Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Профессиональное училище № 19 ищет эффективные методы обучения и воспитания подростков №1(8), 2012 год

Ольга Боровая

История современного Профессионального училища № 19 города Усть-Кута не совсем обычна, ведь она состоит из истории двух учебных заведений, стоящих в истоке его возникновения. Это профессиональное училище № 61 и профессиональное училище № 19. Исторические корни училища № 61 «уходят» в далёкий 1946 год, за эти годы менялось название, появлялись новые профессии, развивался образовательный уровень учреждения. То же самое можно сказать и об училище № 19, которое открылось в 1982 году в городе Усть-Куте Иркутской области, готовящее так необходимые в то время рабочие кадры строительного профиля.… Менялись времена, менялось название, менялась история. В 2007 году произошла реорганизация путём слияния двух училищ — 61-го и 19-го. Обновлённое объединённое училище № 19 начинает подготовку таких специалистов, как повар, кондитер, портной, электрик. 12 профессий в одном учебном заведении – такого опыта в Иркутской области больше нет. Педагогический коллектив ищет эффективные методы обучения и воспитания подростков, используя потенциал обучающихся… Подробнее о работе училища рассказывает Анжела Дубровская, директор:

— С февраля 2012 г. наше училище получило новое название — Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 19 города Усть-Кута. Сегодня наше училище — это многопрофильное, стабильно работающее учебное заведение, имеющее богатую историю, традиции и насыщенную событиями современную жизнь.

Училище реализует основные образовательные программы начального профессионального образования, а также профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров по заявкам предприятий города и Центра занятости населения. В 2011-2012 учебном году организовано обучение по новой профессии «продавец, контролёр-кассир».

— Для постоянного развития училища требуются и соответствующие условия для студентов. Как обстоят дела в этом направлении?

— Училище сегодня располагает общежитием на 100 мест, столовыми на 180 мест, спортзалами, актовым залом, помещениями для лабораторных работ, мастерскими, библиотекой с читальным залом. Мы создаём все условия для того, чтобы наши студенты, обучающиеся в училище, смогли стать современными, конкурентоспособными специалистами. Ребятам из малообеспеченных семей, сиротам мы предоставляем бесплатные обеды, остронуждающимся оказываем материальную помощь.

Наши преподаватели постоянно совершенствуют своё мастерство, активно используют информационные технологии. В училище создана замкнутая локальная сеть, имеющая выход в Интернет. Всё это даёт в итоге существенное расширение информационного поля, а значит, в конечном счёте, и повышает качество подготовки специалистов.

— Руководить образовательным учреждением сегодня, в условиях постоянно меняющегося законодательства, задача не из лёгких. Что главное для вас в работе как для директора училища?

— В моём понимании, управление образовательным учреждением в условиях рыночных отношений не что иное, как образовательный менеджмент. На мой взгляд, чтобы успешно справляться с задачами управления, руководителю учебного заведения недостаточно обладать профессиональной квалификацией. Чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, то есть теорией менеджмента, и уметь творчески её применять — овладеть искусством управления. А уже владея знаниями и искусством управления — определять цели своей деятельности, вырабатывать стратегию и принимать соответствующие этой стратегии решения. Руководство любой организацией, в том числе и образовательным учреждением, достигает своих целей через людей, оказывая на них необходимое влияние и таким образом добиваясь нужных результатов. А на качество труда человека влияют такие психосоциальные факторы, как сплочённость коллектива, благоприятная атмосфера, взаимоотношения с руководством.

— Сегодня много говорится о создании специалистов так называемого «нового поколения». Чем, на ваш взгляд, должен владеть современный специалист?

— По моему мнению, современный специалист должен владеть не только суммой фундаментальных и профессиональных знаний, но и быть творческой личностью, способной самостоятельно решать сложные задачи и быстро адаптироваться к меняющимся условиям современного мира. Поэтому одним из основных направлений училища является повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Нашему педагогическому коллективу и в будущем предстоит работать над реализацией форм и методов качественной подготовки будущих специалистов. Уже сегодня для повышения эффективности обучения реформируется учебный процесс, используются современные средства обучения. Мы основательно работаем над совершенствованием методик образования, применением инновационных технологий. Я с оптимизмом смотрю в будущее, в котором вижу училище современным учебным заведением с устойчивой материальной базой и сильным преподавательским коллективом, со своими заботами и радостями. Мне бы хотелось, чтобы и в будущем училище было престижным учебным заведением, куда бы стремились попасть молодые люди.

— Очень важное направление в образовании — обмен опытом с коллегами. Сотрудничаете ли вы с другими учебными заведениями?

— Да, конечно, сотрудничаем и не только со всеми учебными заведениями северного региона, но и всей Иркутской области. И это не только обмен информацией, но и помощь экспертов при аттестации педагогических работников, консультации при аккредитации и т. д.

— Анжела Александровна, главный залог успеха любой организации — это люди, которые в ней работают.

— В своей деятельности я руководствуюсь принципами: уважения и доверия к человеку, социальной справедливости, индивидуального подхода, единого статуса, сотрудничества, целевой гармонизации и многими другими. Поэтому для меня очень значимо, с кем я работаю, какие люди являются основной базой для формирования учебно-воспитательного процесса. Стараюсь сохранить те традиции, которые были в училище всегда, но и в тоже время требую, чтобы педагогический состав соответствовал научно-техническому прогрессу, шёл в ногу со временем. Создаю условия для прохождения курсов, стажировок, повышения квалификации, аттестации педагогических работников. Обеспечила повышение материальной базы училища за небольшой промежуток времени, используя личную инициативу, находя спонсоров.

В коллективе училища работает 96 человек. Некоторые из них — на протяжении многих лет, имеют грамоты и благодарности Министерства образования Иркутской области, Министерства образования и науки Российской Федерации, НПО Российской Федерации: Л.М. Зырянова, Л.А. Латышева, А.Г. Сорокина, Т.И. Егорова, Ю.М. Омолоев, В.Б. Башкатова, М.В. Воронина, Л.Г. Воробьева, Т.М. Касенова, Н.В. Потапова. Есть у нас и ветеран профтехобразования РФ — В.Н. Емельянова.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с юбилеем, который они отметили в уходящем году: Л.А. Латышеву, А.Г. Сорокину, Е.Р. Лисенкову, Н.В. Потапову.

— Немного о традициях — какие существуют?

— Линейка, посвящённая «Дню знаний; „Посвящение в профессию“, конкурс-выставка поделок из овощей „Дары Осени“, „Посвящение в жильцы“ (для проживающих в общежитии); День самоуправления; Новогодний бал, военно-спортивная эстафета, месячник военно-патриотического воспитания, „Учащийся года“, проведение декады „Мы за здоровый образ жизни“, конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», День здоровья, легкоатлетический кросс «Золотая осень», День открытых дверей, конкурс «Мисс Осень», праздничные концерты, посвящённые 23 февраля, 8 марта, 9 мая, конкурс чтецов, День защиты детей, волонтёрское движение, проведение декады недели по профессиям, встречи с выпускниками, специалистами, торжественный вечер вручения дипломов. Главное — мы стараемся хранить и помнить историю двух училищ, которые стали единым целым.