Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Тольяттинский социально-педагогический колледж готовит специалистов нового поколения №1(8), 2012 год

Ольга Боровая

История ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа начинается с 1866 года. У истоков педагогического образования стояли известные в истории личности: дворянка М. Тургенева, открывшая в 1872 году школу по подготовке сельских учительниц, в деятельности которой принимала участие дочь губернатора Санкт-Петербурга Софья Ковалевская… Сегодня в колледже обучается более тысячи человек. Студенты получают образование на базовом и на повышенном уровне. Подробнее о работе социально-педагогического колледжа рассказала Ирина Мальченкова, директор:

— В названии колледжа отражена вся суть произошедших перемен: найдено новое место учебного заведения в системе образования региона, изменена структура образовательной деятельности, достойно и в соответствии с реальными достижениями педагогического коллектива оценен уровень образования, получаемого выпускниками. Ежегодно выпускаются до 170 педагогов, юристов, социальных работников, техников, лучшие из них занимают руководящие должности.

Учитывая отраслевую направленность, колледж осуществляет подготовку специалистов для образовательных учреждений и социального обслуживания нашего города и региона. У нас обучается свыше 1100 студентов по 9 специальностям и 3 профессиям, по очной, заочной, очно-заочной (вечерняя) формам обучения.

— Ирина Владимировна, сейчас много говорится о подготовке специалистов нового типа, соответствующих европейским стандартам…

— Важнейшим направлением работы коллектива является модернизация структуры и содержания учебной деятельности, которая направлена на реализацию стандартов нового поколения. В образовательный процесс внедряются современные педагогические технологии, основанные на принципах системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Наша цель — подготовка специалиста, способного на основе полученных профессиональных компетенций свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и принимать правильные нравственно ответственные решения в условиях быстро меняющегося мира. Миссия колледжа направлена на ускоренное усвоение инноваций, постоянное обновление технологий, адаптацию к запросам и требованиям рынка труда и внедрение системы менеджмента качества.

— Работа колледжа предполагает практико-ориентированное обучение. Сотрудничает ли ваше образовательное учреждение с предприятиями?

— В колледже эффективно работает координационный совет социальных партнёров. То есть все специальности колледжа имеют своих партнёров, взаимодействие с ними охватывает различные сферы деятельности. Колледж ведёт активную деятельность по модернизации производственного обучения. Профессиональная образовательная программа согласовывается с работодателями, практика проводится на базовых предприятиях и учреждениях, с которыми заключаются договора, позволяющие максимально выполнять требования по подготовке специалистов, установленные работодателями.— Используются ли в работе колледжа нетрадиционные методики?

— Для обеспечения большей доступности качественного обучения мы широко применяем в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии. Учебные лаборатории, кабинеты профдисциплин, компьютерный центр, читальный зал библиотеки оборудован современным программным и мультимедийным оборудованием: компьютерами, объединёнными в локальную сеть с доступом в интернет; видеопроекторами. Две трети преподавателей проводят уроки, применяя персональные компьютеры; внедряются сетевые технологии, функционируют 3 сервера, компьютерный центр для самоподготовки студентов; разрабатываются специальные программы автоматизации учебного процесса; создаются электронные пособия. С этого учебного года приказом Министерства образования и науки Самарской области колледж включён в эксперимент по дистанционному образованию в системе среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Хотелось бы узнать немного о студенческой жизни. Есть ли какие-то традиционные мероприятия?

— Обучение в колледже — это не только лекции, экзамены, получение профессиональных навыков на производственных базах, но и весёлая студенческая жизнь, наполненная множеством увлекательных мероприятий, таких как «Посвящение в студенты», «Мир, в котором я живу», смотр талантов, шоу-конкурс «Краса колледжа»; театрализованные представления для детей-сирот, благотворительные акции в помощь малоимущим и детям, оставшимся без попечения родителей, празднование Масленицы, Дня учителя, Дня науки, Дня качества и другие социально-значимые мероприятия.

В колледже созданы и работают органы студенческого самоуправления — студенческий совет. Студенты успешно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Ежегодно на научно-практических конференциях студенты выступают с результатами исследований. Так за прошлый учебный год выступили на городском уровне — 61 студент, региональном — 40 студентов, на федеральном уровне — 129 студентов, на международном уровне — 12 студентов. У колледжа славные спортивные традиции. Наши студенты традиционно являются победителями городских, областных соревнований среди студентов среднего профессионального образования, занимаем первые места в обще командном зачете.

— Немаловажный аспект — социальная поддержка студентов. Существует ли она в колледже?

— Социальная поддержка студентов существует прежде всего в виде академической стипендии, которая выше федерального уровня на 50%. Кроме того отличники и активные студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью и участвующие в общественной жизни колледжа, получают повышенную стипендию. В День качества и к Международному дню студента лучшие студенты получают именную директорскую стипендию в размере 3 тысяч рублей. Лучшие группы и отдельные студенты награждаются поездками в Самару, Казань, Пензу. Существует и социальная стипендия для студентов, испытывающих материальные затруднения. Выдаётся и материальная помощь.

— Конечно, главное в любой работе — это коллектив. Расскажите о работе своих коллег.

— Наш преподавательский состав — это высокопрофессиональные специалисты, энтузиасты своего дела, инициативные и энергичные люди, среди которых один заслуженный учитель РФ — И.В. Гервальд, 5 кандидатов педагогических наук, 8 почётных работников СПО, 12 преподавателей имеют грамоту Министерства образования РФ, высшая категория у 51 человека. Около 30 лет и более работают в колледже: Г.К. Гаврилова, О.А. Маркушина, Т.А. Орлова, Е.В. Силантьева, О.Ю. Воронова. Генератором идей модификации колледжа являются: зам. директора И.Ю. Лебедева, И.В. Гервальд, заведующие отделений С.В. Божедомова, Т.А. Михайловская, Н.Н. Ивонинская, Л.Г. Лыскова, О.И. Дьякова, Л.В. Ладилова.

— Несомненно, есть множество наград и у самого колледжа.

— Колледж участвовал на международном форуме «Инновации и развития», стал победителем Всероссийского конкурса «100 Лучших предприятий и организаций России» в номинации «Лучшее учебное учреждение». Мы вошли в состав 100 лучших предприятий России и награждены дипломам.

В 2012 году являлись лучшим учебным центром РФ-2010. Свои достижения в учебновоспитательной и научно-методической деятельности колледж не раз успешно представлял на мероприятиях всероссийского, регионального и городского уровней. Деятельность учебного заведения неоднократно отмечалась наградами.

— В завершение беседы хотелось бы узнать о планах и перспективах развития учебного заведения.

— Коллектив колледжа в настоящее время работает в непрерывном режиме над повышением эффективности образовательного процесса в условиях формирования инновационной профессиональной сферы учебного заведения. В перспективе — это открытие новых специальностей, новых профессий, востребованных сегодняшним днём. Это более целенаправленная работа с социальными партнёрами. Это выдача именных сертификатов студентам при выпуске, который будет подтверждать профессиональные компетенции и позволит продвигаться более успешно по карьерной лестнице. Это открытие отраслевой студенческой биржи труда. Это новая модель образовательного пространства. Главное в планах — это реализация основных принципов обучения, которое должно быть доступным, качественным и практико-ориентированным.