучающегося в обществе».
Думаю, цель нашего просветительского движения можно сформулировать аналогично: «Создание условий для успешности каждого гражданина в обществе и содействие самореализации на благо общества».
— Поставлены ли задачи для достижения этой цели?
— Есть задачи, и уже есть примеры по их выполнению. Во-первых, нужно формировать когорту просветителей, добившихся успеха в новой жизни и несущих в себе оптимизм, желание созидать на благо общества. Например, авторитетные мастера искусств, выдающиеся спортсмены, учёные, бизнесмены, общественные деятели. Во-вторых, необходимо формирование нового содержания просветительской деятельности, направленного не столько на овладение знаниями, сколько на понимание закономерностей развития общества, умение находить позитивное. Например, молодёжная акция «Острова Гипербореи», когда в процессе подготовки и жизни в команде на необитаемом острове участники по-новому переосмысливают жизнь, лучше понимают близких, стремятся сохранить и преумножить те богатства, которые они приобрели на острове. В-третьих, необходимо активнее использовать новые информационные технологии. Блогеры обратились к обществу и очень быстро собрали средства для помощи больному ребёнку. Вывод: научно-технический прогресс несёт не только опасности, но и возможности, и надо уметь ими пользоваться. И наконец, просветительство эффективно через акции и вовлечение в общественно полезные дела. Нужно не просто рассказывать, а показывать, а ещё лучше — делать вместе. Дети в 405-й школе за счёт благотворительных концертов собрали 5 млн рублей на помощь однокласснице с неизлечимой болезнью.
В продолжение темы, хочу отметить, что Департаментом образования города Москвы и Фонда поддержки российского учительства реализуется проект «Москва — столица образования», который предусматривает участие тысяч юных москвичей и педагогов в показе образовательных возможностей Москвы для десятков тысяч детей и взрослых из регионов России и других стран.
Хочу сказать, что при всём уважении к различным категориям населения, на мой взгляд, опора просветительского движения — учительство. Сегодня учитель обязан быть просветителем, если не по призванию, то по должности. Учитель — творец отношений с родителями, а значит — с обществом.
— Вениамин Шаевич, мы всё-таки ещё раз обратились к образу учителя. Подчёркнуто вы говорите о нём, как о главном просветителе.
— Да, я уверен, что настала пора отряхнуться от гражданской спячки, прекратить брюзжать и лить слезы по тому, чего нет, а жить тем, что есть, помогать найти свой путь другим, в первую очередь, молодёжи. Это важная задача, и педагоги Москвы могут быть в авангарде этого движения.
Мы должны, не закрываясь от конструктивной критики, больше внимания уделять выявлению и показу позитивного опыта. Направить механизмы просветительства на формирование уверенности и позитива в обществе — негатива много и без нас.
Гражданский долг людей передовых — а учитель не может не быть передовым, иначе он учитель только по должности, а не по профессии — как всегда, идти на шаг впереди всех, «сеять разумное, доброе, вечное», быть первопроходцами, вести за собой, освещая дорогу другим.
Издревле миссия учителей состояла в том, чтобы быть провозвестниками и пророками. Это трудная задача. Но достойная. И посильная. И кто должен решать её, если не учитель? При этом учитель — это тот, кто морально готов отдать обществу чуть больше, чем может получить от него. Знаю, что многие уже движутся в этом направлении, потому что понимают: любой источник пересохнет, если не заботиться о нём. И пришло время, когда таких людей может быть и будет больше.