ИПЦ «Учебная техника» (Челябинск): лаборатория инженерного новаторства №1(7), 2011 год
В интервью нашему корреспонденту профессор Юрий Галишников рассказывает о развитии предприятия, деятельность которого способствует столь необходимому переоснащению лабораторной базы профессиональных учебных заведений.
Большие возможности малого бизнеса
— Юрий Петрович, деятельность вашего Центра направлена на реализацию приоритетного нацпроекта «Образование». Ощущаете ли вы жаркие объятья государства, поощряющего и поддерживающего такой бизнес?
— Отечественный производитель учебной техники так и не дождался адресной поддержки от госструктур. Минобрнауки РФ, как выразитель государственных интересов в этой области, не проявляет интереса к нашей деятельности. На выставках образовательных технологий высокие представители из министерства подходят, главным образом, к стендам подведомственных им учебных заведений. Хотя государственный интерес не направлен непосредственно на нас, средства из федерального бюджета всё же не проходят мимо. Они выделяются напрямую учебным заведениям, а у нас за 10 лет работы уже сформировано привлекательное реноме, что и стимулирует заключение заказов. Следует отдать должное: государственная поддержка профессиональной школы сегодня довольно существенна. Однако процесс финансирования должен бы быть более равномерным. Деньги буквально «обрушиваются» на учебные учреждения в самом конце года. Колледжи и вузы начинают лихорадочно проводить конкурсы, стремясь в короткий срок освоить средства, чтобы не нарушить финансовую дисциплину. Это создаёт большие проблемы для нас, производителей учебного оборудования.
— Думаю, существует некая корреляция: результат работы вашего Центра проявляет себя в качестве образования. Какими темпами идёт переоснащение учебной лабораторной базы в профессиональной школе? Как вы оцениваете учебно-лабораторную базу тех учебных заведений, с которыми сотрудничаете?
— Потребность в кадрах напрямую связана с экономическим ростом. Если его нет — не образуются новые предприятия, не происходит модернизация производства, невостребованными оказываются и специалисты. Учреждения профессионального образования сегодня озабочены качеством подготовки специалистов. Сегодня нельзя похвастаться его общим высоким уровнем. Причины разнообразны. Пропадает мотивация у преподавателей, получающих неадекватно низкую заработную плату и вынужденных подрабатывать чем придётся. В вузах много платных студентов, как правило, троечников. Такая публика задаёт тон в учебном заведении, уходит атмосфера упорного учебного труда. Несомненно, лабораторная база, как весьма важная составляющая качественного образования, улучшается — ещё пару лет назад её можно было охарактеризовать как удручающе плохую. Но для коренного перелома ситуации момент ещё не наступил: полноценный образовательный процесс пока не запущен. Ведь как организуются занятия группы студентов, скажем, из 25 человек? Для лабораторного практикума их делят на две части. Только для одной такой подгруппы требуется 4—5 стендов, где бригады по два-три человека должны отрабатывать практические навыки. Но чаще всего приобретается только один стенд. В итоге — крайне низкая эффективность лабораторных занятий. Движение в верном направлении началось, но до полноценного насыщения учебных заведений оборудованием пока далеко. Из этого следует, что востребованные предприятия-производители учебной техники должны развиваться, наращивать объёмы производства. Нам очень помог бы статус инновационного предприятия, ведь фактически мы занимаемся инновационной деятельностью, разрабатывая новую продукцию.
Я вижу реальную государственную поддержку предприятия в том, чтобы нам давали возможность реально расти, развиваться. Государственная политика должна быть построена на анализе результатов аукционов: деньги надо вкладывать в тех, кто на деле доказал свою способность превращать их в полезные вещи. Важен и мониторинг потребностей учебных заведений: тщательный анализ востребованного и приобретённого оборудования, его разработчиков и производителей. Подобный мониторинг позволит отслеживать точки роста. На любом рынке ключевой момент — востребованность продукта. Покупая товар, потребитель отдаёт свой голос конкретному разработчику и производителю.
Практика — критерий истины
— Производимое вашим предприятием учебно-лабораторное оборудование для системы проф-образования пользуется хорошим спросом на рынке учебной техники. Какие направления вы ведёте?
— Устранение дефицита электроэнергетического учебно-лабораторного оборудования стало главной целью НИОКР, начатой нами ещё в 1993 году. Сегодня в номенклатуру выпускаемой продукции входит более 200 видов лабораторного оборудования по направлениям «Электротехника», «Электроника», «Автоматика», «Электромеханика», «Электроэнергетика». Интенсивно разрабатываются новые стенды по запросам образовательных учреждений. Наше оборудование, отвечая в целом мировому уровню, по ряду параметров превосходит лабораторные стенды европейских фирм. Оборудование успешно эксплуатируется в крупнейших российских вузах, училищах, колледжах и техникумах, учебных центрах и технических школах. Среди потребителей нашей продукции, оценивших её по достоинству, — НИУ Московский энергетический институт, Сибирский федеральный университет, Южно-Российский федеральный университет. Работаем мы и с Казахстаном, Таджикистаном. Так, в г. Курган-Тюбе недавно был создан энергетический институт, который закупил наше оборудование.
— Какие новинки учебной техники вы разработали за последнее время?
— Мы проявляем большой интерес к возобновляемой нетрадиционной энергетике солнца, ветра и водородной энергетике. По этим направлениям у нас разработан ряд стендов и освоено их производство. Учебные заведения довольно активно закупают их. Один из новых стендов — «Нетрадиционная энергетика — натурная модель ветроэнергетической установки». Ещё одна актуальная новинка — «Автоматическая система пожаротушения». Эта продукция востребована учебными заведениями системы МЧС (Москва, Воронеж, Екатеринбург, Иваново). МЧС через своё агентство ЭМЕРКОМ закупило у нас большую партию для оснащения учебного центра в Азербайджане, в рамках оказания международной спонсорской помощи. У нас также много новых разработок по теме «Электробезопасность». Мы внимательно следим за реальными потребностями рынка и стараемся откликаться на них новыми разработками, реагируем на общественные социальные потребности, выстраивая свою инновационную политику.
— Ваше предприятие относится к категории высокотехнологичных, и подтверждением тому является инновационная составляющая. Сколько вы способны разработать и внедрить за год нового оборудования?
— Процесс достаточно интенсивный — счёт идёт на месяцы. В течение года организуется несколько общероссийских образовательных выставок, на которые мы всегда привозим новые разработки, по две-три позиции. У нас есть группа разработчиков, генерирующих идеи, подготавливающих схемотехнические решения. Группа конструкторов готовит рабочие чертежи для токарей, фрезеровщиков, электромонтажников, воплощающих задумки в жизнь. Идея проходит через все основные этапы разработки, от концепции, рабочего чертежа, макета до испытаний и выпуска опытных образцов. Реально отрабатывая каждое направление, мы достигаем качественного результата и выпускаем надёжную продукцию, которой можно гордиться.
— Освоить работу на новом учебном оборудовании непросто даже преподавателю. Учебное заведение может рассчитывать на вашу помощь?
— Конечно, общение с новым оборудованием требует подготовки. Наши специалисты осуществляют послепродажное обслуживание техники и проводят обучение преподавателей. Абсолютно все наши стенды сопровождаются подробными методическими указаниями. Осваивая новую технику, преподаватель растёт профессионально, повышает свою квалификацию. Мы стремимся наладить доверительные и добросовестные отношения с заказчиками. Познакомившись с нашей продукцией, учебные заведения готовы выстраивать с нами долгосрочные партнёрские связи.
Скупой платит дважды
— Производители учебной техники в один голос говорят о том, что ФЗ № 94 стал для них тормозом развития. Есть ли надежда, что ситуация изменится?
— Единственная позитивная перемена заключается в том, что с нового года все конкурсы будут проводиться в электронной форме. Это позволяет предприятию экономить средства на дорожных расходах по выезду на аукционы, да и сама процедура закупок станет прозрачней. Но в остальном система по-прежнему нацелена на приобретение товара по минимальной цене. Это неверный посыл: учебное оборудование — это зачастую уникальная разработка. Поэтому наивен расчёт на аукцион, в результате которого можно надеяться на выбор самой дешёвой модели, которая ещё и работать будет лучше и качественнее. Механизм аукционов всё-таки нацелен на закупку продуктов поточного, массового производства, а не эксклюзива.
— Но некоторые учебные заведения получили статус автономных учреждений. Значит ли это, что они сами решают, что приобретать?
— Согласен, это логичное предположение, но над ними, тем не менее, довлеет, как дамоклов меч, система конкурсов. Хотя многие стали разбираться во множестве посредников и поставщиков и отказываются покупать более дешёвый суррогат. Ропот, поднявшийся снизу, всё-таки был услышан. В частности, прозвучал голос министра экономического развития РФ Эльвиры Набиулиной, признавшей наличие в этой системе «элемента абсурда». Но воз и ныне там, ничего не изменилось.
— Перейдём от грустного к позитиву. Расскажите о ваших планах на перспективу.
— Мы устанавливаем и поддерживаем тесные творческие связи с рядом крупных университетов. Недавно у нас была делегация из МЭИ, предложившая сотрудничество в крупном проекте, направленном на создание новой лабораторной базы. Наращиваем сотрудничество с Уральским федеральным университетом, которому выделяются солидные средства для коренного переоснащения учебных лабораторий. Мы готовы стать их верным партнёром в решении масштабных задач. Наши планы связаны с созданием новых комплексных лабораторий по актуальным направлениям современной электротехники, электроэнергетики.