Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Моя жизнь — моя работа! №1(8), 2012 год

Татьяна Яремчук

«Футбол — не просто спорт, это, прежде всего, воспитание и развитие физически здоровой личности», — так считает Михаил Стрыков, директор «Детско-юношеской спортивной школы по футболу „Торпедо“ города Калуги. Открывшись в 1992 году, „Торпедо“ (на тот момент и до 1997 года — „Олимпик“) стала первой в образовании спортивной школой по футболу. Спустя всего год за отличные результаты учреждению был присвоен статус школы олимпийского резерва. Как происходило становление и развитие детской спортивной школы „Торпедо“, нам рассказал директор Михаил Иванович.

— Футбол в образовании для Калуги начался в 1976 году, когда при одной из спортивных школ было открыто отделение по футболу. На тот момент я только поступил в Московский областной государственный институт физической культуры. В калужском футболе в те годы было всего два тренера с высшим профессиональным образованием. Узнав о моей учёбе в институте, меня сразу пригласили работать тренером. Дело пошло и уже через полгода был виден хороший результат. В 1991 году мне предложили создать и возглавить детскую футбольную школу. И с 1992 года я начал её комплектовать. И вот уже 20 лет я работаю директором этой школы, и за это время ни разу не прекращал тренерскую деятельность.

— Михаил Иванович, кто может стать вашим учеником?

— Все желающие заниматься футболом, не имеющие медицинских противопоказаний. Ведь основные наши цели это воспитание и здоровье детей. У нас не просто спорт, у нас — образование. Мы формируем потребность в здоровом образе жизни, воспитываем высокие волевые, морально-этические и эстетические качества ребёнка, формируем умение работать в команде, доверять и нести ответственность за свои действия, достойно побеждать и принимать поражения, делить на всех и радость побед, и горечь неудач. На мой взгляд, это именно те качества, которые помогут ученикам успешно реализовать себя в дальнейшей жизни, не важно — будет ли она связана с футболом или нет. Моим первым выпускникам в этом году исполнилось 50 лет. Но они меня до сих пор помнят и говорят, что занятия в нашей школе очень многим помогли. Ребята, которые занимались у меня, теперь приводят обучаться своих детей, внуков. Всех учеников помню по именам и горжусь ими.

— Сколько учеников в вашей школе? И каков тренерский состав?

— Сейчас у нас занимается 961 человек от 6 до 18 лет. По окончании школы выпускникам присваиваются разряды. У нас работает 23 преподавателя по футболу. Есть и Заслуженный работник физической культуры России, и Заслуженный тренер России. Тренеры-преподаватели регулярно поднимают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Я тщательно отбираю сотрудников. Беру тех, у кого есть желание работать с детьми, передавать свой опыт, воспитывать. Ведь можно быть хорошим футболистом, а как тренер не состояться.

— Вы открывались в тяжёлые 90-е годы. Много ли трудностей пришлось пройти?

— Трудностей было много. Например, был период, когда на протяжении девяти лет финансирования практически не было. За это время пришёл в негодность инвентарь, сильно поредели тренерские ряды. И это понятно, люди должны были выживать, кормить свои семьи. Остались только энтузиасты. На сегодняшний день школа имеет высококвалифицированный тренерский состав. Сейчас же есть другой бич. Как ни странно, но это родители, которые решили, что точно знают, как надо обучать игре в футбол. Они вмешиваются в тренировочный процесс, позволяют себе давать рекомендации тренерам, с лёгкостью меняют школы, тренеров. В результате, у ребенка не формируется авторитет наставника — они не знают, кого слушать, кому верить. И вот уже нет ни футболиста, ни личности. Как с этим бороться? Это, пожалуй, самый злободневный вопрос.